Марта 1946 года преобразован в одноимённое министерство
Министерство просвещения РСФСР образовано 15 марта 1946 года из одноимённого наркомата. Министры:
1. Калашников, Алексей Георгиевич 9 апреля 1946 - 16 февраля 1948
2. Вознесенский, Александр Алексеевич 16 февраля 1948 - 12 июля 1949
3. Каиров, Иван Андреевич 12 июля 1949 - 5 июня 1956
4. Афанасенко, Евгений Иванович 5 июня 1956 - 1966
5. Прокофьев, Михаил Алексеевич 1966 - 1966
6. Данилов, Александр Иванович февраль 1967 - 1980
7. Веселов, Георгий Петрович 1980 - июль 1990
Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР образовано 3 августа 1959 года (Постановление СМ РСФСР от 3 августа 1959 года № 1311). Министры:
1. Столетов, Всеволод Николаевич 27 сентября 1959 – 1972.
2. Образцов, Иван Филиппович 1972 - 14 июля 1990. Иван Филиппович Образцов (28 июля 1920 года, д. Быки, Тверская губерния (ныне Максатихинский район, Тверская область), — 28 февраля 2005 года, г. Москва) — советский и российский учёный в области строительной механики и прочности летательных аппаратов, государственный и общественный деятель, организатор высшего и среднего специального образования. Действительный член (академик) Академии наук СССР (затем РАН) с 1974 г., доктор технических наук. Директор, ректор МАИ (1958—1972), министр высшего и среднего специального образования РСФСР (1972—1990). Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР. Являлся депутатом Верховного Совета РСФСР и народным депутатом СССР. Член КПСС с 1944 г. 18 февраля 1972 года за успешную и плодотворную работу в качестве ректора МАИ И. Ф. Образцов был назначен на должность Министра высшего и среднего специального образования РСФСР. Главным достижением И. Ф. Образцова на посту министра является широкое развитие в высшей школе РСФСР новых научных исследований и объединения науки и образования в единый процесс. По мнению многих ректоров, он был наиболее выдающимся министром образования России за весь послевоенный период[источник не указан 96 дней]. Он был единственным министром России, который дважды — на XXVI (1981) и XXVII (1986) съездах КПСС — избирался кандидатом в члены Центрального комитета КПСС, также он был депутатом Верховного Совета РСФСР (1967—1989) и народным депутатом СССР (1989—1991).
14 июля 1990 года объёдинено с Министерством просвещения РСФСР в одно — Министерство образования РСФСР.
Министерство образования РСФСР (с 25 декабря 1991 года Российской Федерации) образовано 14 июля 1990 года на базе Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и Министерства просвещения РСФСР (Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-1). 10 ноября 1991 года преобразовано в Министерство образования РСФСР на базе действующего республиканского Министерства образования РСФСР, Государственного комитета РСФСР по молодежной политике, Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (Указ Президента РФ от 10 ноября 1991 года № 186). 25 декабря 1991 года в связи с изменением наименования государства переименовано в Министерство образования Российской Федерации - (Закон РСФСР от 25 декабря 1991 № 2094-1). Министры:
1. Днепров, Эдуард Дмитриевич 19 июля 1990 - 4 декабря 1992 . Эдуа́рд Дми́триевич Днепро́в (р. 1936) — советский и российский педагог, академик Российской академии образования, в 1988—1989 годах руководитель временного научно-исследовательского коллектива «Школа» при Государственном комитете по народному образованию СССР, разрабатывавшего концепцию современной реформы образования; в 1990—1992 году первый избранный министр образования России, впоследствии — директор Федерального института планирования образования, профессор Государственного университета Высшая школа экономики. После увольнения с военной службы в 1971 году Э. Д. Днепров стал работать старшим научным сотрудником, а затем заведующим лабораторией истории отечественной школы и педагогики НИИ Общей педагогики АПН СССР. Днепров был руководителем научно-редакционной группы по изданию педагогического наследия в издательстве «Педагогика», затем работал главным редактором этого издательства. В 1976 г. Днепров вернулся в НИИ общей педагогики, где получил должность руководителя отдела научно-педагогической информации, а затем — заведующего лабораторией истории школы и педагогики дореволюционной России НИИ Общей педагогики АПН СССР. В начале 1980-х годов Э. Д. Днепров стал уделять внимание современным проблемам образования. В это время в передовых педагогических кругах возникло неприятие школьной реформы 1984 года, не отвечавшей по мнению многих известных педагогов требованиям наступавшей перестройки[4]. В 1987 году Э. Днепров выступал в печати с критикой школьной реформы 1984 года и вскоре стал заметным участником зародившегося общественно-педагогического движения, которое требовало коренной демократизации образования. 