Экономические идеи античного мира

Древняя Греция. Экономическая мысль Древней Греции формиро­валась под влиянием особенностей социально-эко­номического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII—VI вв. до н.э. полис — город-государство, представлявший собой общину граждан-зем­левладельцев. Правом принимать участие в управлении государ­ством, владеть землей на территории полиса обладали только граж­дане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (мете­ки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. Соот­ветственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной пред­посылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отра­жение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности ре­форматоров (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных до­кументах. В V в. до н.э., когда греческие полисы достигли расцве­та, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа). Расцвет греческой экономичес­кой мысли пришелся на IV в. до н.э., когда социально-экономи­ческий кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев насе­ления, представленных в основном метеками, т.е. негражданами. В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспре­пятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому вни­мание греческих мыслителей привлекли проблемы развития част­ного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т.п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого ис­торика Ксенофонта (ок. 430 — ок. 355 гг. до н.э.) достаточно вели­ко: он писал исторические и политические сочинения, воспоми­нания о Сократе и пр. Два его произведения посвящены эконо­мическим вопросам. Это, во-первых, сочинение «О доходах», в ко­тором рассматривается проблема улучшения финансового положе­ния Афин, а во-вторых, «Экономикос» (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному веде­нию домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произве­дения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно озна­чающее «управление домашним хозяйством», встречается впер­вые в истории экономической мысли.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался при­вычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданина полиса достоин прежде всего ум­ственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, — земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ре­месло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяй­стве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наибо­лее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах, «где каждый работник находит многих покупателей», человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких же городах, чтобы прокормиться, одному человеку нужно выполнять различные работы.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт счи­тал производство полезных вещей, т.е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую сто­имость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал прежде всего как богатство, т.е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбере­жения (деньга как сокровище). Ксенофонт предлагал накапливать деньги на черный день, для возможного расширения производства. Кроме того, он признавал и функцию денег как средства обращения.

Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопросы экономической политики государства. Он считает, что для увели­чения доходов Афин государство должно оказывать покровитель­ство метекам, а также купцам и судовладельцам. В частности, Ксенофонт предлагал предоставить метекам право владения землей, ввести почетные награды купцам, приносящим наибольшую пользу государству, увеличить количество торговых помещений, строить государственные гостиницы и пр. Решающее значение для увели­чения доходов Афин, по мнению Ксенофонта, имеет рациональная эксплуатация принадлежащих государству серебряных рудников. Он рекомендует государству закупить большое количество рабов и за­тем отдавать их внаем частным лицам для разработки рудников.

Платон. Знаменитый греческий философ Платон (427—347 до н.э.) родился в Афинах в аристократической семье, был учеником Сократа. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, каса­ющихся совершенствования системы государственного устройства.

В произведении «Государство» представлен проект идеально­го государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обя­занностей — естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), во­ины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производительной сфере — в сельском хозяйстве, ремесле, тор­говле; рабы находятся вне социальной структуры общества.

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государ­стве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную соб­ственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлека­ющих их от выполнения важнейших задач — управления государ­ством и его защиты. У философов и воинов не должно быть соб­ственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравствен­ные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, при­ближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земель­ные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравен­ства, нужно ограничить приобретение имущества: если его сто­имость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в эконо­мике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремеслен­ной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда — государству нужно следить, чтобы один че­ловек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Пла­тона к ней было неоднозначным. С одной сто­роны, главным условием стабильности госу­дарства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе тор­говли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары долж­ны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ос­лабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться го­сударством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в мо­нопольном владении государства, частным лицам они могут вы­даваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накопле­нию денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отри­цательно, считая, что оно может нарушить традиционную поли­сную структуру. Ростовщические операции он также считал вред­ными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег — меру ценности (стоимости).

Аристотель. Дальнейшее развитие экономическая мысль ан­тичности получила в трудах Аристотеля (384—322 до н.э.) — зна­менитого древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Эконо­мические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, по­священных этике и политике, т.е. сфере практической деятельно­сти человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Поли­тика» и «Никомахова этика».

Важное место в этических и политических воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассужде­ний Аристотеля следует, что естественное, т.е. со­ответствующее природе, является справедливым. Именно с этой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические.

По мнению Аристотеля, «человек по при­роде своей есть существо политическое», и по­лис (государство) имеет естественное происхож­дение. Поэтому идеальное государственное ус­тройство должно в целом соответствовать со­циальной структуре полиса. Оптимальный тип государства пред­ставляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых — развращенностью и несправедли­востью. Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему го­сударству, другая — отдельным гражданам». Только граждане име­ют право управлять государством и защищать его, именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «непозво­лительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития доб­родетели, и для политической деятельности».

Граждане составляют незначительную часть населения, осталь­ные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности го­сударства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.

Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удов­летворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности — экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и об­щества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное бо­гатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земле­делие — наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющую со­бой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика (искусство наживать состояние) является неес­тественной сферой, главная ее цель — «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, тран­зитную и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, на­емный труд; в-четвертых, разработка и использование природных богатств: полезных ископаемых, лесов и т.п.

