Динамика культуры. виды и хар-ки

Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.

В культурологииразличают 3 типами динамики: фазовой или этапной; циклической и инверсионной. Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации. Ядром ее выступают классовые интересы в одном из своих ведущих разновидностей - имущественных преимуществ.

Еще одним типом динамики называют инверсию. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилась прочная структура. Чем меньше степень стабильности общества, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.

Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости.Изменения в рамках цикла оказываются повторяющимися, общества движутся по подобным траекториям протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. такое, которое периодически возвращается к исходной точке

Типы культурных изменений:

Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматичной направленности общественного сознания, т.е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя или как усталость, реакция расслабления на предыдущий бурный период развития культуры, или как недовольство его результатами.

Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. Вследствие этого система распадается. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию других, более актуальных элементов и их связей, став зародышем новой культуры.

О культурном застое говорят, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество проявляет приверженность традициям, ориентируется на повторяемость норм, ценностей, смыслов, знаний, распространяет запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного прогрессивного развития не в состоянии даже крупные открытия.

15. Социальные типы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.

Субкультура – это особая разновидность к., создаваемая различными социальными объединениями, она направлена на развитие узких интересов, более замкнута, чем основы к. Субкультура городских производителей, профессиональная субкультура гуманитарных и технических уровней социума, субкультура возрастная (детство, молодёжная, людей старшего возроста и т.д.); этническая культура малых народов. Главные особенности субкультуры:

1.не выступает как конфликт стороны в споре быть первой по отношению к титульной культуре.

2.Является одним из фундаментов сложной системы гос.культуры.

3.Субкультура имеет положит.качества массовой к.

Контркультура – разновидность с.к., выступает в агрессивных формах, протестах против диктата основной культуры, воспринимая её как противника, ставя цель разрушения и дисгармонии по отношению к другим субкультурам.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (фр. marginal — побочный, на полях, и лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,- развитие) —

пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Маргинальность органично присуща современной культуре.

16.Элитарная и массовая культура.

Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества. Наиболее яркое выражение она находит в изобразительном искусстве, серьезной музыке и литературе. Высокая культура, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания неподготовленного, среднеобразованного человека и на десятилетие опережает уровень его восприятия. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты, философы. Когда уровень образования растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».

Массовая культура утвердилась в середине XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Средства массовой информации не только позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, но формируют общие стандарты потребления, что объединяет людей, стирает различия между ними, хотя подчас и нивелирует их личности.

Примеры массовой культуры — популярная эстрадная музыка, цирк. Они понятны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской.

Наши рекомендации