Жанр «древней аттической комедии» в творчестве Аристофана, периодизация его творчества, средства сатирического изображения действительности.

ДРЕВНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ. АРИСТОФАН

Древняя аттическая комедия, как и трагедия, родилась из обрядовых игр праздников Диониса. Анализируя вопрос происхождения и развития комедии, студентам необходимо уяснить первоначальное значение слова “комедия”, выделить, как это предлагается в учебнике под ред. А.А.Тахо-Годи (С.164), составные элементы, из которых возникает комедия, рассмотреть элементы структуры комедии, особое внимание обратив на те ее части, которые отличаются от структуры трагедии (агон, парабаса, анапесты, ода, антода, эпиррема, антиэпиррема). Характерными чертами древней аттической комедии как жанра являются политическая насмешка, направленная на определенных людей и касавшаяся актуальных современных вопросов, сказочность и фантастичность.

АРИСТОФАН (446 - 385 ГГ. ДО Н.Э.)

Аристофан, крупнейший представитель древней аттической комедии, “отец комедии” по выражению Ф. Энгельса. Творчество Аристофана принято делить на три этапа:

* I этап (охватывает 427-421 гг.): “Ахарняне” - 425 г., “Всадники” - 424 г., “Облака” - 423 г., “Осы”, “Мир” - 421 г. до н.э.;

* II этап (414 - 405 гг. до н.э.): “Птицы” - 414 г., “Женщины на празднике Фесмофорий” и “Лисистрата” написаны в 411 г., “Лягушки” - 405 г. до н.э.

* Заключительный III период включает всего два произведения: “Женщины в народном собрании” - 392 г. и “Плутос” - 388 г. до н.э.

В комедиях Аристофана получила отражение разнообразная и сложная политическая жизнь Афин второй половины V в. до н.э. Аристофан в своем творчестве предстает поклонником государственных порядков времени роста афинской демократии. Как отмечает И.М. Тронский (С.158), Аристофан отрицательно относится к так называемой радикально-демократической группировке, которая проводила агрессивную внешнюю политику и поддерживала паразитические элементы. В политических во-просах Аристофан приближался к умеренно-демократической группиров-ке и в идеологической борьбе занимал такую - же умеренно-консервативную позицию. В связи с этим Аристофан в своем творчестве отводит важное место теме борьбы против Пелопоннесской войны, которой посвящены написанные в разные периоды его деятельности комедии: “Ахарняне”, “Мир”, “Лисистрата” (одну из них студенты должны прочитать полностью и подвергнуть тщательному анализу).

Нужно хорошо представлять причины и повод, послуживший нача-ом Пелопоннесской войны (431 - 404 гг.), обусловленной экономическим и политическим соперничеством Афин и Спарты и группировавшихся вокруг них городов. Анализируя ход и события этой войны, следует отметить, что ее начало и первые годы оказались тяжелыми и неудачными для Афин. Спартанцы несколько раз вторгались на афинскую территорию. Однако афинянам удалось в 405 г. до н.э. овладеть городом Пилосом на юге Пелопоннеса. Первые десять лет войны, не давшие победы и преимущества ни одной из воюющих сторон, закончились установлением в 421 г. до н.э. так называемого Никиева мира, который восстановил существовавшее до войны положение. Однако он оказался непрочным, так как встретил протест со стороны союзников Спарты, Коринфа и в среде демократического населения Афин. В ходе войны обострилась борьба между аристократией и демосом, усилилось движение рабов. В 411 году аристократы произвели переворот, но олигархия просуществовала недолго. Хотя демократические порядки были восстановлены, сила афинской демократии была сломлена. Комедии Аристофана чутко реагируют на политические события современной жизни. Наиболее острой в политическом отношении является комедия Аристофана “Всадники”, направленная против влиятельного лидера радикальной партии Клеона. Студенты должны показать на конкретных примерах из текста комедии, за что Аристофан критикует политику радикальной демократической партии, какими сатирическими приемами пользуется автор, подвергая критике деятельность высших органов афинской демократии, интересы какой группировки он представляет, наконец, какова структура и композиционное построение этой комедии. В ряде произведений Аристофан затрагивает вопросы философии, литературы и общественного воспитания, здесь отразилось отрицательное отношение Аристофана к софистам. Непонимание Аристофаном философии софистов привело его к нападкам на творчество Еврипида. Этим вопросам посвящены комедии “Облака”, “Женщины на празднике Фесмофорий” (так назы-вался большой аттический праздник, справлявшийся только свободнорожденными женщинами в честь Фесмофор, т.е. законодательниц Деметры и ее дочери Персефоны), “Лягушки”. Одну из этих комедий необходимо прочитать полностью, однако, анализируя другие произведения, эту тему также следует не упускать из виду.