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельно­сти, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, перво­начально существовала меновая торговля — простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена.

Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участву­ющие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Арис­тотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т.е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребно­сти людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров.

Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмери­мыми в процессе торговли, Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средства обращения. Ростов­щичество Аристотель считал «по преимуществу противным при­роде» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Этого вопроса касались многие греческие мыслители и писатели, в том числе Ксенофонт и Платон, однако именно Ари­стотель рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к есте­ственному явлению.

По мнению Аристотеля, люди от природы разделены на две основные группы. Первую группу составляют те, у кого душа властвует над телом, а разум — над стремлениями. Эти люди благода­ря своим умственным качествам обладают способностью к пред­видению, «пригодны для политической жизни», им природой пред­назначено властвовать. Во вторую группу входят те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные ука­зания». Этим людям природой предназначено подчиняться и быть рабами. Рабы, по мнению Аристотеля, — это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те, и другие «своими физическими силами оказыва­ют помощь в удовлетворении... насущных потребностей» хозяев.

К категории людей «властвующих» Аристотель относил гре­ков, а к категории «подвластных» — всех остальных (варваров). Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначен­ный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по природе своей понятия тождественные».

Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и не­справедливым — если в рабов превращают греков.

Древний Рим. Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах (например, XII таблиц), в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов и др.), в литературе (на­пример, в «Георгиках» Вергилия), в хозяйственных документах. Однако в отличие от большинства древневосточных стран в Риме, так же как в Греции и Китае, появились специальные произведе­ния, посвященные хозяйственным вопросам.

Римская экономика в основных чертах сходна с греческой. Для нее также характерны полисная собственность на землю и класси­ческое рабство, достигшее в Риме расцвета в III—I вв. до н.э. Однако в Риме большее развитие получило товарное производство, причем не только в ремесле (как в Греции), но и в сельском хозяйстве. Кро­ме того, в Риме сформировалась и постепенно стала преобладающей частная собственность на землю. Эти особенности, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономи­ческой мысли Древнего Рима, основным содержанием которой ста­ли вопросы развития частного рабовладельческого хозяйства.

Катон Старший. Первым, кто обратился к проблемам хозяй­ства, был известный римский политик, оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234—149 до н.э.). Его трактат «О земле­делии» — наиболее ранний из известных нам памятников латинс­кой прозы. В этом произведении еще нет систематического изло­жения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяй­ственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трак­тат является своего рода руководством для начинающего хозяина.

Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности — самое почетное и самое выгодное. Главное вни­мание Катон уделяет получению прибыли. Важнейшими условия­ми этого являются постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, правильная организация труда, товарность сельскохозяйственного производства.

С точки зрения Катона, хозяин, стремящийся рационально организовать работу и получать возможно больший доход, дол­жен при покупке имения обратить внимание на плодородие по­чвы, месторасположение хозяйства. Особенно важной Катон счи­тает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход — от неприбыльных лучше от­казаться. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «хозяину любо продавать, а не покупать». Катон от­мечает, что ради получения дохода можно было бы даже отдавать деньги в рост, если бы это было почетно.

Рассматривая вопросы организации труда, Катон обращает внимание на важность непосредственного участия хозяина в уп­равлении имением. Он должен вникать во все хозяйственные во­просы, ничего не оставлять без своего контроля. Управляющий имением из числа рабов (вилик) должен быть помощником хозя­ину, четко выполнять все его требования, поддерживать жесткую дисциплину среди рабочих, чтобы никто не простаивал без дела. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон в то же время отмечает, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказы­вается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

Большое место в трактате Катона занимают подробные практи­ческие советы: какие орудия труда, какие агротехнические приемы следует использовать, где что можно купить, как организовать сда­чу в аренду пастбищ, различных видов хозяйственной деятельности и т.д. Стремясь помочь начинающему хозяину, Катон даже приво­дит рецепты блюд, лекарственных средств, образцы молитв и пр.

Варрон. Взгляды Катона на организацию сельскохозяйствен­ного производства поддержал и развил писатель и ученый-энцик­лопедист Марк Терренций Варрон (116—27 до н.э.). Он занимал­ся литературным творчеством, писал труды по истории, искусст­ву, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музы­ке, математике и пр. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельско­хозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

Как и Катон, Варрон считал главной целью производства по­лучение прибыли, также отмечал необходимость повышения то­варности производства. По его мнению, для получения возможно большего дохода следует учитывать колебания цен на рынке, использовать достижения агрономии, повышать интенсивность про­изводства, совершенствовать организацию труда.

По Варрону, в хозяйстве должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям труда. Рабы — это говорящие орудия труда; скот — орудия труда, издающие нечленораздельные звуки; инвентарь — немые орудия труда. Для повы­шения эффективности труда Варрон предлагал использовать прин­цип материальной заинтересованности как рабов, так и тех, кто ими управляет. В частности, он считал, что старшим над осталь­ными рабами можно выделить пекулий (небольшое имущество) и разрешить вести самостоятельное хозяйство.