1 июня 1987 года в «Правде» была опубликована статья Э. Днепрова «Верю в учителя», в которой он писал, что «должна быть подвергнута реформированию и сама школьная реформа». Эта мысль была быстро подхвачена другими видными представителями педагогической общественности (Е. Куркиным, С. Соловейчиком и др.) и довольно скоро стала популярной. К концу 1987 года, когда руководство страны осознало необходимость отказа от прежнего курса реформы, разворачивается подготовка к намеченному на февраль 1988 года пленуму ЦК по вопросам образования. Подготовкой материалов для выступления на нем Е. К. Лигачева был занят Э. Д. Днепров. 31 мая 1988 года председателем Гособразования Г. А. Ягодиным был сформирован временный научно-исследовательский комитет (ВНИК) «Базовая школа» (позднее его стали называть просто «Школа»), руководителем которого был назначен Э. Д. Днепров. Совместно с плеядой советских педагогов им были разработаны базовые философско-теоретические и социально-педагогические основания новой образовательной реформы и новый школьный устав, опубликованные на страницах «Учительской газеты» в августе 1988 года. Концепция реформы в декабре 1988 года была одобрена Всесоюзным съездом работников народного образования, однако в дальнейшем проходила длительные согласования во Всесоюзном совете по народному образованию и Совете министров. В июле 1990 года Верховным Советом Российской Федерации Э. Д. Днепров был избран министром образования России и стал организатором и руководителем школьной реформы, основанной на принципах концепции 1988 года, которая была направлена на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования. В 1992 году Верховным Советом был принят закон «Об образовании» на основании проекта, предложенного Днепровым. В период его работы в министерстве образования был начат процесс создания частных учебных заведений в России. При министре Э. Д. Днепрове в 1991 году бюджет образования был увеличен сразу в 2,5 раза. При нём Академия педагогических наук была преобразована в Российскую академию образования. После ухода из министерства в декабре 1992 года Э. Д. Днепров вскоре защитил докторскую диссертацию по педагогике и продолжил активно заниматься проблемами реформирования образования. Многие стратегические и концептуальные документы, разработанные в российском образовании в период 1992—2007 года были созданы при его непосредственном участии. Э. Д. Днепров автор свыше 350 научных трудов, в том числе 20 книг по теории, истории и политологии образования.
2. Ткаченко, Евгений Викторович 23 декабря 1992 - 14 августа 1996.
14 августа 1996 года объединено с Государственным комитетом РФ по высшему образованию в Министерство общего и профессионального образования РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1177).
Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации образован 25 февраля 1993 года (Закон РФ от 25 февраля 1993 года № 4547-1). Председатели:
1. Кинелёв, Владимир Георгиевич 21 апреля 1993 - 14 августа 1996.
Упразднён 14 августа 1996 года. Его функции переданы Министерству общего и профессионального образования РФ.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации образовано 14 августа 1996 года путём объединения Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1177). 30 апреля 1998 года министерству переданы функции упразднённого Государственного высшего аттестационного комитета РФ (Указ Президента РФ от 30 апреля 1998 года № 483) . Министры:
1. Кинелёв, Владимир Георгиевич 14 августа 1996 - 28 февраля 1998
2. Тихонов, Александр Николаевич 28 февраля 1998 30 сентября 1998
3. Филиппов, Владимир Михайлович 30 сентября 1998 25 мая 1999
25 мая 1999 года преобразовано в Министерство образования РФ.
Министерство образования Российской Федерации образовано 25 мая 1999 года на базе Министерства общего и профессионального образования РФ (Указ Президента РФ от 25 мая 1999 года № 651). 17 мая 2000 года министерству переданы функции упразднённого Государственного комитета РФ по молодёжной политике (Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867). Министры:
Филиппов, Владимир Михайлович 25 мая 1999 - 9 марта 2004.
Упразднено 9 марта 2004 года.