Вопрос типизации реальных исторических лиц в комедиях Аристофана (Клеон, Сократ, Никий, Демосфен) остается нерешенным, примечательно, что они имеют мало общего с историческими прототипами. Следует выделить также комедии, в которых в сказочной или иной форме представлена пародия на политическую утопию (“Птицы”, “Женщины в народном собрании”, “Плутос”). Помимо учебной литературы (И.М.Тронский. С.156-165, С.И.Радциг. С.318-348, А.А.Тахо-Годи. С.168-177, В.Г.Борухович. С.219-234), студентам необходимо познакомиться с книгой В.В.Головни (В.В.Головня. Аристофан. М.: Изд-во АН СССР, 1955) и пособием по спецкурсу В.Н. Ярхо и К.П. Полонской (Ярхо В.Н., Полон-ская К.П. Античная комедия. М.: Изд-во МГУ, 1979.)

Заключить общий обзор творчества Аристофана необходимо выводом о его роли в мировом литературном процессе и анализом отрывков из тех комедий, которые не включены в обязательный минимум, но представлены в хрестоматиях.

а) Первый период творчества Аристофана (427-421 гг., то есть первый этап Пелопоннесской войны, до Никиева мира) – ярко политический, со строгим соблюдением обрядно-хорового стиля. Сюда (кроме недошедших «Кутилы», 427, и «Вавилонян», 426) относятся комедии Аристофана: «Ахарняне» (425), где простой крестьянин, придя в отчаяние от войны, сам для себя заключает мир и наслаждается мирной жизнью; «Всадники» (424) – сатира на тогдашнего демократического вождя Клеона; «Облака» (423) – о запутавшемся должнике, поправляющем дела учебой у софистов, к которым причисляется и Сократ; «Осы» (422), где старик-сутяжник в конце концов обращается к нормальной и веселой жизни; «Мир» (421) – о виноделе, который добирается на жуке до Олимпа, насильно стаскивает оттуда богиню мира и приводит в свой дом.

б) Второй период творчества Аристофана (414-405). От 421 до 414 г. мы не имеем никаких сведений. Этот период уже не столь ярко политический. Тематика его скорее просто общественно-сатирическая; комедия содержит сатиру на поэтов и театр в связи с политическими требованиями и надвигающимся разочарованием в них. Сюда относятся комедии: «Птицы» (414) – изображаются два афинянина, которым надоела городская жизнь и которые устраивают вместе с птицами город между небом и землей, изгоняя всех, кто туда хотел проникнуть, палками, причем один из них объявляет себя Зевсом; «Лисистрата» (411) – бунт женщин против войны; женщины объявляют бойкот своим мужьям впредь до прекращения войны, но не выдерживают, и дело кончается договором между ними и мужчинами и прекращением бойкота; «Женщины на празднике Фесмофорий» (того же года) – комедия о брате ненавистника женщин Еврипида, который переодетым пробирается на женское празднество, откуда его спасает Еврипид (осмеяние еврипидовского женоненавистничества); «Лягушки» (405) – об извлечении из преисподней Эсхила и Еврипида, между которыми устраивается состязание (злое осмеяние Еврипида).

в) Третий период творчества Аристофана (392-388) – крушение старой земледельческо-ритуально-политической комедии, приближение к позднейшей бытовой комедии нравов, культивирование утопических идеалов, преобладание диалога над хором, отсутствие парабасы. Сюда относятся комедии «Женщины в народном собрании», или «Законодательницы» (392), – сатира на наивно-потребительские утопические теории праздной и сытой жизни, когда все блага жизни даются сами собой; «Богатство» («Плутос») (388) – комедийное изображение Аристофаном мечты честного земледельца о справедливом распределении богатства.

11.​ Прозаические жанры в древнегреческой литературе V-IV вв. до н. э..

