И легко вертясь среди судов (М. Г.). 6 страница
предложений в приводимом ниже тексте. Расставьте
знаки препинания.
Тому кто слышал его (Ф. М. Достоевского) речь в
этот день [на открытии памятника Пушкину] конечно
с полной ясностью представилось какой громадной
силой и влиянием может обладать человеческое слово
когда оно сказано с горячей искренностью. Сутуловатый
небольшого роста со слегка опущенной головой и
усталыми глазами с нерешительным жестом и тихим
голосом Достоевский совершенно преобразился произнося
свою речь. Еще накануне слушая его на вечере
превосходно читающим пушкинские стихи нельзя
было предвидеть того полного преображения которое
с ним произошло во время его речи хотя стихи были
сказаны им прекрасно особенно в том месте где он вытянув
перед собою руку и как бы держа в ней что-то
сказал дрожащим голосом И сердце трепетное вынул!
Речь Достоевского в чтении не производит и десятой
доли того впечатления которое она вызвала при
произнесении. На эстраде он вырос гордо поднял голову
его глаза на бледном от волнения лице заблистали
голос окреп и зазвучал с особой силой а жест стал
энергичным и повелительным. С самого начала речи
между ним и слушателями установилась та внутренняя
духовная связь сознание и ощущение которой всегда
заставляют оратора почувствовать и затем расправить
свои крылья. В зале началось сдержанное волнение
которое все росло и когда Федор Михайлович
окончил то наступила минута молчания а затем как
бурный поток прорвался неслыханный и невиданный
мною в жизни восторг. Рукоплескания крики стук
стульями сливались воедино и как говорится потрясли
стены зала. После Достоевского должен был говорить
Аксаков но он вышел перед публикой и назвав
только что слышанную речь ≪событием≫ заявил что не
в состоянии говорить после Федора Михайловича. Заседание
было возобновлено лишь через полчаса.
(По А. Ф. Кони)
315
1. Укажите сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными.
2. Объясните постановку знаков препинания при прямой
речи.
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения
текста. Составьте его схему.
Бессоюзные сложные
предложения.
§ 63. Смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного
предложения. Знаки препинания.
457. Выясните смысловые отношения между частями
бессоюзных сложных предложений (перечислительные,
пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные,
причинно-следственные, условно-следственные).
Объясните постановку знаков препинания. Прочитайте,
соблюдая правильную интонацию.
1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу,
здесь будет город заложен назло надменному соседу
(П.). 2. К сукнам, холстам и домашним материям
страшно было притронуться: они обращались в пыль
(Г.). 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь
от своей клеветы и будете просить у меня
извинения (Л.), 4. Однажды проснулся он и видит:
прямо против его норы стоит рак (С.-Щ.). 5. Пробовал
бежать — ноги от страха не двигались (Л. Т.).
6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего
поезда (Ч.). 7. Темный лес хорош в яркий солнечный
день: тут и прохлада, и чудеса световые
{Пришв.). 8. Он гость — я хозяин (Багр.). 9. Пропади
ты совсем — плакать о тебе мы не будем (?.). 10. Им
овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас
же, разыскать Магду (Наб.). 11. Впереди пробирался
старшой, подавая команду осторожным движением
316
руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались
и замирали; вытянет руку в сторону с
наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно
ложились; махнет рукой вперед — все двигались
вперед; покажет назад — все медленно пятились
назад (Кат.). 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался:
по закону все было сделано (Б. В.). 13. С женой
спорить — бестолочь одна (Б. В.). 14. Ползти было
неудобно: с непривычки болели колени и локти
(Некр.).
Для справок. Между предложениями, объединенными
в одно бессоюзное сложное предложение, ставятся
следующие знаки препинания: запятая, точка
с запятой, двоеточие и тире.
317
Продолжение табл.
Знак
препинания
<
к
Тире
≪
Пример
Я поглядел кругом:
торжественно и
царственно стояла
ночь (Т.).
Всю дорогу до хутора
молчали: говорить
мешала тряская
езда (Ч.).
Вдруг мужики с топорами
явились —
лес зазвенел, застонал,
затрещал (Н.).
Косили версту —
выкосили грош
(М. Г.).
Лес рубят — щепки
летят (посл.).
Любишь кататься
— люби и саночки
возить (посл.).
Хвалы приманчивы
— как их не пожелать?
(Кр.).
Смысловые отношения
между предложениями
То же самое (можно вставить
слова и увидел,
что).
Второе предложение указывает
причину того,
о чем говорится в первом
(можно вставить союз
потому что).
