Из методических журналов

1. Дубровин, Р.С. Рай без Бога?: Повесть Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» // Литература в школе. – 2008. – N 12. – С.33-34.

2. Валагин, А. Утерянный рай: О повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» // Уроки литературы (Приложение к журналу «Литература в школе». – 2008. – N 11. – С.1-4.

3. Василенко, Е. Двое из стана: Андрий Бульба и Кирибеевич как заложники запретной любви // Литература (приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – N 2. – С.16-18.

4. Вишнякова, Н. Понятие «маленького человека» у Гоголя: Материал к уроку литературы // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2008. – N 2. – С.19-21.

5. Елисеева, Т.А. Изучение «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя // Уроки литературы (Приложение к журналу «Литература в школе»). – 2009. – N 1. С.5-10.

6. Елисеева, Т.К. Поэма о любви: Повесть Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» // Литература в школе. – 2008. – N 12. – С.34-37.

7. Еремина, Т. «Сверхъестественное отделение носа»: Уроки с элементами мастерской по повести Н.В.Гоголя «Нос» // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2009. – N 2. – С.10-12.

8. Иосиф Мандельштам: «о характере гоголевского стиля»/ Подгот. Дмитренко, С. // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2008. – N 2. – С.31-34.

9. Кошелев, В.А. «Нарочито невеликий» Миргород// Литература в школе. – 2008. – N 12. – С. 12-16.

10. Крейнович, З.Ю. «Чепуха совершенная делается на свете»: Изучение повести Н.В.Гоголя «Нос» // Уроки литературы (Приложение к журналу «Литература в школе»). – 2009. – N 1. – С.10-14.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя

Вопросы для обсуждения

I. Творческая история «Мертвых душ». Замысел Гоголя в контексте его историософских размышлений о России.

II. Национально-философская и общечеловеческая символика «Мертвых душ» (семантика заглавия и реализация смысловых пластов в тексте).

III. Жанровый генезис: современные концепции.

IV. Двойной сюжет: эмпирический и символический планы:

1. мотив дороги (многообразие смыслов и их реализация) и мотив плутания (метафора – мотив – композиционный принцип);

2. характерология Гоголя: помещики в прямой и обратной перспективе, нисходящая и восходящая градации персонажей (концепции С. Машинского, Ю.Манна и др.) и ее смысл;

3. принципы моделирования персонажей (трансформация классицистического принципа доминанты: амбивалентность и оборотничество, и т.д.), психологизм Гоголя;

4. Чичиков в контексте архетипов (имя, телесность, костюм, атрибуты, биография и т.д.);

5. композиционные звенья сюжета: линеарность и ее разрушение,

6. открытый финал, его смысл.

V. Автор в художественной системе поэмы:

1. лирические отступления, их тематика, структура, особенности стиля, соотношение с реальным сюжетом;

2. VI глава как идейно-эстетический центр 1 тома;

3. смысл превращения брички Чичикова в птицу-тройку;

4. смеховое слово Гоголя.

VI. II том поэмы, его место в замысле.

Литература

1. Гоголь Н.В. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ».

Критика

1. Белинский В.Г. Похождения Чичикова или Мертвые души. Журнальные и литературные заметки. Несколько слов о поэме Гоголя. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души».

2. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.

3. Герцен А.И. Дневник о развитии революционных идей в России. О романе из народной жизни в России. Новая фаза русской литературы.

4. Анненский, И. Эстетика «Мертвых душ» // Анненский И.Ф. Книги отражений. – М.: Наука, 1979.

Литературоведение

Учебные издания

1. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

2. Анненкова, Е.И. Путеводитель по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». – М.: МГУ, 2011. – 208 с. (Школа вдумчивого чтения).

3. Гольденберг, А.Х. «Мертвые души» Н.В Гоголя и традиции народной культуры: Учебное пособие по спецкурсу. – Волгоград: ВГПИ, 1991. – 76 с.

4. Тюпа, В.И. Анализ фрагмента // Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М.: Academia, 2006. – С. 130-137.

Монографии

1. Гуковский, Г.А. Реализм Гоголя. – М.;Л.: Гос. изд-во художеств. лит, 1959. – 532 с.

2. Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя. – М.: Просвещение, 1971. – 512 с.

3. Елистратова, А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М.: Наука, 1972. – 303 с.

4. Купреянова, Е.Н., Макогоненко, Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л.: Наука, 1976. – 415 с.

5. Николаев, Д.П. Сатира Гоголя. – М.: Художественная литература, 1984. – 368с.

6. Кривонос, В.Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы. – Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. – 157с.

7. Смирнова, Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М.: Наука, 1987. – 197 с.

8. Еремина, А.И. О языке художественной прозы Гоголя. – М.: Наука, 1987. – 197 с.

