Поздний этап творчества и влияние творчества Шаруна на архитектуру.

Дом Миллера

Поздний этап творчества и влияние творчества Шаруна на архитектуру. - student2.ru
   
Рис.17. Дом Миллера, архитектор Г. Шарун. Чертежи Г. Шаруна, внешний вид со стороны гостиной, интерьер двусветной гостиной В этом доме кубистическое в целом пространство делится на две зоны диагональным движением, что позволяет создавать разную глубину и освещенность пространств. Второй этаж отдан личным помещениям и обращен через галерею в общую комнату, получающую таким образом бόльшую высоту и световую развитость, чем другие пространства.
 
Уровни гостиной


Дом Д. Баенш

Столовая
Кухня
Приемное пространство
Поздний этап творчества и влияние творчества Шаруна на архитектуру. - student2.ru

   
   
Рис. 18. Дом Д. Баенш, архитектор Г. Шарун, Берлин – Шпандау, 1935 г. План, общий вид, интерьеры Это небольшой жилой дом, построенный Шаруном в 1935 году для адвоката Феликса Бэнша. Это была не самая богатая семья, и именно в этом состоит мастерство Шаруна, даже при наименьших ресурсах он мог создать потрясающее своим качеством пространство.

Оно развивается слоями, веерообразно. Все уровни сходятся в круглом пространстве столовой и получают разную освещенность и раскрытие в сад.

Изменение уровня пола на полметра делит гостиную на две зоны. Такой перепад создает движение в сторону большого окна и еще более усиливает чувство единства, устремления к природе.

Этот дом построен Гансом Шаруном в 1935 году. Но и сейчас он является одним из лучших примеров проектирования частных домов. И по прошествии стольких лет является вполне современным и актуальным. Дом Бэнша - один из лучшийх сохранившихся примеров из серии жилых домов, которые становятся средством архитектурного выражения для Шаруна в период нацистских лет.

Почти все дома построены из традиционных материалов со скатными крышами, относительно простыми уличными фасадами – это результат ограничений продиктованных нацистским режимом, который наложили полное вето на новации в архитектуре. К примеру, главное большое окно в гостиной было изначально запроектировано Шаруном из цельного листа стекла, но по принуждению ему пришлось сделать его члененным. И только в послевоенные годы было воплощена изначальная задумка автора.

После Второй мировой войны Шарун на некоторое время становится главным архитектором Берлина. Несмотря на то, что в первой половине 50-х он выигрывал в разнообразных архитектурных конкурсах (“Песенный зал” в Штутгарте, 1949 г., -1-я премия; Американская мемориальная библиотека в Берлине, 1951 г., -2-я премия; Государственный театр в Касселе, 1952 г., -1-я премия), а в Штутгарте возводились по его проекту жилые высотки “Джульетта” и “Ромео” - он все еще был не признан.

Вместо контрактов, он получает разнообразные награды, докторскую степень в 1954 году, 1955 - Художественную премию Берлина. Однако во второй половине десятилетия ему удаётся прорыв - проект Берлинской Филармонии получает первую премию на конкурсе в 1956 году.

В градостроительстве он стремится развивать идею линейного города, выдвинутую в конце XIX века испанским архитектором Сориа-и-Мата и в 1930-х годах советским теоретиком Н. Милютиным.

Искания Шаруна в последние годы сосредоточились в основном на трех архитектурных типах: жилой дом или квартал, школа, концертно-театральное здание. По его мнению, эти здания в силу своего назначения наиболее сильно воздействуют на духовную жизнь людей. Каждый из этих трех типов представлен в послевоенной практике Шаруна несколькими работами — постройками или проектами.

Среди жилых зданий, построенных Шаруном, наиболее оригинальны два дома в одном из кварталов Штутгарта, названные автором «Ромео» и «Джульетта» (1956–1960). В отличие от большинства подобных примеров два здания Шаруна, совершенно необычные и очень отличающиеся одно от другого, в паре составляют законченную объемно-пространственную композицию.

При взгляде на поэтажные планы этих зданий, прежде всего бросается в глаза полный разрыв с привычными представлениями о форме помещений в жилой квартире и особенно о форме плана многоквартирного городского дома. В планировке преобладают острые и тупые утлы, жилые комнаты представляют собой неправильной формы четырехугольники и многоугольники. План этажа в целом получает своеобразную «звездчатую» форму, «колючесть», «зубчатость» которой усиливаются большими выступающими острыми углами балконов. Двадцатиэтажное здание «Ромео» имеет шесть различных квартир на каждом типовом этаже. Длинные вертикальные ряды повторяющихся окон, балконов и других форм придают дому облик, более привычный, чем это можно было предположить по плану. «Джульетта» имеет план в виде неправильной, зубчатой по наружному краю подковы. Пластическая усложненность объемов «Ромео» и «Джульетты» воспринимается как особое композиционное качество. Благодаря ему возникают сложные пространственные связи отдельных квартир, двух башен между собой и с окружающим пространством.

