Кульура античного мира
Термин «античный» происходит от латинского «antiquus» – «древний».
Греко-римская цивилизация возникла на рубеже III-II тыс. до н.э. и существовала до V столетия нашей эры.
В истории культуры античного мира традиционно выделяют древнегреческую и древнеримскую культуру.
В свою очередь, культуру Греции делят на периоды:
крито-микенский (III тыс. - XI ст. до н.э.);
гомеровский (XI – IX вв. до н.э.);
архаический (VIII – VI вв. до н.э.);
классический (V – IV вв. до н.э.);
эллинистический (IV- I вв. до н.э.)
Греческая античность создала неповторимую культуру, которая содержала в себе истоки будущей европейской цивилизации.
Чтобы понять древнегреческую культуру, необходимо учитывать особенности социально-экономического развития того времени. В Греции сложился республиканский тип рабовладельческого государства. Городами-государствами правили коллективно их свободные граждане. Это была рабовладельческая демократия, которая воспитывала у греков особенный менталитет. В центре общества стоял свободный и политически активный человек. «Человек – это мера всех вещей», - сказал греческий философ Протагор.
Главными элементами античной культуры были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, она была неотделима от жизни общества. Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху. Она испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные культы, боги-покровители отдельных городов, земледельческие боги. Но уже в древнюю эпоху наметилась тенденция поглощения метных богов великими богами Греции – олимпийцами. Образы этих богов очень сложны. Каждый из них пережил определенную эволюцию. Представления о богах как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп.
В настоящее время считается, что история древней Греции начинается на рубеже III – II тыс. до н. э. и открывается крито-микенской цивилизацией. Ее материальная основа включала производящее хозяйство, медно-бронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными стенами, дворцы. Размеры сооружений грандиозны. Один из дворцов на Крите занимал площадь около 10 тыс. кв. м и имел два или три этажа. Крепость в Микенах отличалась стенами толщиной до 10 м и высотой до 18 м.
Цивилизация на о. Крит погибла в результате землетрясения, а микенская — в результате нашествия варваров с севера Балкан.
Следующий период культуры греков называют «гомеровским, поскольку основные данные о нем ученые получили из двух эпических поэм, автором которых был выдающийся поэт уже следующего, архаического периода, Гомер. От этого времени не осталось памятников архитектуры или скульптуры. До нашего времени сохранились образцы декоративно-прикладного искусства. Глиняные сосуды украшались геометрическими рисунками из горизонтальных линий. Позже в росписи керамики появились фигуры животных, птиц и людей.
На протяжении архаического периода Греция постепенно опередила в своем развитии соседние культуры. На смену дворцам и крепостям приходят многочисленные культовые сооружения и храмы. Наиболее известными являются храм Аполлона в Сиракузах, храм Артемиды в Эфесе – одно из семи чудес света. Его крышу поддерживали 127 колонн высотой 18 метров.
В конце VII века до н.э. возникает монументальная греческая скульптура. Ведущими являются два типа скульптуры: оголенного юноши и одетой девушки.
Живопись этого периода представлена росписью ваз. Керамику этого времени характеризует техника чернофигурной росписи сосудов, когда красная неглазурованная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Позднее возникает краснофигурная керамика.
С этим периодом в истории связано возникновение древнегреческой философии. Появляются философские учения Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра, Пифагора. В литературе главное место занимает эпическая и лирическая поэзия. Самым известным поэтом архаического периода являлся Гомер – автор двух известных поэм «Илиады» и « Одиссеи».
Классический период характеризуется расцветом демократии, искусства, философии, литературы, права. Искусство классической Греции лежит в основе всей художественной культуры человечества.
Начинается строительство архитектурных сооружений в городах Греции. Они богато украшаются скульптурными изображениями. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Он включал – парадные ворота, храм Ники и главный храм Афин - Парфенон.
Известными скульпторами этого периода были Мирон, Поликлет и Фидий. Мирону принадлежат такие скульптуры, как «Дискобол», «Афина и Марс». Творения Фидия – это статуи Афины, а также 14-метровая статуя Зевса Олимпийского – одно из семи чудес света.
В классический период развивается наука в рамках философии. Наиболее известными мыслителями этого времени были Сократ, Демокрит, Протагор, но особенно прославились Платон и Аристотель, которые определили развитие философской мысли на последующие тысячелетия.
Возникает историография. Создает свои труды Геродот. Его называют «отцом истории».
Успехи медицины связывают с именем Гиппократа.
Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры являлся театр.
В литературе возникает и развивается драматургия, ведущими жанрами которой становятся трагедия и комедия. Развитие древнегреческой трагедии связано с творчеством Эсхила («Прикованный Прометей», «Персы»), Софокла («Царь Эдип», «Электра»), Еврипида («Медея», «Ипполит»). «Отцом комедии» считается Аристофан («Мир», «Всадники» и др.).
Важнейшим элементом культурной жизни древних греков были Олимпийские игры. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры.
Эпоха эллинизма – эпоха распространения греческой культуры и ее обогащения за счет влияния восточных культур.
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (около 287-212 г.г. до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем. Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук – механики, математики, астрономии, географии. Евклид создал элементарную геометрию. Эратосфен достаточно точно определил длину земного меридиана. Аристарх определил размеры Солнца и Луны и расстояния до них, высказал гипотезу о вращении Земли и планет вокруг Солнца.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Была открыта нервная система, выяснено значение пульса, сделан шаг вперед в изучении мозга и сердца. . Теофраст написал «Историю растений», в которой систематизировал знания в области ботаники. Ему также принадлежала работа «Характеры», которая считается одним из первых психологических трактатов.
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самая знаменитая из них в Александрии.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр.
Литература этого времени становится более разнообразной. Появляется особый вид поэзии - идиллия. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Философы стремились отгородиться от окружающего мира, занимаясь вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы – эпикурейство и стоицизм. Основателем первой был Эпикур. Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном, идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для философии более позднего периода характерна еще одна черта – религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все более зримо.
В религию эпоха эллинизма принесла также новые черты. Появился культ монарха и культ судьбы. Но наиболее ярко проявляется смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.
В период эллинизма возникает много новых городов, строительство которых осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: здания городских советов, гимнасии, стадионы, библиотеки, бани, возводятся дворцовые постройки. В этот период широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков и полов в парадных помещениях. Появляются также такие сооружения как знаменитый маяк в Александрии.
В это время продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре. Были созданы всемирно известные рельефы алтаря Зевса в Пергаме, скульптуры «Венера Милосская», « Ника Самофракийская», скульптурная группа Лаокоон». Одним из семи чудес света считался не дошедший до нашего времени Колосс Родосский – бронзовая статуя бога Гелиоса, достигавшая в высоту 37 метров.
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в общих чертах дошла система образования. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.
В сохранении культурного наследия Греции и передаче его последующим эпохам огромную роль играла римская культура.
Римская культура являлась составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения. Во времена своего наивысшего расцвета древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию. Его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северной Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная на Апеннинском полуострове. Древнеримская культура включает:
период культуры этрусков и других племен Италии (XI – III вв. до н.э.)
республиканский период (III - I вв. до н.э.)
императорский период (I в. до н.э.- V в. н.э
Древнейшей цивилизацией на Апеннинском полуострове являлась культура этрусков. Большой вклад этруски внесли в развитие архитектуры, первыми начав строить здания с купольным сводом. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по сторонам - характерные черты городов.
Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит также этрусского происхождения.
Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла керамика. Изобразительному искусству этрусков присущ реализм. Особенно это касается портрета, совершенно чуждого идеализации.
В религии большое значение имело искусство гадания по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений – необычных явлений природы. Пантеон богов в общих чертах совпадал с греческим, но этруски поклонялись также множеству демонов – добрых и злых.
Большое влияние на культуру этрусков оказали греки, появившиеся в Италии в процессе колонизации VIII – VI вв. до н.э. Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, усваивались образы греческой мифологии и гомеровский эпос. В свою очередь этруски воздействовали на соседние италийские племена. Одно из них - латины - занимало Лаций – территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник Рим – будущая столица громадной империи.
Греция и Рим «стартовали» почти одновременно (греки начало своей истории считали 786г. до н. э. — первые Олимпийские игры; римляне — 751 г. до н. э. — основание Рима). Как политическая реальность, Рим пережил Грецию на 7 веков (476 г. н.э. — падение Рима, конец античной эпохи). Ядром римской культуры стала греческая культура, поскольку во II в до н. э. римская империя завоевала Грецию («Греция, взятая в плен, победителей диких пленила» — писал в I в. до н. э. великий римский поэт Гораций).
В 395 году Римская империя раскололась на Западную и Восточную.
В 476 году Западная Римская империя пала под ударами варваров.
Культурное влияние Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.
