Периодизация творчества
I(425-421): ярко выраженная политическая направленность; точный адрес критики; важная роль хора - носителя обличительного начала; конкретизация (нередко наличие реального прототипа) и обобщенный характер персонажей, возведение их в типы ("демагога", "философа", "крестьянина", "судьи" и т.д.); фольклорное начало в образах, гипербола, гротеск как средства их создания ("Всадники", "Облака").
П (414-405): постановка более общих вопросов, ослабление персональной издевки; стремление придать действию внутреннюю целостность, единство (включение парабасы и эпизодических сценок в развитие сюжета); элементы индивидуализации образов ("Лисистрата", "Лягушки").
III(392-388): отход от злободневной политической проблематики, возрастание интереса к частному быту, усиление тенденции к индивидуализации и бытовой конкретности образов; снижение роли хора, который теперь заполняет пением и плясками перерывы между эпизодами, исчезновение парабасы - бόльшая последовательность в развитии действия ("Плутос").
Основные темы творчества Аристофана.
1. Тема войны и мира: протест против войны, идея борьбы за мир в фантастической и комедийно-заостренной форме ("Ахарняне", "Мир", "Лисистрата").
2. Обличение современных Аристофану форм государственного управления, корыстолюбивых политиканов-демагогов.
"Всадники" – гротескный памфлет на реальное историческое лицо - всемогущего политического лидера Клеона. Сатирические приемы изображения: перенесение действия из сферы политики в область быта (иносказание); снижение (изображение Клеона под видом хитроумного, пронырливого раба-кожевника Пафлагонца); гиперболизация, переходящая в гротескность (все, что исходит от Пафлагонца, несет огромную опасность для афинян); конкретизация (материализация) метафоры – наглядность, зримость изображения, действенность обличения (уподобление победы при Сфактерии то украденному у владельца горшку с кашей, то зайцу, которого крадет один раб у другого; пленных спартанцев – снопам, которые гниют у Пафлагонца, мечтающего продать их подороже). Образ Клеона - обобщенный социальный тип огромной художественной силы: воплощение в нем не только классового эгоизма и корыстолюбия рабовладельческой верхушки древних Афин, но и социальной природы демагогии в любом классовом обществе.
3. Критика явлений в общественной жизни, в которых выразился идеологический кризис, - современных Аристофану философских учений о природе, мироздании, человеческом обществе, современных направлений в литературе.
"Облака". Использование маски исторически реального Сократа для создания собирательного образа философа-софиста ("обобщение отдельной личности, возведение частного явления в общий тип" – Г. Лессинг). Споры в науке о правомерности изображения Сократа носителем софистической "мудрости". Опасность софистики – в отрыве от традиционной полисной этики (состязание в агоне Правды – "Справедливая речь" и Кривды – "Несправедливая речь").
Использование пародии, излюбленного приема Аристофана, для высмеивания софистических учений.
"Лягушки" – наиболее полное отражение эстетического кредо Аристофана. Главный объект критики - драматургия Еврипида (см. также: "Ахарняне", "Женщины на празднике Фесмофорий"). Основная часть комедии - агон - состязание между Эсхилом и Еврипидом, спор о задачах поэзии, о цели и способах воспитания общественного сознания (Еврипид: критическое отношение к действительности, изображение человека со всеми его страстями и пороками; Эсхил: задача искусства - воспитание зрителей в духе патриотизма и гражданской доблести, "чтобы вровень с героями встали они, боевые заслышавши трубы"). Симпатии Аристофана на стороне Эсхила, который, по мнению комедиографа, вернее, чем Еврипид, понимает назначение художника: "Лишь полезное должен поэт прославлять". Использование пародии как средства создания образов и литературной полемики.
Последние годы творчества Аристофана - начало изменения древней аттической комедии, подготовившей появление так называемой "средней" комедии: тяготение к бытовой тематике, интерес к судьбе отдельного человека (но условный способ создания образов - использование традиционных устойчивых масок).
Литература
Ярхо В. Аристофан. М., 1954.
Дополнительная литература
Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.
Полонская К.П. Античная комедия. М., 1961. С. 3-30.
В процессе работы над темой 6 и 7 студент должен овладеть специальной терминологией: агон, архонт, бог из машины (deus ex machina), вестник, девтерагонист, диалог, дифирамб, запевала, интрига, катарсис, комедия, коммос, комос, конфликт, корифей, котурны, орхестра, парабаса, парод, перипетия, пролог, протагонист, скена, стасим, театр, трагедия, тритагонист, узнавание, фабула, хор, хорег, эксод, эписодий.
По данной терминологии проводится контрольная работа.
Тема 8.
Литература эпохи эллинизма.