Задание 3. Прочитайте текст. Определите способ изложения материала (метод аналогии, ступенчатый, исторический, дедуктивный, концентрический)
Синонимов, абсолютно совпадающих в значениях, в языке немного: здесь - тут, потому что – так как, языкознание – лингвистика. Обычно между синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия. Такие синонимы называются семантическими (смысловыми, идеографическими). Например: буря, ураган, шторм. Имея общее значение («сильный, разрушительный ветер»), они различаются его оттенками: ураган- это не просто буря, а буря, необычайная по силе; шторм – это буря на море. Или: слова весёлый и радостный; оба они указывают на внешнее проявление хорошего настроения. Но человек может быть весёлым и без особой причины, а радостный обычно имеет какой-то повод для веселья. Слово весёлый может обозначать постоянный признак человека, а радостный – только временное состояние. Ещё пример: смотреть и глядеть – слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, более сосредоточенно, чем глагол глядеть. Поэтому нельзя сказать «глядел в микроскоп», но у Н.А. Некрасова этот глагол оправдан: Не гляди же с тоской на дорогу…Или у Пушкина: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…
Раздел «Этика речевого общения»
Задание 4. Сформулируйте правило, продолжив фразу. Согласно нормам речевого этикета, первыми приветствуют:………..
Задание 5. Назовите, какую формулу речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника. Запишите ваш вариант.
Раздел «Официально-деловая письменная речь»
Задание 6. Составьте письмо, в котором поблагодарите партнера за интерес к Вашей продукции. Сообщите, когда и в каком объеме Вы сможете поставить товар. Пообещайте строгое соблюдение всех оговоренных условий поставки. Завершите письмо.
Задание 7. Приведите 3 языковые конструкции письменного делового общения, по типу речевого действия выражающих обещание.
Задание 8. Отредактируйте текст заявления.
Директору завода «Энергия»
г-ну Ю.И. Селину
от инспектора отдела кадров
Губиной С.С.
Заявление
Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть.
04.05.2007. ____________________ С.С.Губина
Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»
Задание 9. Запишите числительные словами.
А) К 1778 прибавить 852.
Б) Длина окружности равна 422 (сантиметр).
Задание 10. Составьте предложения со словами:комический - комичный.
Задание 11. Поставьте ударение в глаголах:
Включить, внедрить, заключить, облегчить, обострить, положить, предпринять, принять.
Задание 12. Найдите ошибки, связанные с неразличением слов-паронимов. Отредактируйте текст.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.
Задание 13. Проанализируйте различия в значении слов. Из перечисленных в скобках вариантов подберите подходящие по смыслу
Запасный, запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); длинный, длительный (протяженный, долговременный); смириться, примириться (с) (друг, обстановка, судьба, товарищ); комический, комичный (смехотворный, комедийный); праздный, праздничный (обед, жизнь, человек, день); желанный, желательный (гость, ребенок, результат, подарок); опасный, опасливый (рискованный, осторожный); эффектный, эффективный (костюм, процесс, вид, результат); представить, предоставить (слово, ситуация, средства, реальность); усвоить, освоить (город, материал, пространство, истина).
Задание 14. Укажите род существительных, распределив их по группам (женский, мужской, средний род).
Безе, денди, мозоль, иваси, какаду, бра, желе, лосось, моль, кольраби, пони, жюри, меню, тюль, пемоксоль, фламинго, шампунь, филе, фойе.
Задание 15. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова
Беспокоиться, тревожиться (за кого-нибудь, о ком-нибудь); упрекать, порицать (в чем-нибудь, за что-нибудь); удивляюсь, удивлен (чему-нибудь, чем-нибудь); превосходство, преимущество (над чем-нибудь, перед чем-нибудь); уверенность, вера (во что-нибудь, в чем-нибудь); оплатить, заплатить (что-нибудь, за что-нибудь); касаться, относиться (кого-нибудь, к кому-нибудь); препятствовать, тормозить (что-нибудь, чему-нибудь).