Школы

При проектировании школ архитектор руководствовался следующими принципами:

Школа должна помогать вхождению ученика в социальную жизнь, следовательно, поэтому она должна воспитывать в ребенке дух индивидуальности и независимости, а также вырабатывать у ученика социальную ответственность. Отталкиваясь от этих принципов, Шарун предлагает особую планировку школ: классы представляют собой отдельные ячейки, связанные с общим пространством переходами. Относительная отъединенность классной ячейки должна создавать у ребенка чувство защищенности и восприниматься как второй дом.

В зависимости от возраста детей Шарун предложил 3 вида классов; маленькие замкнутые ячейки для начальной школы; большие классы для средней школы и застекленные аудитории, выходящие в сад для старших учеников.

Шарун проектировал несколько школ: в Дармштадте, в Люнене и на Марле. Гимназия в Люнене (1956-1962 гг) - павильонного типа школьный комплекс, типичный для Шаруна и оказавший влияния на зарубежное школьное строительство, скомпонован на основе последовательной дифференциации пространств. Каждый класс представляет собой самостоятельную пространственную ячейку со своим входом, гардеробом, двориком. Ряд классов объединяется в 3 последовательные возрастные группы, имеющие каждая свой зал. Ряд помещений и большой двор используется всей школой – создается школьная улица.

Театральные здания

В одной из ранних статей Шарун писал о том, что традиционная пространственная композиция театрального зала способствует превращению публики в массу единиц, в то время как «иррациональное пространство» может способствовать объединению отдельных людей в общность.

В 1952 г. Шарун выигрывает конкурс на проект театра в Касселе. Там архитектор спроектировал 2 зала на 1100 и 760 человек. Сцены были довольно большими по сравнению с общепринятыми. Поскольку театр был современным, по мнению автора, в нем можно было играть не только пьесы, но и проводить концерты и оперы. Для этого была предусмотрена система раздвижных потолков для создания разного по объему пространства. Кроме того, было предусмотрено попадание дневного света из гигантского окна на потолке, если этого требовал замысел пьесы. В фойе и аудиториях архитектор использовал незначительные изменения в уровнях пола, чтобы создать разнонаправленную циркуляцию потоков людей. К сожалению, этот проект не был осуществлен.

В 1953 г. Шарун занимает 3 место на конкурсе, посвященному разработке проекта театра в Мангейме, где он продолжил свои разработки новой концепции театрального пространства. «Иррациональный театр», проектируемый автором, является обучающим и в то же время предполагает диалог со зрителем. В театре Шарун еще более расширил сцену, в плане зала заложена центральная ось, но между правой и левой половиной симметрия абсолютно не соблюдена, в результате чего все зрители сидят под разными углами к сцене. Сцена стала очень глубокой, поэтому на ней могут происходить одновременно несколько действий на разных планах и уровнях. Благодаря пространственному решению зала у зрителя создается эффект присутствия, он сам вовлекается в театральное действие.

Единственным осуществленным проектом архитектора является театр в Вольфсбурге, проект которого победил на конкурсе в 1965 г. План здания растянулся на ровном ландшафте среди деревьев, само здание представляет собой 3 разных по масштабу объема: большой театральный зал, несколько меньших размеров часть с аудиторией и офисами и сомасштабный человеку одноэтажный холл. В целом зрительный зал симметричен, но несколько сдвинут от основной оси здания, ассиметричность проявляется только в балконах. В этом театральном здании Шарун наконец-то воплотил свои идеи.

Концертные залы

Архитектура впечатляет, прежде всего пространством, и особенно, сильным воздействием может обладать, по мнению Шаруна, «пространство муз», то есть такая воздействующая сила, которая подкрепляется происходящим в нем духовным, творческим процессом, втягивающим в свою орбиту присутствующих. Такое пространство наиболее характерно таким зданиям как театр и концертный зал. Задача состоит в том, чтобы зритель, слушатель были как можно более активными, чтобы воздействие такого пространства оставляло след в душе человека и после его ухода из театра.

Наиболее значительное и известное произведение Шаруна это здание берлинской Филармонии (1956-1963 гг.), где автор в полной мере реализовал волновавшие его идеи функционального и объемно-пространственного решения театрально-концертного здания, рассчитанного на особого рода контакт между происходящим на сцене действием и зрителем. Проект Филармонии был признан лучшим на конкурсе 1956 г и сразу же стал известным. Несмотря на это, здание, оконченное в конце 1963, было воспринято как неожиданное, вызвало самые ожесточенные споры. В здании Филармонии Шарун объединил свою идею об активном композиционном «пространстве середины» с идеей «пространства муз». Он спроектировал зал на 2200 мест, в центре этой аудитории разместив оркестр. Несмотря на свой размер, в характере аудитории есть известная интимность, и слушатели как бы непосредственно принимают участие в представлении.

Форма аудитории подсказана идеей ландшафта. Имеется в виду долина, в глубине, которой размещен оркестр, окруженный поднимающимися «виноградниками». В этом ландшафте небом служит потолок, его форма диктуется требованиями акустики: звук поднимается с пола в середине и опускается на слушателей.