Многие памятники сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении средневековья и нового времени был языком всех образованных людей. На его основе возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы Европы. Римская архитектура, отвечающая канонам Греции, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система. И, наконец, именно Древний Рим стал колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой для европейской культуры.
ТЕМА: МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ.
ЛЕКЦИЯ 2. Культура Западной Европы в период средних веков и нового времени
План
1) Этапы развития и общая характеристика средневековой культуры
2) Культура в период Возрождения
3) Культура нового времени
1. Этапы развития и общая характеристика средневековой культуры
«Средние века» - принятое в науке обозначение периода в истории Западной Европы между античностью и новым временем. Этот период охватывает более 1000 лет - с V в. н.э. до середины XVII столетия.
В развитии средневековой культуры выделяют 3 этапа:
I – V – X вв.- раннее средневековье
II – XI -XIII вв. – зрелое или классическое средневековье
III – XIV – до середины XVII вв. – позднее средневековье, получившее еще название эпохи Возрождения.
В этом исторически длительном периоде развития были и общие черты, объединяющие все эти этапы в один исторический период. Это был своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры нового времени – эпохи буржуазного производства.
Для средневековой культуры были характерны:
- феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости крестьян от землевладельцев
- сословно-иерархическая структура общества, пронизанная сословной замкнутостью (сословия – общественные группы людей, которые различаются по своему экономическому и правовому положению)
- бесконечные войны, которые несли голод, разрушения, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни;
- господство христианской католической церкви в сфере общественного сознания. Христианство стало центром общества, складывающегося в Западной Европе с V века. Оно влияло на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты, устои общества. Ведущая роль церкви в жизни общества получила название теоцентризм ( дословно – бог в центре)
Христианство возникло в I в. н.э. в Римской империи с ее острыми социальными противоречиями. Оно выступило как движение униженных и несчастных, проповедующее «грядущее избавление от рабства и нищеты». Было запрещено и только в начале IV в. император Константин провозгласил христианство государственной религией. Начиная с IV века, римский епископ стал именоваться папой римским. Укреплению и распространению христианства способствовало принятие «Символа веры» - основных положений христианской религии. Они становятся обязательными для всех христиан. Вера в вознесение Христа, в божественную троицу, в существование загробной жизни стала основой христианского учения. Христианство также учило, что человек является земным воплощением бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, а зло – это результат первородного греха и нарушения заповедей. Слабый человек может получить спасение только с помощью религии.
Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей, занимающих различное социальное положение.
Христианский образ человека исходно оказался разорванным на 2 начала: «тело» и «душа». В этом противопоставлении приоритет отдавался началу духовному. Отныне красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. На смену античному атлету, пришел средневековый аскет - человек, подавляющий чувственные желания, добровольно переносящий физические страдания, одиночество и т.д. То есть утверждался образ жизни человека с идеалом духовного возвышения. При этом требования к нравственной жизни человека ужесточались, предполагая постоянный самоконтроль не только за поступками, как это было в языческой культуре, но и за желаниями, мыслями, побуждениями и словами.
Сущность нравственного образца христианской жизни укладывается в знаменитую триаду: Вера, Надежда, Любовь. Все они обращены к богу. Итак, христианский образец человека – человек глубоко религиозный и поэтому нравственный.
Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим «подвигам» во имя Бога. Стали возникать монастыри.
Роль христианской церкви в культуре средневекового общества определялась тем, что:
1) В руках церкви была сосредоточена система образования и воспитания. В 5-9 вв. в руках церкви находились школы. Их целью была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла набор учащихся. Параллельно с этими школами церковь открывала школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Позже христианская церковь также создавала свои университеты.
2) Искусство средневековья испытывало сильнейшее влияние церкви. Средневековый художник был призван творить, строго следуя жестким церковным правилам - канонам.
3) Контроль над наукой. Всякое знание церковь оценивала сообразно тому, согласуется ли его содержание с учением церкви или нет. Мировоззрение средневековых людей имело религиозный или теологический характер. Наука была схоластической. Схоластика – общее название средневековой религиозно-идеалистической философии. Схоластический - формальный, оторванный от жизни, склонный к пустому мудрствованию. Светская наука и культура преследовались. Особая роль в этом принадлежала инквизиции (от лат. inquisitio –расследование, розыск). Инквизиция – это судебно-полицейское учреждение католической церкви, созданное в XIII веке для борьбы с инакомыслием.