9. Вайскопф, М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. – М.: Радикс,1993. – 590с.

10. Мочульский, К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995. – 607 с.

11. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя; Вариации к теме. – М.: Coda, 1996. – 474 с. и др. издания.

12. Гончаров, С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 1997. – 340 с.

13. Кривонос, В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 1999. – 251 с.

14. Вайскопф, М. Птица-тройка и колесница души. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 566 с.

15. Кривонос, В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 1999. – 251 с.

16. Иваницкий, А.И. Архетипы Гоголя // Литературные архетипы и универсалии. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – С. 248 - 292.

17. Гольденберг, А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя: Монография. – Волгоград: Перемена, 2007. – 254 с.

18. Кривонос, В.Ш. Гоголь: Проблемы творчества и интерпретации. – Самара: СГПУ, 2009. – 420 с.

19. Кривонос, В.Ш. «Мертвые души» Гоголя: пространство смысла. Монография. – Самара: ПГСГА, 2012. – 311 с.

Дополнительно:

1. Подорога, В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. – М.: Культурная революция, 2006. – 688 с.

2. Добин, Е. Искусство детали. – Л.: Советский писатель, 1975. – 153 с.

Научные статьи

1. Купреянова, Е. «Мертвые души» Гоголя. Замысел и его воплощение // Русская литература. – 1971. – №3. – 62-74.

2. Манн, Ю.В. О жанре «Мертвых душ»// Известия АН СССР. ОЛЯ. – 1972. – Вып.7 – С. 7–17.

3. Маркович, В.М. О втором сюжете в «Мертвых душах» // Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман. – Л., 1982. – С. 24-33.

4. Гольденберг, А.Х. Житийная традиция в «Мертвых душах» // Литературная учеба. – 1982. – № 3 – С. 155-162.

5. Меднис, Н.Е., Жучкова, М.В. Метафорическая стилистика в поэме Гоголя «Мертвые души»// Жанрово-стилевое единство художественного произведения. – Новосибирск, 1989. – С. 58-63.

6. Виницкий, И., Фуссо, С. Конструкция «Мертвых душ». Анатомия беспорядка в творчестве Гоголя // Известия РАН. ОЛЯ. – 1995. – № 2.

7. Кожинов, В. Поэма Гоголя «Мертвые души» // Литература в школе. – 1995. – № 2. – С. 28-35.

8. Хьетсо, Г. Что случилось со 2 томом «Мертвых душ»? //Вопросы литературы. – 1996. –№ 7. – С. 128 -139.

9. Гольденберг, А.Х., Гончаров, С.А. Легендарно-мифологическая традиция в «Мертвых душах» // Русская литература и культура нового времени.– СПб.: Наука, 1994. – С. 21-48.

10. Гольденберг, А.Х., Гончаров, С.А. Павел Чичиков: судьба героя в легендарно-мифологической ретроспективе // Имя – сюжет – миф: Межвузовский сборник / Под ред. Н.М. Герасимовой. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. – С. 64-86.

11. Гольденберг, А.Х. Традиции народной песни в поэтике «Мертвых душ» // Русская словесность. – 2002. – № 7. – С. 5-19.

12. Гольденберг, А.Х. Традиции учительного «слова» в поэтике «Мертвых душ» // Русская словесность. – 2003. – № 7. – С. 5-13.

13. Гольденберг, А.Х. Традиции учительного «слова» в поэтике «Мертвых душ» // Русская словесность. – М., 2003. – №7. – С. 5–13.

15. Гольденберг, А.Х. «Вечный» сюжет у Гоголя и кризисные модели русской литературы // Гоголевский сборник / Под ред. В.Ш. Кривоноса. – СПб.; Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – С. 147-162.

16. Гольденберг, А.Х. Проблема архетипов в антропологии позднего Гоголя // Гоголь как явление мировой литературы: Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя / Под ред. Ю.В. Манна. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 36-41.

17. Дмитриева, Е.Е. Речевая характеристика образа автора и образов персонажей в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя // Печать и слово Санкт-Петербурга. Сборник научных трудов. – (Петербургские чтения – 2003). – СПб., 2003. – С. 120–125.

18. Еремин, М.А. О границах внутреннего мира в драматургии Н.В. Гоголя // Парадигмы: Сборник статей молодых филологов. – Тверь: ТГУ, 2003. – С. 160–166.

19. За столом с литературными героями: Кулинарный путеводитель пошедеврам мировой литературы / Сост. М. Милославская. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 627 с.

20. Заманова, И.Ф. Двоемирие как композиционный прием в сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» // Русское литературоведение в новом тысячелетии. – М., 2003. – Т. 1. – С. 132–136.

21. Перлина, Н. Средневековые видения и «Божественная комедия» как эстетическая парадигма «Мертвых душ» // Гоголь как явление мировой литературы. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 286–296.