В древнегреческой прозе расцвета достигли следующие жанры: философская проза (Платон, Аристотель и др.), ораторская проза (Демосфен), историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), биографическая проза (Плутарх). Художественная проза представлена появившимся в первых веках нашей эры жанром авантюрно-любовного романа, или, как его называли греки, «любовной повести». Первый известный греческий роман — «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона (I в. н. э.). Наиболее значительны «Эфиопика» Гелиодора, «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Платон. В литературе V—IV вв. до н. э. выдающееся место занимает философская проза. Особенно значимы в литературном отношении философские диалоги Платона (428 или 427 — 348 или 347 до н. э.). До нас дошло 41 произведение Платона, включая 13 диалогов, признанных неподлинными (некоторые из них написаны его учениками в рамках деятельности созданной им Академии). Споры о подлинности и хронологии произведений Платона породили т. н. платоновский вопрос.

Платон был учеником Сократа (ок. 470 — 398 до н. э.), не запи-сывавшего свои философские мысли и излагавшего их в искусно построенных беседах с учениками, которые как бы самостоятельно приходили к правильным выводам (метод т. н. сократической беседы). Платон вывел в своих произведениях образ Сократа, переходящий из одного диалога в другой, поражающий мощью интеллекта в разговоре с любым собеседником.

В небольших «сократических диалогах» Платон рассматривает вопросы дружбы («Лисий»), правдивости и лживости («Гиппий Малый»), справедливости («Алкивиад I») и др. В них отражается обстановка, в которой разворачивается беседа, диалоги имитируют разговорную речь с ее перебивами, повторами и т. д.

В диалогах второго типа («Федон», «Федр», «Пир» и ряд других) содержание становится более обобщенным. Здесь разработано учение об идеях, материальном мире как отражении идей; о бессмертии души, о трех ее частях — разумной, волевой (или страстной) и чувственной (или вожделеющей), о переселении душ — метемпсихозе, о знании как припоминании — анамнесисе и др. Платон широко использует художественные средства для изложения философских идей. Так, чтобы объяснить отличие идей и вещей, в VII книге «Государства» он рисует образ пещеры, на стене которой можно видеть тени от предметов за ее пределами. Возникновение любви Платон представляет как результат разделения двуполого андрогина на две половинки, которые должны искать друг друга, чтобы воссоединиться («Федр»). В этих произведениях, в отличие от диалогов первого типа, мысль развивается строго логически, меньше внимания уделяется опровержению противников и больше — самой сути философского учения.

В диалогах третьего типа («Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик») художественная образность уступает место толкованию основных философских категорий. Исчезают бытовые детали, художественная обрисовка характеров персонажей.

В диалогах четвертого типа, отразивших изменение философских взглядов Платона, он вновь прибегает к художественным средствам, к мифологической образности и т. д. В диалоге «Критий» он первым излагает легенду об Атлантиде в форме исторического повествования, напоминающего фантастический утопический роман. Жанр философского диалога, разработанный Платоном, оказал огромное влияние на литературу и философию последующих веков. Можно говорить о персональной модели Платона.

12.​ Эпоха эллинизма в Древней Греции: общественная обстановка, основные направления философии, своеобразие культуры эллинизма.

Пелопоннесская война, продолжавшаяся с небольшими интервалами двадцать семь лет, закончилась поражением Афин. В 404 г. до н. э. воины аристократической Спарты вошли в Афины. Спартанский полководец Лизандр приказал под звуки флейт срыть городские стены, являвшиеся символом мощи и независимости Афин.

Сразу же по окончании войны в Афинах было установлено олигархическое правление, но уже в 403 г. до н. э. в стране были восстановлены демократические порядки. Однако война выявила глубокий внутренний кризис Афин. Имущественное расслоение, усилившееся в результате войны, ослабило демократию, опиравшуюся на мелких и средних собственников.

Социальный кризис коснулся и других греческих полисов; он привел к междоусобным войнам, к обострению классовой и политической борьбы внутри полисов, и это облегчило захват Греции Македонией; после битвы при Херонее (338 г. до н. э.) Греция вступила в новую эпоху своей истории.