Положение римско-католической церкви было независимым от светской власти. Римско-католическая церковь сохранила самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических вопросов. Она оказывала влияние на европейских монархов. Росло также вмешательство Рима в международные дела, возросло экономическое могущество. Росту влияния католической церкви способствовал ее окончательный разрыв с восточной христианской церковью (православием), который произошел в 1054 году. Римско-католическая церковь играла большую роль в развитии культуры средних веков, особенно в период раннего и зрелого средневековья.
В период раннего средневековья (V-Xв.в. н.э.) в Европе возникли варварские государства. Античная культура была разрушена, многие города, торговые пути запустели. Утвердилось общество земледельцев и воинов, первоначально не имевших понятия о философии и науке, не умевших читать, не ценивших памятников античной культуры. Большая часть этих людей никогда не бывала за пределами своей округи, а их знания часто ограничивались тем, что было видно с самого высокого здания их села. Характерной чертой было профессиональное и социальное размежевание. Этот период сопровождался упадком культуры. Грамотных людей было очень мало, главным образом это были служители церкви. Христианская церковь заботилась о сохранении некоторых аспектов античной культуры (школы, письменность, отдельные знания). Стали появляться монастыри, которые тогда являлись центрами культуры, поскольку обязательно имели школу, библиотеку, мастерскую по изготовлению книг. Книги в этот период времени писали на пергаменте – особым образом обработанная кожа животных, служившая для письма до изобретения бумаги
От культуры этого периода сохранилось мало следов. До наших дней дошли образцы декоративно-прикладного искусства: украшение оружия, сбруи, утвари, одежды, в виде металлических подвесок, пряжек, пластин.
Когда варварские государства приняли христианскую религию, их культура не могла остаться прежней, она стала видоизменяться. Стали строить каменные церкви – небольшие грубые, но все же принимающие вид римских церквей. Поэтому этот стиль стал называться романским, что значит в переводе «римский».
К X столетию разрушительные силы варварства остались в прошлом, в действие все больше вступали созидательные силы.
Культура периода зрелого средневековья развивалась под влиянием двух важнейших факторов. Во-первых, это появление и рост городов, а во-вторых, – начало крестовых походов.
В XI веке город становится культурно-политическим центром. Достаточно быстро формируется городская культура с собственной системой ценностей. Появляются специалисты нового типа – юристы, врачи, ученые, относительно независимые от монастырской культуры.
В городах появляются светские (нерелигиозные школы) и университеты. Именно они обеспечивали дальнейшее развитие и распространение знаний. Хотя церковь и контролировала образование, делать это становилось все труднее. Светское образование в этих школах постепенно брало вверх. Некоторые из городских школ были преобразованы в Корпорации учителей, магистров и учащихся (школяров). Позднее они получили название университета (от лат. universitas – совокупность). Первые университеты появились в странах Западной Европы (Италии, Англии, Франции, Испании).
В противовес светским церковь создавала свои университеты. Так, в 12 в. был открыт Парижский университет. В 13 в. в Испании, Португалии, Неаполе возникли университеты, созданные королевской властью.
Как правило, средневековые университеты имели 4 факультета. Первым был - факультет искусств или подготовительный. Это была первая ступень университетского образования, где студенты готовились продолжить обучение на 3 других факультетах – медицинском, юридическом и теологическом. Обучение велось на латыни – международном языке науки того времени.
В XV действовало уже около 65 университетов.
Другим важным фактором, который способствовал появлению новых форм культуры, были крестовые походы. Европа почувствовала себя единым целым и впервые приобрела высокую цель. Результатом крестовых походов стало новое осмысление истории как войны за идеал. Эта идея надолго завладела сознанием Европы. Важную роль в культурной жизни средневековья стала играть рыцарская культура. Рыцарская культура включала в себя сложный комплекс обычаев, ритуалов, манер, придворных развлечений (например, рыцарских турниров). Ей была присуща и своеобразная литература (рыцарская поэзия и роман).
Для периода зрелого средневековья характерно быстрое развитие светского искусства, которое в это время выступало альтернативой церковного. В XI-XII вв. продолжает развиваться «романский» общеевропейский стиль. Стилевые особенности зрелого средневекового искусства в большей степени выражала архитектура, которая носила суровый, оборонительный характер. Наиболее распространенными типами зданий были: каменные монастырские комплексы, церкви с мощными стенами и башнями сначала с плоскими перекрытиями, позже – иногда с куполами; укрепления, замки, городские стены, жилые дома.