Композиция здания в целом обусловлена аудиторией и градостроительными условиями участка, для которого первоначально проектировалась Филармония. По условиям конкурса вход в будущее здание предполагался через холл старой гимназии. Это условие привело к необычному сочетанию осевого, почти симметричного зала со свободной ассиметрией других помещений и «непарадным входом». Вход с низким навесом использован для создания эмоционального контраста с внутренним пространством, раскрывающимся за входом.

Посетители сразу же разделяются на 2 потока, направляющихся к расположенным один над другим на первом и втором этажах гардеробам в левой от входа части здания. К гардеробам второго этажа ведет развитая система лестниц, далее приводящих к местам в левой половине аудитории. От гардеробов первого этажа зрители проходят через большое фойе под аудиторией и по другой системе лестниц попадают на места в правой половине зала. Наклонное ступенчатое перекрытие над фойе, которое повторяет форму «виноградников» с местами для зрителей, позволяет угадывать объемно-пространственный характер аудитории. Фойе в плане почти симметрично относительно той же оси, что и аудитория над ним, но здесь симметрия нарушена размещением в правой половине лестниц, разницей в уровне пола и, главное, тем, что функциональное движение диагонально относительно этой оси. Благодаря такому своеобразному приему и сложному расчленению фойе системой окон и лестниц возникает впечатление непрерывного и бесконечного пространства.

Наибольшую критику вызвал внешний облик здания. Вместо представительной статичной композиции Шарун создал ассиметричный сложный объем нерегулярной формы с изменяющимся по высоте верхним краем стены и причудливой кровлей. «Шатер» снаружи имеет такой вид, будто изнутри он подперт несколькими шестами, из которых самый высокий расположен близко к геометрическому центру.

Шарун осуществил также проект Мьюзик-Холла в 1984-1987 гг.

Шарун по-своему подходит к взаимосвязи функций и формы: функция рассматривается не как данное, независимое от архитектуры, а как нечто гораздо более тесно связанное с архитектурой: своеобразие, индивидуальность композиции неизбежно вносят нечто новое в саму функцию, делают ее более индивидуальной. Этим закрепляется индивидуальность архитектурного решения, подчеркнутая неповторимость, а следовательно, усиливается эмоциональное и психологическое воздействие архитектурного образа.

В некоторых сооружениях Шаруна нет четкого деления на этажи. Проект бывает трудно воспроизвести в нескольких общепринятых ортогональных проекциях, из планов трудно представить себе особенности пространства зданий. Чтобы представить себе здания Шаруна обязательно нужна модель. Одним из первых архитектор пошел на сближение методов архитектуры с методами неизобразительной структуры.

Наружные массы построек и проектов Шаруна, как правило, ассиметричны, не имеют фасадного фронта в принятом представлении. С каждым незначительным движением вокруг здания или внутри его пространств картина меняется. Скульптурность форм усиливает игру светотени и еще более подчеркивает многоплановость, пластичность здания. Архитектурные формы выступают в непрерывной смене ракурсов, по мере обхода открываются новыми гранями. Зритель все время оказывается в потоке впечатлений. Эмоциональная напряженность и активность такого восприятия архитектуры значительно усиливаются по сравнению с привычным опытом зрителя.

Поздний этап творчества и влияние творчества Шаруна на архитектуру.

В поздние годы своей жизни Шарун спроектировал и осуществил в 1979 г. Государственную библиотеку в Берлине, спроектировал в 1968 г. Музей музыкальных инструментов, который являлся пристройкой к его Филармонии (закончен в 1984г.), а также Германский морской музей в Берлине (1969-1975 гг.).

Поиски Шаруна перекликались с рядом течений в современном западном искусстве, где определяющими являются иррациональность, психологическая усложненность, эмоциональная многозначность при отсутствии определенного недвусмысленного значения. Эмоциональные образы возникают и ускользают, не успев четко оформиться, возникает своего рода «поток» образов, организованный архитектором.

Направление, представляемое Шаруном, не получило широкого распространения, но оно с интересом воспринято в разных странах мира и оказывает определенное влияние на современную архитектуру. Произведения Шаруна, разумеется, не сводятся только к экспрессионизму. Они вобрали в себя многие разнородные факторы. Последние работы не только германских, но и некоторых французских, итальянских, финских архитекторов в известной мере опираются на его опыт. К таким архитекторам относится Микелуччи. Подобные же тенденции можно видеть и в некоторых произведениях Аалто. Ряд его проектов, очень близких по концепции к работам Шаруна, был сделан для немецких городов (жилые дома в Берлине и Бремене, проект оперного театра в Эссене, культурный центр в Вольфсбурге).

Творчество Шаруна было ответом на однообразие и ограниченность функционализма, архитектор значительно расширил круг художественных образов, при этом используя лучшие достижения научно-технического прогресса.

Наши рекомендации