Александр Македонский продолжал завоевания своего отца Филиппа и создал колоссальную империю, в которую вошла значительная часть Азии, Египет и часть Европы. Поклонник эллинской (греческой) культуры, Александр усиленно распространял ее во время своих походов в страны Востока. Поэтому эпоху македонского владычества в этих странах, т. е. эпоху распространения эллинской культуры, принято называть эпохой эллинизма («эллинизация» Востока), а культуру этой эпохи – эллинистической. Концом этой эпохи условно считают 31-й год до н. э. (в этом году римским полководцем Октавианом была побеждена египетская царица Клеопатра – и последнее эллинистическое царство попало под власть римлян).

Термин «эллинизм», предложенный немецким историком И. Г. Дройзеном, издавшим в 1836–1843 г. два тома «Истории эллинизма», не совсем точно отражает сущность нового периода в истории античного общества, так как это было время проникновения не только греческой культуры на Восток, но и восточной в Грецию, что не могло не оказать влияния на дальнейшее развитие всех форм греческой идеологии.

Обрисуем кратко основные черты эллинизма. После смерти Александра (323 г. до н. э.) его огромная держава была поделена между его полководцами. Египет получил Птолемей, Сирию – Селевк, Македонией и Грецией стал править Антипатр. Так создались эллинистические монархии преемников Александра (диадохов).

Эта эпоха была временем наивысшего внешнего расцвета Греции и других государств эллинистического мира.

Преемники Александра считали покровительство искусству главной задачей монарха. Они ждали от архитекторов и скульпторов создания грандиозных произведений, подобных произведениям восточного искусства.

В период эллинизма происходит интенсивное градостроительство. Храмовая архитектура не стоит, как прежде, на первом плане: в эллинистических городах сооружаются дворцы, рынки, здания совета, театры с колоннадами, частные дома с удобствами. Возникают новые улицы, гавани. Художественными центрами эллинистического мира становятся не Афины, не Аргос и не Коринф, а Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. Для искусства эллинистической эпохи характерна мегаломания. Известно, что Александр Македонский заказал для сожжения на погребальном костре своего друга 1000 позолоченных деревянных колоссальных статуй. Сотни колоссов были воздвигнуты на острове Родос. Наряду с творениями Лисиппа, Праксителя, Скопаса, продолжавших воплощать в своих статуях физический и духовный идеал человека, до нас дошли многие произведения скульптуры неизвестных эллинистических мастеров, в которых наблюдается тенденция к натурализму («Спящий сатир», «Повешенный Марсий» и др.). Возникает портретная скульптура.

Высокого технического совершенства в период эллинизма достигает искусство мозаики и настенной живописи. Примерами могут служить мозаичное изображение Диониса на Делосе и более поздняя помпейская живопись, представляющая сцены из трагедий Еврипида «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др.

В архитектуре эллинистической эпохи наблюдается нарушение строгого стиля, в результате чего возникает эклектика.

Если искусство классической Греции преследовало в основном культовые цели, то эллинистическое искусство – цели декоративные.

В период эллинизма народ был устранен монархами от участия в государственных делах, и это привело к коренным изменениям в области идеологии, и в частности в литературе. Рост индивидуализма, ослабление гражданских чувств вызвали измельчание проблематики литературы. Разрыв между гражданином и обществом становится все ощутимее. Человек эпохи эллинизма почувствовал себя одиноким и беспомощным, он потерялся в открывшемся перед ним огромном мире, он был исключен из общественной жизни новых обширных государственных образований. Ему оставалась сфера личной жизни, свой замкнутый мирок.

Предметом изображения в эллинистической литературе впервые становится отдельный человек с его частной жизнью, с маленькими семейными радостями и огорчениями. Политическая тематика сводится к воспеванию монарха и его приближенных.

Существенные изменения в греческой идеологии отразились и на философских течениях эпохи эллинизма. Хотя Академия Платона и Ликей Аристотеля продолжают существовать в Афинах, они оттесняются несколькими новыми философскими системами, возникшими на рубеже IV и III вв. до н. э. Две из них получили впоследствии широкое распространение и дальнейшее развитие в Риме – эпикурейцы и стоики: философия Эпикура, последователя Демокрита, и учение основателя стоической школы, Зенона из Кития.