Особенностью художественного развития западноевропейских стран было широкое распространение скульптуры, которая украшала церковные и светские здания. Скульптурные изображения сосредотачивались вокруг входа в храм, украшали створки дверей. Помещалась скульптура и в интерьере. Основу развития скульптуры составило развитие и совершенствование ремесел, в первую очередь литейного дела. Из литого металла, главным образом, бронзы изготовляли и церковную утварь. Расцвет литейного дела пришелся на X –XII века.
Во второй половине XII века в Западной Европе формируется архитектура нового стиля – готика. «Готическим», то есть созданным готами, именовали любое искусство, далекое от классических античных образцов. В настоящее время этим понятием принято обозначать стиль в средневековом искусстве Западной Европы XIII - XIV веков. Ведущая роль по-прежнему принадлежала архитектуре, главным образом церковной. Готические каменные соборы имели стрельчатые окна, украшенные витражами. Главным нововведением стала арочная система. Она состояла из стрельчатых арок, опирающихся на столбы. Это позволило сооружать здания невиданной ранее высоты.В готике широко использовался рельеф, но главный ее скульптурный жанр – статуя. Важную роль в архитектуре готики имели светские общественные постройки, такие как ратуша, торговые ряды, замки, жилые дома и др.
Высокого совершенства достигло декоративно-прикладное искусство готики (резьба по камню, кости, металлические изделия, эмали).
Традиции готики в отдельных европейских странах прослеживаются и в период Возрождения.
Своеобразной формой протеста против социальной и корпоративной регламентации жизни общества стала поэзия вагантов, основными темами которой были лирические мотивы и морализаторские сентенции, а идеалом – братство добрых и веселых людей, несмотря на их социальную, имущественную, национальную принадлежность.
Тогда же были сделаны литературные записи средневекового эпоса и героических песен, которые воспевали образы рыцарей – участников войны с «иноверцами». Широко известными стали в Европе «Песня о моем Сиде», « Песня о Нибелунгах» и т.д.
Таким образом, эпоха средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к новому времени. Именно в это время сложились важнейшие черты европейской культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимало в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако уже в период зрелого средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации общественного сознания на основе распространения гуманистических идей.
ЛЕКЦИЯ : ГУМАНИЗМ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПЛАН
1. Сущность и характерные черты культуры Ренессанса.
2. Развитие научного естествознания и техники
3. 3. Философия и литература
4. Расцвет искусства
5. Реформация и ее влияние на развитие культуры
Сущность и характерные черты культуры Ренессанса
Особняком в истории стоит культура эпохи позднего средневековья – XIV - середина XVII в.в., которая получила название эпохи Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия, для которой хронологические рамки этой эпохи XIV – XVI в.в. В других странах Европы Ренессанс разворачивался в XV - середине XVII в.в.
Деятели Возрождения обратились к античной культуре. Они много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая рукописи и памятники искусства греческой и римской культуры. Именно поэтому это время получило название Возрождение. Обращение к античной культуре оказало сильное влияние на творчество самих деятелей Возрождения. Культура античности, проникнутая идеалами земного счастья и человеческой красоты, помогла им порвать с традициями схоластики, теологии.
Основным идейным содержанием эпохи Возрождения стал гуманизм. Поэтому идеология Возрождения становится по преимуществу светской. Новое мировоззрение выступало против церковной идеологии. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывающие свободное развитие человеческой мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралось богословие и схоластика. Один из крупнейших гуманистов эпохи Эразм Роттердамский подверг критике тупость и невежество богословов, монахов и римских пап.
Гуманисты-поэты стали воспевать неисчерпаемое богатство духовных сил человека, красоту природы. Представители итальянского гуманизма утверждали, что цель человеческой жизни – достижение счастья. Они решительно выступали против аскетизма, считая необходимым установление гармонии между душой и телом, наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Идеал человека гуманисты видели в гармонично развитой личности, в противовес религиозному аскетизму. Истинное благородство человека идеологи Возрождения находили не в происхождении, а в личных заслугах и образованности. Высокое достоинство человека они усматривали в способности к бесконечному совершенствованию.
Следует отметить, что мировоззрение гуманистов было сложным и противоречивым. Отвергая католическую идеологию, гуманисты не порывали с католической религией, а нередко находились на службе у пап и других церковных иерархов.
Весьма значительным были демократические традиции в гуманизме, нашедшие яркое отражение в произведениях Т. Кампанеллы, Т. Мора и других. Они выдвигали идеи утопического коммунизма.