Второе предложение указывает
на быструю смену
событий.
Содержание второго
предложения противоречит
содержанию первого
(можно вставить противительный
союз).
Первое предложение указывает
на время совершения
действия, о котором
говорится во втором
предложении (можно
вставить союз когда).
Первое предложение указывает
на условие совершения
действия, о котором
говорится во втором
предложении (можно
вставить союз если).
Второе предложение содержит
в себе следствие,
вывод из того, о чем говорится
в первом предложении
(можно вставить
слово поэтому).
318
Окончание табл.
Знак
препинания
Пример
Посмотрит — рублем
подарит (Н.).
Смысловые отношения
между предложениями
Содержание первого
предложения сравнивается
с содержанием второго
(можно вставить
союзы словно, будто).
458. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя
их постановку.
1. Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил
ее [Марью Ивановну] в руках разбойников (П.).
2. На ярмарке случилось странное происшествие все
наполнилось слухом что между возов появилась красная
свитка (Г.). 3. Он мучительно провел глазами по
потолку хотел сойти с места бежать ноги не повиновались
(Гонч.). 4. Об одном прошу вас стреляйте скорее
(Л.). 5. Я поднял голову перед огнем на опрокинутой
кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим
охотником (Т.). 6. Шестнадцать лет служу такого со
мной не случалось (Л. Т.). 7. Берегов не видать их
скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны
разлива (М. Г.). 8. Руки коченели дыхание прерывалось
хрипела грудь (Шишк.). 9. Снимок точно был замечательный
изумленное распухшее лицо плавало
в сероватой мути (Наб.). 10. Я когда-то думал проберусь
в Петербург, подниму восстание (Наб.). 11. В эти
годы письма шли долго только в июле пришел ответ
(Наб.). 12. Ганин не мог уснуть в ногах бегали мурашки
и подушка мучила голову (Наб.). 13. Сережка промолчал
он не любил словесных клятв и заверений
(Фад.). 14. В полдень пройти по мертвой улице человека
не встретишь (Шол.). 15. Стемнеет по связи придете
(Бакл.).
319
459 (повторение). Прочитайте текст. Объясните постановку
в нем знаков препинания.
ГОРЬКИЙ.
Любовь к человеку не нуждается, собственно говоря,
в оправдании: любишь потому, что любишь. Но
моя сердечная любовь к Горькому в течение всей моей
жизни была не только инстинктивной. Этот человек
обладал всеми теми качествами, которые меня всегда
привлекали в людях. Насколько я презираю бездарную
претенциозность, настолько же преклоняюсь
искренне перед талантом, серьезным и искренним.
Горький восхищал меня своим выдающимся литературным
талантом. Все, что он написал о русской жизни,
так мне знакомо, близко и дорого, как будто при
всяком рассказанном им факте я присутствовал лично
сам.
Я уважаю в людях знание. Горький так много
знал! Я видал его в обществе ученых, философов,
историков, художников, инженеров, зоологов и не
знаю еще кого. И всякий раз, разговаривая с Горьким
о своем специальном предмете, эти компетентные
люди находили в нем как бы одноклассника.
Горький знал большие и малые вещи с одинаковой
полнотой и солидностью. Если бы я, например,
вздумал спросить Горького, как живет снегирь, то
Алексей Максимович мог рассказать мне о снегире
такие подробности, что, если бы собрать всех снегирей
за тысячелетия, они этого о себе знать не могли
бы...
Добро есть красота, и красота есть добро. В Горьком
это было слито. Я не мог без восторга смотреть на
то, как в глазах Горького блестели слезы, когда он
слышал красивую песню или любовался истинно художественным
произведением живописца.
Помню, как Горький высоко понимал призвание
интеллигента:
— Это человек, который во всякую минуту жизни
готов встать впереди всех с открытой грудью на защиту
правды, не щадя даже собственной жизни.
320
Я верил в искренность Горького и чувствовал, что
это не пустая фраза. Не раз я видел Горького впереди
всех с открытой грудью...
Что же произошло потом? Произошло, оказывается,
то, что мы вдруг стали различно понимать и оценивать
происходящее в России. Я думаю, что в жизни,
как в искусстве, двух правд не бывает — есть
только одна правда. Кто этой правдой обладает, я не
смею решить. Может быть, я, может быть, Алексей
Максимович.
Я продолжаю думать и чувствовать, что свобода человека
в его жизни и труде — величайшее благо, что
не надо людям навязывать насилу счастье. Не знаешь,
кому какое счастье нужно. Я продолжаю любить
свободу, которую мы когда-то крепко любили вместе
с Алексеем Максимовичем Горьким...