Эпикур (341–270 гг. до н. э.), создавший свою философскую систему на основе атомистической теории Демокрита, использовал ее как средство борьбы со страхом смерти. Этот крупный философ эллинистической эпохи ставил перед собой цель освободить людей от того, что мешает счастью, понимаемому им как безмятежность, внутренняя независимость и душевное спокойствие. Мудрец, стремящийся сохранить это состояние души, должен отказаться от верований толпы, от честолюбия и от погони за богатством. Он может в случае необходимости принимать участие в государственных делах, но лучше обходиться без этого и проводить жизнь в кругу друзей.

Эпикур требовал от человека господства над своими желаниями; удовольствие, к которому стремится человек – свобода от страданий – достигается добродетелью, отказом от предрассудков и ограничением желаний.

Второе главное направление философии эпохи эллинизма – стоическое, возникшее почти одновременно с эпикурейством, призывало к «свободе от аффектов», к добродетели, создающей «блаженного» мудреца, родиной которого является весь мир. Стоики, в отличие от эпикурейцев, верили в оракулы и гадания и были пантеистами (т. е. обоготворяли природу), поэтому проповедовали жизнь сообразно природе. Основой человеческого существования стоики объявили исполнение нравственного долга; все жизненные невзгоды не имеют значения, в том числе и смерть.

Основателем стоической философии был Зенон (335–263 гг. до н. э.), беседовавший со своими учениками в στοά ποίκΐλη («пестрой стое») – афинском портике, давшем название этой философской школе.

С проповедью преодоления страстей и потребностей в эллинистическое время продолжали выступать киники, как и раньше отвергавшие все социальные устои общества: рабство, собственность, брак, традиционную религию и требовавшие равенства всех людей независимо от пола и происхождения. Они призывали к отказу от цивилизации, к опрощению; проповедовали возврат к природе, к естественной жизни. Ярчайший представитель этой школы Диоген Синопский (род. ок. 404 г. до н. э.) называл себя гражданином мира (космополитом). Диоген ничего не писал; его философия заключалась в его образе жизни: он ел самую грубую пищу, ходил в рубище, ночевал в портике или в пифосе – огромном глиняном сосуде, демонстративно отказываясь от элементарных удобств. Умер Диоген в глубокой старости на одной из улиц Коринфа. Эллинистические ученые приписывают ему множество остроумных высказываний, часто язвительных. Очевидно, этой язвительности и своему непритязательному образу жизни Диоген обязан прозвищем κυνικός; («собачий»), давшим название всему философскому направлению, а Платон называл его «сумасшедшим Сократом».

Менее популярной была в период эллинизма философия скептиков, объявлявшая всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Борясь с суевериями стоиков, скептики в то же время, подобно им и эпикурейцам, проповедовали «безмятежность» и «свободу от аффектов».

Все эти философские системы характерны для эпохи эллинизма тем, что в них отсутствует местный патриотизм и содержится забота о счастье индивида, более или менее свободного от обязанностей перед государством.

Уже Ксенофан Колофонский, софисты и Еврипид поселили в умах своих соотечественников сомнения в отношении традиционной религии. Посеянное ими семя скептицизма принесло плоды в эпоху эллинизма, когда религия становится делом личной совести. Богиня Тихе, олицетворяющая слепой случай, почиталась теперь многими как единственное божество. Рационалисты III и II вв. до н. э. делают попытки извлечь из мифологии реальный смысл: в лице олимпийцев они видят исторических деятелей (Евгемер). Стоики толковали богов аллегорически: Гера олицетворяла для них воздух, Гефест, опирающийся на посох, – земной огонь, для поддержания которого нужно дерево; борьба Аполлона с Пифоном означала победу света над мраком и т. п. В Грецию проникают восточные культы богов: культ фригийской матери богов Кибелы, египетской богини-матери Исиды; иноземные культы сливаются с местными. Этот религиозный синкретизм был естествен в условиях политеизма и характерен для эллинистической эпохи.

Контакт эллинистических государств со странами Востока, знакомство с естественными науками Египта, Вавилона и других стран привели к расцвету наук в III в. до н. э., как точных (Эвклид, Архимед и др.), так и гуманитарных. В III в. до н. э. возникает филология как наука. Филологам эпохи эллинизма принадлежит заслуга издания выверенных текстов греческих писателей и поэтов, составление антологий (выдержек из произведений древних авторов) и собраний избранных произведений. Особое внимание уделялось изучению Гомера. Такие ученые, как Зенодот, Аристарх, Аристофан Византийский и др., тщательно изучали гомеровский текст, издавали и комментировали его. Они же и разделили каждую из гомеровских поэм на 24 книги по числу букв греческого алфавита.