22. Дмитриева, Е. Путешествия в усадьбу и усадебное гостеприимство: К проблеме жанрового генезиса «Мертвых душ» // Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 231–238.

23. Большакова, А. Усадебные локусы в «Мертвых душах»: к вопросу о структурной организации произведения // Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 239–250.

25. Странно, Джакома (Катания, Италия) Европейские и русские литературные источники в творческом процессе Гоголя (Гоголь и Чулков) // Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 297–304.

26. Гольденберг, А.Х. Традиции учительного «слова» в поэтике «Мертвых душ» // Русская словесность. – М., 2003. – №7. – С. 5-13.

27. Орлова, И.А. Цветовая палитра в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Русская речь. – М., 2004. – № 6. – С. 13-18.

28. Щеблыкин, И.П. Об одной распространенной ошибке в толковании поэмы Н.В. Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» // Литература в школе. – М., 2004. – № 4. – С. 6-9.

29. Беглов, В.А. Эпопея в русской литературе. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. – 272 с. – (Классика жанра). Глава первая: Эпопейные возможности действительности и их художественное воплощение в «Тарасе Бульбе» Гоголя: С. 32–64. Глава вторая: Жанровый феномен «Мертвых душ» Н.В.Гоголя: С. 65–94.

30. Беспрозванный, В., Пермяков, Е. Из комментариев к первому тому «Мертвых душ» // Тартуские тетради /Сост. Р.Г. Лейбов. – М.: ОГИ, 2005. – С. 185–205. К вопросу о датировке исторического времени первого тома поэмы: С. 185–192. Архитектура провинциального города в «Мертвых душах»: С. 192–196. Из построчного комментария к первому тому «Мертвых душ»: С. 196–205.

31. Бойко, М.Н. Авторские миры в русской культуре первой половины ХIХ века. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 376 с. Глава 7: Н.В. Гоголь: Художественная мистерия: С. 261–340. Прекрасная вселенная: С. 262–272. Дольнее эпическое: С. 272–280. Дольнее прозаическое: С. 281–290. Амбивалентная женская сущность: С. 290–300. Наедине с нечистью: С. 300–312. Мистика общественной дисгармонии: С. 313–321. Заурядный человек в десакрализованном мире: С. 322–340.

32. Виролайнен, М. Страх и смех в эстетике Гоголя // Семиотика страха. Сборник статей. – М., 2005. – (Сер. Механизмы культуры). – С. 124–135.

33. Новикова, Е.В. Пространственная модель в поэме «Мертвые души» и функция мотива движения // Клио: Сборник студенческих научных работ. – Новосибирск, 2005. – С. 145–152.

34. Рогалев, А.Ф. Подтекст именования персонажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Литература в школе. – М., 2005. – № 4. – С. 21–24.

35. Шульц, С.А. Жанровая традиция «диалогов мертвых» в поэме Гоголя «Мертвые души» // Гоголевский сборник. – Вып. 2 (4). – СПб., Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 141–147.

36. Кулакова, Т.А. О мотиве ‘услужения’ в поэме Гоголя «Мертвые души» // Гоголевский сборник. – Вып. 2 (4). – СПб., Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 259–260.

37. Рюпина, С.В. Функции зоологизмов в поэме Гоголя «Мертвые души» // Гоголевский сборник. – Вып. 2 (4). – СПб., Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 261–263.

38. Поздняков, К.С. Об особенностях фантастики у О.Сомова и Гоголя // Гоголевский сборник. – Вып. 2 (4). – СПб., Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 264–268.

39. Гольденберг, А.Х. Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2006. – №3 (16). Филологические науки. – С. 101-107.

40. Белозерова, А.В. Платон и Гоголь: мифологема «Русь» в поэме «Мертвые души» // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Философские науки. – М., 2007. – N 1. – С. 30-36.

41. Гольденберг, А.Х. Экфрасис в поэтике Гоголя: текст и метатекст // Филологические науки. – 2007. – №1. – С. 13-23.

42. Гольденберг, А.Х. К проблеме дантовского архетипа в поэтике Гоголя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – № 5 (23). Филологические науки. – С. 105-110.

43. Гольденберг, А.Х. «Гоголь и Данте» как современная научная проблема // Н.В. Гоголь в современном культурном пространстве: Шестые Гоголевские чтения: Материалы докладов и сообщений Международной конференции. – М.: Книжный дом «Университет», 2007. –С. 159-174.

44. Савельев, О. Гоголь и «Мертвые души» в пейзаже XIX века // Моск. вестн. – М., 2007. – N 2. – С. 240-252.

45. Кривонос, В.Ш. Притча о назначении человека: О втором томе «Мертвых душ» Н.В.Гоголя // Литература в школе. – 2009. – N 2. – С.11-15.__

Наши рекомендации