Переходного процесса асинхронного ЭП в двигательном режиме
1.1 Построение естественной механической характеристики
1.1.1 Будем считать, что приводимый механизм создает на валу АД реактивный статический момент сопротивления постоянной величины: .
Чтобы иметь высокий КПД двигателя, выберем его нагрузку в пределах:
, (1)
где: – номинальный момент АД:
, (2)
где: – номинальная угловая частота вращения вала АД:
, (3)
где: – номинальная частота вращения вала АД
;
;
.
1.1.2 Номинальное скольжение:
, (4)
где: – синхронная частота вращения магнитного поля статора АД:
, (5)
где: – частота питающей сети;
– число пар полюсов АД;
;
1.1.3 Рассчитаем естественную механическую характеристику АД по формуле Клосса:
, (6)
где: – критическое (максимальное) значение момента, определяемое из отношения кратности критического момента:
; (7)
; (8)
;
– критическое скольжение:
, (9)
где: – активное сопротивление фазы обмотки статора и приведенное к числу витков фазы статора активное сопротивление фазы обмотки ротора АД;
– индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора и приведенное к числу витков фазы статора индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки ротора АД (в задании даны неприведенные значения параметров ротора и и коэффициент приведения по ЭДС ):
; (10)
; (11)
;
;
– суммарное активное сопротивление фазы ротора АД, приведенное к числу витков фазы обмотки статора, включающее приведенное добавочное сопротивление фазы обмотки ротора (при построении естественной механической характеристики ), Ом;
.
Далее, задаваясь скольжениями в диапазоне (таблица № 3), по формуле Клосса строим естественную механическую характеристику АД, представленную на рисунке 3.
Таблица № 3. – Естественная и искусственные механические характеристики АД с фазным ротором
s | 0,05 | 0,1 | 0,15 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,45 | 0,5 | 0,55 | 0,6 | 0,65 | 0,7 | 0,75 | 0,8 | 0,85 | 0,9 | 0,95 | ||
М | |||||||||||||||||||||
М1 доб.1 | |||||||||||||||||||||
М2 доб.2 | |||||||||||||||||||||
М3 доб.3 |
Рисунок 3. – Естественная и искусственные механические характеристики АД с фазным ротором
1.2 Ступенчатый пуск АД с фазным ротором
1.2.1 Значение пускового момента АД:
; (12)
.
1.2.2 Значение переключающего момента АД:
; (13)
.
1.2.3 Скольжение на естественной механической характеристике при :
, (14)
где: – коэффициент кривизны естественной механической характеристики:
; (15)
;
1.2.4 Задаемся количеством ступеней пускового реостата . Обычно .
1.2.5 Скольжение на естественной механической характеристике при :
; (16)
1.2.6 Подставляя в формулу Клосса , проверяем выполнение условия :
.
Т.е. проверка верна, т.к. .
Так как метод расчета количества ступеней пуска приближенный, то возможны дефекты взаимного расположения искусственных характеристик: пусковая характеристика с добавочным сопротивлением не проходит через точку короткого замыкания ( ) при моменте (задано по условию пуска), переключение на очередную механическую характеристику проходит при моменте, отличающемся от . В этом случае необходимо откорректировать прохождение характеристик, подбирая приведенные значения добавочного сопротивления . Добившись желаемого взаимного расположения всех искусственных механических характеристик АД, построим на одном графике с естественной скорректированные искусственные механические характеристики АД в диапазоне скольжений (см. таблицу № 3 и рисунок 3).
Из построенных характеристик, помимо и критических скольжений , определим , являющиеся и для переходного процесса АД.
1.2.7 Приращение скольжений на каждой ступени пуска :
- для первой ступени пуска:
(17)
;
- для второй ступени пуска:
(18)
;
- для третьей ступени пуска:
(19)
1.2.8 Добавочные (реальные) сопротивления пускового реостата для каждой ступени пуска:
(20)
- для первой ступени пуска:
;
- для второй ступени пуска:
;
- для третьей ступени пуска:
.
1.2.9 Полное активное сопротивление роторной цепи:
1.2.10 Изменение скольжения в процессе пуска при изменении времени для различных ступеней пускового реостата:
, (21)
где: – коэффициент кривизны соответствующей механической характеристики АД:
, (22)
где: – суммарный момент инерции, приведенный к валу двигателя:
, (23)
где: – момент инерции механизма, приведенный к валу АД:
; (24)
;
;
– синхронная угловая частота вращения АД:
; (25)
;
– скольжение при моменте на механической характеристике:
;
;
;
- для первой ступени пуска:
;
- для второй ступени пуска:
;
- для третьей ступени пуска:
;
- для первой ступени пуска:
;
- для второй ступени пуска:
;
- для третьей ступени пуска:
Изменяя время для трех ступеней разгона, строим зависимость переходного процесса АД с фазным ротором, причем момент времени окончания переходного процесса на предыдущей ступени разгона является моментом времени начала переходного процесса следующей ступени. Данные расчета представлены в таблице № 4, а характеристика переходного процесса приведена на рисунке 4.
Далее строим зависимость переходного процесса АД, величину которой получаем подстановкой значений в формулу Клосса. Данные сводим в таблицу № 5, а характеристика переходного процесса показана на рисунке 5.
Таблица 4. – Переходной процесс АД с фазным ротором, зависимость s(t)
t, c | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | ||
s, о.е. | 0,8460 | 0,7488 | 0,6875 | 0,6488 | 0,6243 | 0,6089 | 0,5991 | 0,5930 | 0,5891 | 0,5866 | |
t, c | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | ||
s, о.е. | 0,5851 | 0,5841 | 0,5835 | 0,3395 | 0,3395 | 0,3395 | 0,3395 | 0,1978 | 0,1978 | 0,1978 |
Рисунок 4. – Переходной процесс АД с фазным ротором, зависимость s(t)
Таблица № 5. – Переходной процесс АД с фазным ротором, зависимость М(t)
t,c | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | ||
М,Н*н | 913,84 | 828,92 | 763,75 | 717,89 | 687,07 | 666,87 | 653,83 | 645,48 | 640,16 | 636,79 | 634,65 | 633,3 |
t,c | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | ||
М,Н*н | 632,44 | 631,9 | 914,4 | 630,94 | 630,93 | 630,93 | 630,93 | 913,69 | 630,92 | 630,92 | 630,92 |
Рисунок 5. – Переходной процесс АД с фазным ротором, зависимость М(t)