(Ф. И. Шаляпин)
1. Объясните значение слов инстинкт, претенциозность,
компетентность, интеллигент (при необходимости
пользуйтесь словарем).
2. Укажите предложения с прямой и косвенной речью.
3. Найдите сложные предложения, укажите их типы.
4. Выделите суффиксы в глаголах чувствовать и навязывать.
5. Сделайте фонетический разбор слова живописец.
460. Приводимые ниже попарно предложения соедините
в одно, используя для этого различные синтаксические
конструкции. Укажите смысловые и стилистические
оттенки различия между полученными вариантами.
О б р а з е ц : Многие ученики активно занимаются в
литературном кружке. Они постоянно повышают
уровень своих знаний.
1. Многие ученики, которые активно занимаются в
литературном кружке, постоянно повышают уровень
своих знаний.
2. Многие ученики, активно занимающиеся в литературном
кружке, постоянно повышают уровень своих
знаний.
11—0105660 321
3. Многие ученики, активно занимаясь в литературном
кружке, постоянно повышают уровень своих знаний.
4. Многие ученики активно занимаются в литературном
кружке, и тем самым они постоянно повышают уровень
своих знаний.
5. Многие ученики постоянно повышают уровень
своих знаний благодаря тому, что активно занимаются в
литературном кружке.
6. Многие ученики постоянно повышают уровень
своих знаний: они активно занимаются в литературном
кружке.
1. Он был довольно способен. Грамота давалась ему
легко. 2. Особенно меня поразил Эрмитаж. В нем собраны
изумительнейшие образцы мировой культуры.
3. Редактор во многих местах исправил текст рукописи.
Он оказал большую помощь начинающему
автору в улучшении стиля рассказа.
461 (повторение). Выделите в тексте предложения:
а) простые; б) сложносочиненные; в) сложноподчиненные;
г) бессоюзные сложные.
СИНЯЯ ПТИЦА.
Первую в жизни синюю птицу я встретил в горах
Заилийского Алатау. Незнакомая, крупная, бархатно-
черная птица перелетала с одного окатанного валуна
на другой. Только вблизи я разглядел, что цвет
ее темно-синий.
Тогда же я отыскал и гнездо на каменной стене у
воды: оно угадывалось в темной щели. Я втиснулся
напротив гнезда между огромных каменных глыб и
стал терпеливо ждать.
Тяжелый водяной гул глушил все. Я вижу, как
срываются в воду камни. А всплесков не слышу. Я вижу,
как, распевая, широко разевают клювики горные
овсянка и чечевица. Но песен их не слышу. Кричу
сам — ничего не слышно! Все тонет в обвальном гуле
воды, в котором соединились и вой горного ветра, и
рев бури, и громыхание грома.
322
Но вдруг звук особый, острый как нож, легко и
просто пронзил тяжелый грохот и гул! Ничто
не смогло бы одолеть этого гула и грохота — ни рев,
ни вой, ни крик! — а он одолел. Свист, похожий на
визг. В неистовом грохотании он слышался так же
ясно, как звонкая песенка зяблика слышится в тихое
утро.
Это свистела она — синяя птица. Она сидела на
мокром камне посредине кипящей реки. Как два зеленых
крыла вздымаются и трепещут две упругие
струи воды. Облачком висит водяная пыль, а в пыли
изогнулась радуга. Перья птицы в блестках воды, как
в жемчугах. Вот наклонилась, развернула веером
хвост — хвост вспыхнул синим огнем...
Спина моя затекла, холодно, бока сдавили углы
камней, по ногам, втиснутым в щели, ползают противные
черные слизи. Я оглох от грохота и вымок от
брызг. Но я не свожу с птицы глаз: доведется ли еще
когда увидеть ее...
(Н. Н. Сладкое)
1. Укажите предложения с однородными членами.
2. Выделите в предложениях обособленные члены.
3. Найдите сложные прилагательные. Объясните их написание.
462 (повторение). Озаглавьте текст. Объясните постановку
знаков препинания.
У каждого народа есть своя святыня — место на
родной земле, которое особенно дорого его сердцу и
разуму. Такой святыней для нашего народа стал город-
герой Волгоград — олицетворение мужества,
стойкости и неисчерпаемой любви к Родине.
Память о легендарных защитниках волжской
твердыни увековечил грандиозный монумент-ансамбль
— поэма в камне о беспредельном героизме и
патриотизме, гимн победе нашего народа над фашизмом,
гимн победе света над тьмой.
