Около 1622 г. Риксмузей, Амстердам

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ

В 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Респуб­лику Соединённых провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну. Общественное устройство новых Нидерландов мало изменилось в сравнении с XVI в., но в духовной жизни последовали значительные пере­мены. Государственной религией стал кальвинизм. Это вероучение не при­знавало икон и вообще церковного искусства.

Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились к окружавшей их действительности, буд­ничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразован­ные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».

Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всеце­ло зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь со­вершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникну­ты произведения голландской школы, и даже их небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку.

ФРАНС ХАЛС

(между 1581 и 1585—1666)

Франс Халс, прославившийся преж­де всего как портретист, был выход­цем из Фландрии: он родился в Ант­верпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, пере­брались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался жи­вописи и в 1610 г. получил звание мастера — стал членом гильдии Святого Луки.

В 1612—1615 гг. Халс служил ря­довым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г.). Художник запечатлел стрел­ков во время традиционного банке­та. Здесь царит порядок. Офице­ры — солидные мужчины средних лет, затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, — восседают вокруг стола; рядом сто­ят трое молодых знаменосцев и слуга. Старшие чины заняты непри­нуждённой, неторопливой беседой

(спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по несколь­ку дней), младшие почтительно мол­чат. Характеры всех персонажей — от толстого благодушного капитана до молодцеватого щёголя-знаменосца — переданы Франсом Халсом яр­ко и глубоко. Особенно оживляют композицию приветливые или недо­верчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя.

Около 1622 г. Риксмузей, Амстердам - student2.ru

Франс Халс.

Офицеры стрелковой

Роты Святого Георгия.

Г.

Музей Франса Халса,

Харлем.

*Кальвинизм — течение в протестантизме. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564).

Около 1622 г. Риксмузей, Амстердам - student2.ru

Франс Халс.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены.

Около 1622 г. Риксмузей, Амстердам.

Около 1622 г. Риксмузей, Амстердам - student2.ru

Франс Халс.

Весёлое

Общество.

Между 1616

И 1620 гг.

Музей

Метрополитен,

Нью-Йорк.

В том же 1б1б г. художник напи­сал портрет торговца рыбой Корнелиса ван дер Морсха. Семидесятитрёхлетний старик, представитель знатной фамилии, изображён с корзинкой селёдок. Он бойко расхвали­вает свой товар. Эта странная, далё­кая от бюргерской чопорности ком­позиция говорит не только о его профессии, но и о репутации завзя­того острослова (нидерландское вы­ражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает «высмеять»). Тём­ный фон портрета оживляет задор­ная надпись: «Кто желает?».

Ряд работ Халса 1616—1620 гг. посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула — сам он определённо был любителем шум­ных застолий (до наших дней в ар­хивах сохранились счета, предъяв­ленные художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг.) — участники масле­ничного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селё­док, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представ­ляют встречу Зимы с Весной. Багро­вая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне бесную­щихся фигур ряженых с лицами, вы­мазанными сажей.

Халс работал быстро — его жи­вопись однослойна. В те времена ху­дожники вначале наносили на грунт

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ

Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерлан­дов ещё в XV в. В 30-х гг. XVI в. появились большие полотна, за­печатлевшие торжественные собрания различных общин и объе­динений, прежде всего офицеров стрелковых гильдий — отрядов гражданской гвардии, набиравшихся из местных жителей для охраны городов. Раз в три-четыре года личный состав таких рот обновлялся, и город устраивал банкет в честь отслуживших свой срок ветеранов. Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой портрет. Работу живопис­ца оплачивали сообща, причём тот, кто вносил больше денег, изо­бражался на самом видном месте.

Портреты стрелков начала XVI в. перелают дух сурового и тор­жественного единения боевых товарищей. К концу столетия его сменила атмосфера весёлого, бесшабашного застолья. Стрелки поднимают кубки и бурно жестикулируют. Однако все лица спо­койны и замкнуты — похоже, что художник писал своих заказ­чиков поодиночке, а затем просто «составил» из их фигур сце­ну пиршества. Один современник сравнил такие портреты с игральными картами.

В начале XVII столетия в голландском групповом портрете по­явились новые персонажи: старшины ремесленных гильдий — синдики; попечители различных благотворительных учреждений (больниц, приютов) — регенты. Кроме того, художники стали изо­бражать хирургов во время лекций знаменитых врачей, такие портреты назывались «анатомии».

линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мел­кие детали. Халс блестяще справлял­ся со всеми этими задачами сразу. Кисть мастера безошибочно точна: каждый волосок, ямочка, складка воротника его моделей изображены особым, всегда неповторимым маз­ком. Он предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричне­вого, розовый, жёлтый.

Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г.). Купец Исаак Масса был одним из ин­тереснейших людей Харлема: он много путешествовал, долго жил в да­лёкой России, не раз выступал в ро­ли посредника в русско-голландских дипломатических связях. Муж и же­на сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория су­пружества). Чета Масса — истинные голландские бюргеры: они располо­жились с удобством, ничуть не забо­тясь о внешнем изяществе.

В 20-х гг. мастер снова выполнил на заказ портреты стрелковых гиль­дий Харлема. По сравнению с геро­ями группового портрета 1616 г. стрелки роты Святого Адриана, изо­бражённые в 1623—1627 гг., держат­ся более раскованно, «без чинов». Особое достоинство этой картины заключается в тонкой гармонии кра­сок. Коричневато-розовый тон стен объединяет всё: глубокие чёрные пятна камзолов и шляп, сверкающую белизну воротников, пёстрые крас­ки шарфов и знамён.

Другой групповой портрет 1627 г. изображает стрелков роты Святого Георгия. Наиболее выразителен ка­питан, который сидит вполоборота к зрителю и держит перевёрнутый бокал, требуя новой порции вина. Мы сразу же встречаемся взглядом с этим лихим весельчаком.

Иного рода персонажи запечатле­ны на групповом портрете 1641 г. — регенты (попечители) харлемского госпиталя Святой Елизаветы. Это всё те же бюргеры, но их нрав сильно

изменился. Тёмные фигуры образу­ют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица регентов серьёзны и бесстраст­ны: здесь царит взаимопонимание, но, кажется, почти не звучит живая речь — собравшиеся объясняются взглядами, жестами. Преобразилась и манера письма Халса: она стала бо­лее сдержанной и строгой. Мастер чаще использует серый и чёрный цвета. Но и они таят в себе несмет­ные возможности, недаром голланд­ский художник Винсент Ван Гог от­мечал, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков чёрного».

Многочисленным портретам, созданным Халсом в 40-е гг., свойственна

Около 1622 г. Риксмузей, Амстердам - student2.ru

Франс Халс.

Наши рекомендации