Крупнейшим научным центром становится в эпоху эллинизма египетский город Александрия. В III в. до н. э. там был основан «Музей» («Храм муз»), где работали ученые и поэты, нередко соединявшиеся в одном лице. Там же, в Александрии, была создана библиотека, в которой уже в III в. до н. э., по свидетельству древних, хранилось около полумиллиона книг (свитков). Библиотека погибла от пожара при захвате Цезарем Александрии в I в. до н. э. В какой-то степени потеря была восполнена переводом в Александрию библиотеки Пергамского царства.

Веком расцвета эллинистической литературы был III в. до н. э. Большое влияние на эту литературу имели написанные в конце IV в. до н. э. «Характеры» Феофраста, ученика Аристотеля. В этом произведении изображались типы людей, отличающиеся определенным сочетанием черт (льстец, скряга, болтун, пьяница, бессовестный, суеверный, зазнайка и т. п.). В русле «Характеров» развивалась так называемая новая (или «новая аттическая») комедия, которую иногда так и называют – «комедия характеров».

13.​ Жанровое своеобразие «новой аттической комедии», круг сюжетов и образов. Творчество Менандра.

Новая аттическая комедия В 330-е до н.э. аттическая комедия была радикально реформирована, и уже к 324 до н.э. относится первая комедия Менандра, признанного впоследствии лучшим представителем новой комедии. Благодаря открытию уже в 20 веке древних папирусных рукописей стали известны пространные отрывки из семи комедий Менандра, текст «Брюзги» (316 до н.э.) сохранился полностью. Другие значительные поэты новой комедии, действовавшие во второй половине 4 век до н.э. (Дифил, Филемон, Аполлодор), известны по фрагментам и по вольным подражаниям в римской паллиате. О позднейших представителях жанра сведений очень мало. Новая аттическая комедия ни по форме, ни по содержанию не является продолжением древней и представляет собой этическую «комедию характеров», образцом для которой были трагедии Еврипида. Структура новой комедии также в целом ориентируется на трагедию конца 5 века до н.э. Комедия состоит из пролога и эксода, за которым следует несколько актов, соответствующих эпизодиям трагедии и разделенных партиями хора. Хор не принимает участия в действии, во многих случаях поэт не писал текста для хора, но только «оставлял место» для него. Уже у Менандра представлено деление на пять актов, римские теоретики, начиная с Горация («Наука поэзии»), рассматривают такое деление как необходимое структурное требование комедии. Фабула должна быть сложной, но тщательно и последовательно выстроенной, при этом в известных ново-аттических комедиях (как и в римской паллиате) довольно точно соблюдаются принципы конструирования фабулы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля. Как и в поздней трагедии, краткое содержание комедии излагается в прологе. Фантастические и мифологические сюжеты в новой комедии не допускаются, боги возможны только как персонажи пролога. Темы — из обыденной жизни простых людей; и социальный статус персонажей также является первостепенным жанровым требованием. Однако главная задача и художественная цель новой комедии была не в натуралистическом изображении быта, а в поэтическом исследовании этических типов, которые в философии Платона и Аристотеля назывались этосами (ethos— «нрав»). Привычный нам смысл слова «характер» появился именно в новой комедии (Менандр, фрагмент 72). Действие рассматривалось, как внешнее проявление этоса; с каждым комическим характером соотносился ограниченный набор сюжетных ходов и ситуаций; внешний облик и речь персонажей должны были строго согласовываться с их характером. Художественный метод новой комедии во многом становится ясным благодаря сборнику этических очерков «Характеры», составленному учеником Аристотеля Феофрастом. Жесткий схематизм и стереотипность воспринимались в древности как достоинство, однако применять сюжетные и этические схемы поэт должен был с тонкостью, не преступая границ жизненного правдоподобия. Важным (для древних теоретиков — главным) отличием новой комедии от древней был полной отказ от личной инвективы. Комедия должна, развлекая, поучать зрителей, поэтому необходимым элементом комедии были сентенции. Сценическим представлением характера была маска с резкими, легко узнаваемыми чертами. Сохранились описания масок новой комедии, которые дает лексикограф 2 век н.э. Юлий Поллукс (Полидевк).

Наши рекомендации