Мамаев курган... Здесь, у подножия и на самой
вершине кургана, поднявшегося над Волгой более
323
чем на 100 метров, проходили самые ожесточенные
бои. Сюда с утра до вечера идут тысячи людей: их зовет
сердце. Это отцы, матери, жены, братья и сестры,
дети и внуки тех, кто отдал ради их счастья самое дорогое
— жизнь. Идут ветераны и те, кто совсем недавно
принял воинскую присягу. Идет вся многонациональная
Россия: каждый, кто приезжает в город на
Волге, спешит поклониться святым местам.
Люди идут молча. Останавливаются у скульптуры
<Стоять насмерть!≫.
≪Стоять насмерть!≫, ≪Ни шагу назад!≫, ≪Каждый
дом — это крепость!≫ — читают и перечитывают люди
лаконичные, но так много говорящие слова-девизы,
начертанные на постаменте. Они документальны,
их бережно и точно перенесли художники со стен домов
и блиндажей, из дневников и писем, из приказов.
(Из газет)
1. Найдите в тексте обособленные приложения.
2. Выделите слова с дефисным написанием, объясните
употребление в них дефиса.
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения
текста.
Сложные синтаксические
конструкции.
§ 64. Способы образования сложных
синтаксических конструкций.
Для справок. Сложными (усложненными) синтаксическими
конструкциями называются сложные
предложения с различными видами союзной и бессоюзной
связи. Сюда относятся: 1) сочинение и подчинение;
2) сочинение и бессоюзная связь; 3) подчинение и бессоюзная
связь; 4)сочинение, подчинение и бессоюзная
связь одновременно. Примеры таких предложений смешанного
типа:
324
1. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что
больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из
светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку
(П.).
С х е м а .
2. Через час явилась возможность ехать: метель
утихла, небо прояснилось, и мы отправились (П.).
С х е м а .
3. Когда цигарку сворачивать стал, пальцы у него
сразу не послушались: махорка с листика ссыпалась,
и листик тот никак сворачиваться не хотел (Б. В.).
С х е м а .
4. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом
все уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться
к Сальково, оставалась только узкая полоса
в несколько десятков метров с двух сторон железной
дороги (Сим.).
325
С х е м а .
463. Выясните структуру предложений; начертите их
схемы.
1. Под голубыми небесами великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес
один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо
льдом блестит (П.). 2. Долго при свете месяца
мелькал белый парус между темных волн; слепой все
сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее
на рыдание (Л.). 3. Хаджи-Мурат остановился,
загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились
кровью (Л. Т.). 4. Потолки были везде расписаны
пестрыми узорами, и небольшие белые двери всегда
блестели, точно они вчера были выкрашены; мягкие
тропинки вели по всему дому из комнаты в комнату
(М.-С). 5. Во всем, что наполняет комнату, чувствуется
нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все
вещи источают тот странный запах, который дают
цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься
их, они рассыпаются серой пылью (М. Г.).
6. В стенах дома, вырываясь через открытые форточки,
зазвенел голосистый звонок, и тотчас переплелись
в озорной хор высокие крики школьников:
кончился урок (Фед.). 7. Я понимал, что выручить
нас может только случайность: или вода внезапно
перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу
на брошенную лодку (Пауст.). 8. Комната, в ко-
326
торую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел,
с кем говорила и кому униженно кланялась
моя мать (Кав.). 9. Он боялся, что не сможет надавить
на гашетку: пальцы дрожали и подламывались
(Б. Б.).
464. Объясните постановку знаков препинания в предложениях
с разными видами связи.
1. Была особенная причина, почему я не любил и
боялся дедушки: я своими глазами видел один раз,
как он сердился и топал ногами (Акс). 2. Казак мой
был очень удивлен, когда, проснувшись, увидел меня
совсем одетого; я ему, однако же, не сказал причины
(Л.). 3. Поговаривали, что происходил он из однодворцев
и состоял будто где-то прежде на службе, но
ничего положительного об этом не знали; да и не от
кого было узнавать, — не от него же самого (Т.).
4. Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе,
а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам,
покрытым упавшими желтыми листьями, и разговаривать
(Л. Т.). 5. Изредка я задаю ей машинально
какой-нибудь вопрос, она дает очень короткий ответ;
или же, чтобы отдохнуть минутку, я оборачиваюсь
к ней и гляжу, как она, задумавшись, просматривает
какой-нибудь медицинский журнал или газету (Ч.).
