Эпос как литературный род

Эпос - объективен. Эпос строится на повествовании (эпос – слово о событиях).

В эпоху коллективного существования человека рождается эпос. Гомеровский эпос и выражал коллективность. Эпос - тезис - объективный мир.

Теория мимесиса: 1) Подражать можно, рассказывая о событии как о чём-то отдельном от себя, как Гомер ( об эпосе).

Эпос от 3-его лица. Эпос строится на повествовании.

ПЕРСОНАЖИ И ИХ СИСТЕМА.

человеческие индивидуальности с присущими им поведением, наружностью, миропониманием. Персонаж - объект художественного познания: воплощение в человеческой индивидуальности общих, существенных, социально обусловленных свойств ряда людей.

«Персонажи художественного произведения — не просто двойники живых людей, — отмечал Б. Брехт, — а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора». В образах персонажей рельефно и ярко воплощается содержание эпических и драматических произведений, это — первичная сторона их формы

ПРИМЕР:Описание в последней главе «Илиады» горя Приама, хоронящего своего сына Гектора, — это одно из глубочайших проникновений античной литературы в мир человеческих переживаний. А вместе с тем психологизм, в современном смысле этого слова, здесь отсутствует. Не «диалектика» переживаний выявляется здесь. В гомеровской поэме с максимальной целеустремленностью запечатлевается одно чувство — чувство отцовского горя, предельное в своей силе и ярости. Психологизм Толстого и Достоевского — это выражение интереса к текучести характера, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности, к умонастроениям и помыслам, которые часто не воплощаются в поступке, в индивидуальной и социальной судьбе. В персонажах этих писателей таятся какие-то значительные духовные возможности, осуществляемые далеко не сразу или не осуществляемые вовсе.

ОСОБЕННОСТИ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ

решающую роль играет повествование, т. е. рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны». Аристотель: эпический поэт рассказывает «о событии как о чем-то отдельном от себя».

Между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее.

Для повествователя характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся.

Повествование знаменует обращение к прошлому и в тех случаях, когда оно ведется кем-либо из персонажей.

Так, в последних трех частях романа «Герой нашего времени» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») Печорин выступает одновременно и в качестве центрального персонажа и в роли повествователя (автора дневника). И, как это всегда бывает в эпических произведениях, наблюдается дистанция между первым и вторым: Печорин действует как «герой» собственных записок и анализирует происшедшее в качестве автора дневника. порой оно обретает форму настоящего времени.

Хотя изображение предметов в их статике, как показал Лессинг, не доминирует в словесном искусстве, тем не менее в эпических произведениях оно весьма существенно. К повествованию нередко «подключаются» и авторские рассуждения. Они играют немалую роль в романах и повестях Достоевского и Л. Толстого: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними.

читатель имеет дело со сценическим эпизодом, в составе кот поведение героев тщательно детализируется. В других случаях автор, напротив, сообщает о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах. Таким эпизодом является глава «Войны и мира», посвященная укладу московской жизни старого князя Болконского и его дочери. На протяжении нескольких страниц изображен весьма длительный период — целая зима.

Эпическая форма, как видно, позволяет художнику слова проникать в тайники человеческой души. В литературе XVIII—XX вв. пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека.

Рассказчик часто является одновременно и персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч в повести «Бэла» из «Героя нашего времени»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капитанской дочке», Иван Васильевич в рассказе Л. Толстого «После бала»). К тому же объем текста эпических произведений практически неограничен. Этот род литературы включает в себя как короткие рассказы (юмористика раннего Чехова, новеллы О’Генри), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: многотомные эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой.

Эпический род литературы как бы концентрирует в себе те возможности художественного познания действительности, которыми в большей или меньшей степени обладают и иные виды искусства.

На что претендует эпос?

Рассказ, роман, повесть, новелла, эпопея, житие – литература не светская!

Если искусство обращается к объективной действительности, человек должен обращаться к эпическому роду

Наши рекомендации