Колумелла. Поставленный Варроном вопрос о повышении эф­фективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяй­ственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.). В его трактате «О сельском хозяйстве» после­довательно излагаются основные принципы ведения дел в помес­тье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревь­ями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

По мнению Колумеллы, упадок сельского хозяйства в Италии был связан не с убывающим плодородием почвы, как считали многие, а с недостатками в ведении хозяйства. В частности, он полагал, что интенсивность сельскохозяйственного производства можно повысить, активно используя достижения агротехники, расширяя связи хозяйства с рынком.

Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь осо­бенно важным является углубление разделения труда между основ­ными работниками — рабами. Однако он отмечал, что рабы не жела­ют трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции. Но рабы, способные достичь высокого уровня знаний, профессио­нализма, обладают живым умом и другими качествами, способству­ющими развитию в них склонности к мятежу. Чтобы лучше органи­зовать труд рабов, повысить его производительность, Колумелла пред­лагает увеличить число надзирающих за рабами, а к наиболее квали­фицированным рабам применять самые строгие меры, в частности выводить их на работу закованными. Большое значение Колумелла придает пробуждению духа соревнования между рабами.

Важную роль в организации труда рабов, в повышении эффек­тивности хозяйства Колумелла отводит вилику (управляющему), от которого требует глубокого знания хозяйства, высоких мораль­ных качеств, преданности своему господину. Однако, чтобы устранить соблазн нажиться за счет хозяина, Колумелла предлагает назначать виликом неграмотного раба, поскольку тот не сможет подделывать отчеты, счета.

Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производитель­ность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина». Если же по каким-то причинам присутствие хозяина, постоянный контроль с его стороны невозможны, более выгодно предоставить обработку земли свободным колонам (арендаторам), ведь они ра­ботают и на себя, а значит, заботятся о земле, обладают большей производительностью труда, чем рабы без хозяйского надзора.

Цицерон. Втрактатах Колумеллы, Катона Старшего, Варрона нашли отражение чисто практические вопросы, связанные с сель­скохозяйственным производством. Теоретическое рассмотрение экономических проблем в Риме не получило широкого распрост­ранения. Однако некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы тео­рии. Самым известным из них был выдающийся оратор, полити­ческий деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера.

Цицерон вслед за греческими мыслителями считал, что есте­ственным свойством природы является справедливость. В приро­де есть все необходимое для счастья человека, и сам он может украсить землю своим трудом. Особое уважение у Цицерона вы­зывает земледельческий труд, приносящий изобилие.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится го­сударство, лучшим видом организации которого является рес­публика. В ней соединены элементы трех основных государствен­ных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие за­кона должны подпадать все.

Идеальный гражданин государства должен обладать доброде­телями, среди которых особенно выделяются познание истины, умеренность, величие духа и, наконец, справедливость.

Главное, в чем заключается справедливость, — это «никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием». Кроме того, справедливость состоит в том, «чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной как своей». Частной собственности, по мнению Цицерона, в природе не бывает, но она возникает в процессе естественного развития обще­ства в результате войн, законов, соглашений и пр. Таким образом, частная собственность справедлива, а человек, посягающий на чу­жую собственность, нарушает «права человеческого общества».

Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в спра­ведливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наем­ным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотво­рительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обще­стве и обязаны помогать друг другу.

Экономическая мысль Древнего мира развивалась неравномер­но и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, осо­бенно в Греции. Однако и в восточных странах, в частности в Ин­дии и Китае, рассматривались многие важные теоретико-экономические вопросы. Общая характерная черта экономических идей древ­ности — отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.

И в древневосточных, и в античных странах уделялось внима­ние экономической политике государства. На Древнем Востоке эта тема стала основной для экономической мысли: считалось, что государство должно активно вмешиваться в экономическое развитие, рассматривались конкретные вопросы управления госу­дарственным хозяйством, экономикой страны в целом.

В античных странах вопросы, связанные с экономической по­литикой государства, не стали главными. Гораздо большее внима­ние здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. В Древнем Риме, например, особое развитие получили прикладные исследования, а в Древней Греции активнее разраба­тывались теоретические вопросы, среди которых товар и его свой­ства, стоимость, деньги и их функции и др. И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством, призванным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацелен­ным на получение прибыли, однако относились к ним по-разно­му. Римляне определенно отдавали предпочтение товарному производству. Греки же фактически считали, что для полиса как еди­ного экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительным является натуральное хозяйство, а внутри полиса полезно развитие мелкого товарного производства.

Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для даль­нейшего развития экономической науки.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите общие и отличительные черты развития экономической мысли на Древнем Востоке и в античных государствах.

2. Назовите основные произведения, в которых нашла отражение эко­номическая мысль в Древнем Египте, Месопотамии, Индии. Какие хозяйственные вопросы в них затрагивались?

3. Как развивались экономические идеи в Древнем Китае?

4. Какие вопросы отражались в экономической мысли Древней Греции?

5. Назовите ее основных представителей, охарактеризуйте их взгляды.

6. Что характерно для развития экономической мысли Древнего Рима?

Наши рекомендации