6. Некоторое время сквозь эту пелену доносился шум
лиственниц, потом смолк и он, как будто задавленный
густым снегом; ветер тоже стихал (Кор.). 7. Все
в комнате было на своем месте, только угол матери
печально пустовал, да на стене, над постелью деда,
висел лист бумаги с крупной надписью печатными
буквами (М. Г.). 8. Казалось, враг разгромлен, изошел
кровью, еще усилие — и будет решительная победа
(А. Н. Т.). 9. В горах, если столкнуть с высоты
камень, он сорвет в своем полете другой, третий, они
повлекут за собою десятки, которые обвалят сотни, —
и вот целая лавина каменьев, глыб и комьев земли
рушится в пропасть с нарастающим устремлением,
и гул раскатывается по горам, и пыль, как дым, застилает
склоны, и перекатами бродит по ущельям
грозное эхо (Фед.).
465. Перепишите, расставляя нужные знаки препинания.
Объясните их постановку.
1. Дуэли конечно между ними не происходило потому
что все были гражданские чиновники но зато
один другому старался напакостить где было можно
что как известно подчас бывает тяжелее всякой дуэли
(Г.). 2. Опрометью поскакали мы на выстрел смотрим
на валу солдаты собрались в кучу и указывают в поле
а там летит стремглав всадник и держит что-то белое
на седле (Л.). 3. Множество низеньких домиков разбросанных
на берегу Терека который разбегается шире
и шире мелькали из-за деревьев и дальше синелись
зубчатой стеною горы и из-за них выглядывал Казбек
в своей белой кардинальской шапке (Л.). 4. Его маленькие
желтоватые глазки так и бегали с тонких губ
не сходила сдержанная напряженная улыбка а нос
острый и длинный нахально выдвигался вперед как
руль (Т.). 5. Голоса их были слабо слышны посреди
общего гула и по лицам их видно было они отчаивались
в возможности остановить этот беспорядок
(Л. Т.). 6. Небо было так ясно воздух так свеж силы
жизни так радостно играли в душе Назарова когда он
слившись в одно существо с доброю сильною лошадью
летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом что ему и в
голову не приходила возможность чего-либо печального
или страшного (Л. Т.). 7. В дверях давка всякий
спешил захватить шайку которых не хватало по
крайней мере для третьей части учеников вследствие
чего они должны были сидеть около часу дожидаясь
пока кто-нибудь не освободит (Пом.). 8. Я гляжу на
вас теперь и вспоминается мне как когда-то давно в
день ваших именин вы добрая веселая говорили о радостях
труда (Ч.).
328
466. Перепишите, расставляя нужные знаки препинания.
1. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно
как и раньше но их все больше вздымалось из
моря и можно было глядя на небо думать что и оно
тоже море только море взволнованное и опрокинутое
над другим сонным покойным и гладким (М. Г.).
2. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался
не идут ли за ним тащить на допрос к атаману
то беспокоили мысли что мальчишка заробеет
(А. Н. Т.). 3. Зима начала хозяйничать над землей но
мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его
руками еще можно найти свежие лесные цветы знали
что в печах всегда будет трещать огонь что с нами
остались зимовать синицы и зима показалась нам
такой же прекрасной как лето (Пауст.). 4. По-прежнему
земля источала удушающий зной и по тонким
словно замерзшим в мольбе пыльным веточкам
молодых деревцов видно было как томится изнуренная
природа и ждет движения перемены (Фед.).
5. Ваню поставили перед столом и он тотчас увидел
на столе свой компас и свой букварь развернутый
как раз на том месте где он пытался нарисовать план
местности с речкой мостом и рощей той самой рощей
где он теперь находился (Кат.). 6. Подписан
будет мир и вдруг к тебе домой к двенадцати
часам шумя смеясь пророча как в дни войны придут
слуга покорный твой и все его друзья кто будет
жив к той ночи (Сим.). 7. Сабуров не любил и не
ценил Бабченко но уважал его за личную храбрость
и кроме того это все-таки был его командир полка
человек вместе с которым через час они вступят
в бой (Сим.). 8. На рожон лезть после бессонной
ночи с простреленной рукой расчета не было и потому
Федот Евграфыч прикинув откуда ветерок
тянет просто ждал когда немец из избы вылезет
(Б. В.).
329
467 (повторение). Прочитайте текст, объясните постановку
знаков препинания.
ЧТО ТАКОЕ ПРОПОЛИС?
Прополис — это пчелиный клей, которым пчелы
замазывают щели в улье. До сих пор толком неизвестно,
откуда берут его пчелы, какие таинственные процессы