Министерство образования и науки Российской Федерации образовано 9 марта 2004 года Указом Президента РФ № 314. Минобрнауки России были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упразднённого Министерства образования РФ и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упразднённого Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразованного Российского агентства по патентам и товарным знакам. Министры:
1. Фурсенко, Андрей Александрович 9 марта 2004 - 21 мая 2012. Андре́й Алекса́ндрович Фу́рсенко (род. 17 июля 1949 года, Ленинград) — российский государственный деятель. Исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003—2004); министр образования и науки Российской Федерации (2004—2012). Помощник президента Россиийской Федерации (с 21 мая 2012 года). С 9 марта 2004 — министр образования и науки Российской Федерации в Правительстве М. Е. Фрадкова. 24 сентября 2007 сохранил свой пост в Правительстве В. А. Зубкова. С 12 мая 2008 — вновь министр образования и науки в правительстве В. В. Путина. С 11 января 2010 года — член правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. В период его пребывания на посту первого заместителя министра Минпромнауки России в федеральном бюджете (на 2003) впервые появилась строка «Финансирование научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения». Министерством в процессе реформирования системы отечественного образования реализуется Приоритетный национальный проект «Образование» (А.Фурсенко — член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике). В годы его руководства отраслью происходят изменения в процессе интегрирования науки и высшей школы. А. А. Фурсенко как министр поддерживает продвижение России в Болонский процесс. Сторонник реформирования Российской Академии наук, перевода части её сотрудников на коммерческие контракты. Выступает за то, чтобы в школьную программу входил предмет «История мировых религий», а не «Основы православной культуры» — в связи с этим некоторые деятели Русской православной церкви и председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Александрович Попов подвергли его критике. Считает, что высшая математика убивает креативность и не нужна в школе. По собственному признанию, не изучал в школе высшую математику, и при этом «не дурнее других». Является большим сторонником ЕГЭ. По мнению Фурсенко, ЕГЭ (и олимпиады) «не дают возможности для коррупционных действий». Кроме того, ЕГЭ «даёт гораздо лучшие возможности ребятам со всей России более успешно построить свое будущее», а также «позволит оценить качество школьной подготовки и исправить недостатки школьного образования». По словам заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, Председателя движения «Образование для всех» Олега Смолина, Андрей Фурсенко на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 года сказал, что по его мнению: …недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других. Однако в выпуске «Литературной газеты» непосредственно после форума на Селигере слова министра изложены несколько иначе: Выступая на конференции, прошедшей в рамках организованного движением „Наши“ всероссийского молодёжного форума „Селигер-2007“, министр образования Андрей Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими». Акцент на главную цель образования «взрастить потребителя, способного пользоваться достижениями и технологиями, разработанными другими» отмечается и в других публикациях об этом форуме Русский журнал: Необходима решительная смена политики в образовании. По мнению ведущего редактора отдела «Общество» «Литературной газеты» Людмилы Мазуровой, Фурсенко имел в виду задачу взрастить квалифицированного потребителя, способного воспользоваться преимуществами общества знания, воспринимать информацию и правильно использовать достижения и технологии. Несколько другие акценты расставлены и в материале РИА Новости об интервью министра «Первому каналу» в 2006 году, почти за год до заявлений на Селигере. Фурсенко заявил, что учить людей использовать существующие знания и достижения не менее важно, чем готовить «творцов», создающих что-то новое. Позднее на семинаре в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете ЛЭТИ и на заседании учебно-методического объединения по направлению «Металлургия» в Череповце Фурсенко сказал, что пока идеология образования в большинстве своем осталась прежней, советской: вузы убеждены, что должны готовить творцов, а творцы не всегда и не везде нужны. Идеология образования осталась той же — мы должны готовить творцов. А нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам. Такая позиция вызвала большой резонанс, высказывались например замечания, что ни одна из планируемых жизненно важных для России программ не может быть реализована потребителями-исполнителями, владеющими лишь отвёрточной и сборочной технологиями по чужим схемам. Как следствие такой образовательной политики рассматривается и то, что в 2009 году только 40 % первокурсников механико-математического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ справились с контрольной по материалам ЕГЭ. В марте 2011 года появилось Открытое письмо Президенту с требованием отставки Андрея Фурсенко из-за разрушения им системы музыкальных школ: Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому – вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось. Вот лишь некоторые факты. Детские школы искусств по непонятным причинам отнесены к системе дополнительного образования и находятся в крайне беззащитном положении. Для их закрытия достаточно распоряжения главы муниципалитета. За последние годы в стране закрылись сотни творческих школ, и это – далеко не предел. Письмо подписали такие известные деятели отечественной культуры как Олег Табаков и Владимир Спиваков.
2. Ливанов, Дмитрий Викторович с 2012 года.
Вопросы для самоконтроля:1) Перечислить основные исторические этапы формирования системы образования в России; 2) Охарактеризовать проанализировать основные этапы становления права на образование; 3) Указать основные законодательные и нормативные акты в сфере образования. 4) Привести примеры схем периодизации истории образования. 5). Дать краткую характеристику одного из этапов истории образования.