Гуманизм имел большое прогрессивное значение в историческом развитии европейских стран. Он явился тем фактором, который способствовал созданию в эту эпоху больших культурных ценностей.
Развитие научного естествознания и техники
Развитие научного естествознания и техники является одной из важнейших особенностей эпохи Возрождения. Это было обусловлено потребностями зарождающегося капиталистического производства. Поиск новых морских путей, необходимых для развития торговли, привели к великим географическим открытиям, доказали шарообразность Земли и дали мощный толчок всему развитию естествознания.
Крупнейшим открытием эпохи Возрождения было создание польским ученым Н.Коперником гелиоцентрической системы мира, что нанесло удар по религиозному мировоззрению.
В математике были введены мнимые величины, усовершенствованы символические обозначения в алгебре, развивались геометрия и тригонометрия. Широкое развитие получила механика.
Благодаря развитию механики и геометрии имелись успехи строительного дела и архитектуры. Расширились технические знания.
С конца 14 в. в Европе было начато производство пороха и огнестрельного оружия. Появились самопрялка, мельницы для изготовления бумаги из тряпья, Были усовершенствованы ткацкий станок, техника горного дела, кораблестроения, изготовления железа (переход к доменному производству). Развилось производство очков, что привело к разработке теоретических основ оптики созданию новых инструментов, средств экспериментирования. На рубеже 16-17 вв. были сконструированы микроскоп и «зрительная труба» - телескоп, которые значительно расширили область научного исследования. Были усовершенствованы часы и компас, а также изготовлены ртутный барометр и термометр.
Для медицины плодотворными оказались поиски химических средств лечения болезней (Парацельс). Обширный свод знаний по анатомии создал А. Везалий, М. Сервет открыл малый круг кровообращения.
Важную роль в распространении научных знаний сыграло развитие книгопечатания. В середине 15 века Гутенберг изобрел способ книгопечатания с помощью подвижных литер.
Существенные изменения произошли в области образования. Расширился круг учебных предметов, содержание образования. Были высказаны идеи о праве женщин на образование и о необходимости обучения на родном языке.
Таким образом, в это время происходит становление науки о природе и развитие техники.
Литература и искусство
Литература и искусство Возрождения возникли в Италии.
Глашатаем национального единства и защитником народного итальянского языка выступил автор «Божественной комедии» Данте, великий поэт. В его творчестве были выражены уже новые идеи высокой оценки человеческой личности. Лирические «Сонеты» Петрарки открыли внутренний мир человека, благородство и правду интимных чувств, обращенных к земной жизни. Основоположником новеллы выступил Дж. Боккаччо, автор «Декамерона». Во Франции литература Возрождения остроумно высмеивала аскетизм в романе "Гаргантюа и Пагтагрюэль", написанный в середине 16 века Ф. Рабле. В Испании идеи Возрождения ярко выражены в творчестве М.Сервантеса, создавшего роман «Дон Кихот». В Англии своей вершины идеи Возрождения достигли в трагедиях и комедиях Шекспира.
В центре нового искусства стоял реальный мир, яркий образ человека, деятеля, героя. Искусство основывалось на научных законах анатомии, перспективы, оптики и т.д. Важную роль сыграло изучение античного наследия.
Характерной чертой архитектуры является создание не только церковных, но и светских зданий. Сооружаются общественные здания, создается новый тип светского здания – палаццо – городской дворец-особняк.
В изобразительном искусстве постепенно торжествует свободная передача красоты и силы человека. В живописи происходит поворот к картине. Возникают новые жанры - портрет, пейзаж, натюрморт, историческая и бытовая живопись. Особо следует сказать об искусстве Леонарда да Винчи, поисках светлой гармонии в творчестве Рафаэля. Необычно по своему драматизму, полное веры в силы человека искусство Микеланджело.
Высокий подъем переживает в эпоху Возрождения искусство фресковой живописи, а также скульптуры, в которой уделяется внимание пластике человеческого тела, обнаженной натуре.
Музыкальное Возрождение представляло собой полифонию. Получили развитие различные жанры светского музыкального искусства. Это были мадригал и многоголосая песня. Был дан мощный толчок развитию инструментальной музыки (вариации, фантазии и др. для лютни, виолы, скрипки, клавесина, органа и т.д.). В это время возникают новые музыкальные жанры – опера, кантата, оратория и сольная песня.
Большое значение имела эпоха Возрождения и для театрального искусства. В этот период происходит профессионализация театра, зарождаются теория драмы и актерского искусства, строятся первые театральные здания.