Рационалистический подход
Нормы морали - следствие того, что человек как разумное существо не может вести себя неразумно и не предвидеть последствия своих действий. Нормы морали рассчитаны на предвидение последствий для общества, обеспечивающие сохранение и улучшение жизни человеческого рода.
Социокультурный подход.
Нравственность составляет коренное условие подлинно человеческого существования. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создаётся «человечность» - специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, человек делает себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо. Моральные принципы образуют культурную среду, в которой становится возможным совершенствование человека и человеческого образа жизни. Они заложены не в генетической, а в социальной памяти человечества.
26. Правовая культура
Правовая культура
Закон и правосознание
Нормы права — это юридические законы.
Реально осуществляемое проведение законов в жизнь — это правопорядок.
Совокупность представлений о праве называют правосознанием.
Право (система действующих в обществе юридических законов) и правосознание — это два основных компонента правовой культуры.
Из истории права
Первобытные племенные законы.
Римское право: четкие определения понятий; разделение областей права — частного и публичного права, процессуального и др.; правоспособность и равенство всех пред законом.
Варварские правды. Суд сеньора: главный аргумент - признание виновного, ордалий (суд Божий).
С XVIII века — обращение к традициям римского права.
XIX-XX века — формирование современной правовой культуры.
Развитие права в России
«Русская Правда» Ярослава Мудрого. Судебник 1497 года, Судебник 1550 года, Соборное уложение 1649 года.
Новации Петра I. Деятельность М. М. Сперанского. Судебная реформа Александра II (1864). Революционная законность и советское право. Современное обновление правовой системы.
Типы правовых систем
♦Традиционный: опирается на обычаи и традиции, нет письменных законов, законодательных органов, суд — «по справедливости».
♦ Религиозный: законы даны раз навсегда в священных текстах.
♦ Континентально-европейский: на основе римского права; разделение на нравообразование (органы гос. власти) и правоприменение (суд); разделение отраслей права (конституционное, гражданское, трудовое, имущественное, земельное, уголовное, процессуальное и др.).
♦ Англосаксонский: в основе — тоже римское право, но судебные вердикты — прецеденты, которые получают силу закона, т. е. судьи не только применяют, но и создают законы: прецедентное право.
Три аспекта функционирования правовой культуры
Правовая культура законодательства:
♦Социальная справедливость.
♦ Равенство всех перед законом.
♦ Принцип охраны прав личности: все, что не запрещено — разрешено (для личности), все, что не разрешено — запрещено (для власти).
♦ Единство прав и обязанностей.
♦ Презумпция невиновности.
Правовая культура власти:
♦ Правовое государство: власть должна сама ограничивать себя законом и действовать в интересах народа, населения страны, а не в своих собственных интересах.
♦ Охрана порядка: государство обязано гарантировать его неукоснительное соблюдение («Пусть рушится мир, по законы должны выполняться!»).
Правовая культура населения:
♦ Уважение к закону.
♦ Знание законов.
♦ Обращение к закон} — решение конфликтов в рамках права, а не путем применения силы или скандалов.
29. Теории культурно-исторического процесса
Разнообразие культур — очевидный исторический факт. Существует ли какое-либо единство в этом разнообразии? Каковы место и роль локальных культур в мировом культурно-историческом процессе? Есть ли какие-то закономерности, определяющие развитие отдельных культур и общечеловеческой культуры в целом? Для ответа на подобные вопросы надо от описания культур перейти к теоретическому объяснению их разнообразия.
Попытки создания теоретической концепции, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса, предпринимались многими философами и учеными. Однако общепризнанной историко-культурологической теории до сих пор нет. Ниже дается краткий обзор наиболее известных и оказавших существенное влияние на развитие современной культурологической мысли теоретических концепций культурно-исторического процесса. Читателям же предоставляется возможность самостоятельно определить свою позицию по отношению к ним.
дают обществу «трехгранную систему истины», охватывающую все аспекты реальности. Но тогда получается, что в каждом типе культуры прогресс в одном аспекте сопровождается регрессом в других аспектах. Идеационная культура душит науку, опирающуюся на чувственный опыт и логическое мышление, а сенсетивная отвергает религию с ее истиной веры. Поскольку в каждой культуре своя система и свои критерии истины, постольку единого критерия прогресса не существует, и говорить о том, что переход от одного типа культуры к другому есть прогресс, не приходится.
Таким образом, вписать идею исторического прогресса в свою концепцию Сорокину не удается.
Наверное, вывод о том, насколько удалось Сорокину раскрыть закономерности культурно-исторического процесса, зависит больше всего не от изучения прошлого, а от еще неведомого будущего. Если оправдается предсказание Сорокина о приходе новой идеационной культуры, то это станет мощнейшим и убедительнейшим доводом, подтверждающим справедливость его концепции; если же не оправдается — то она останется в памяти лишь как еще одна веха на трудном пути к постижению тайн человеческой культуры. Правда, как предупреждал Сорокин, время, когда можно будет сказать, осуществилось ли его предсказание, возможно, наступит не скоро.
30. Н.Данилевский
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) — видный представитель славянофильского течения в русской общественной мысли XIX века. В своем главном труде — книге «Россия и Европа» — Данилевский отвергает взгляд на европейскую (германо-романскую) цивилизацию как наивысшую и обязательную форму, которую должна принять культура всех народов Земли. История человечества знает и другие цивилизации, которые возникали, существовали и развивались самостоятельно и независимо от нее. Китай, например, в свое время достиг недосягаемого и поныне совершенства в изготовлении тканей, фарфора, лаковых изделий, в земледелии, садоводстве, искусственном рыбоводстве. Там впервые появились компас и порох, бумага и книгопечатание. У китайцев богатая литература, философия; они намного раньше европейских народов достигли больших успехов в астрономии, других науках. Правда, прогресс этой культуры давно прекратился, но не ожидает ли такая судьба и современную Европу? Европейская цивилизация так же не тождественна общечеловеческой, как и китайская. Исторический путь Европы — это путь развития только группы народностей. У других народностей история может идти совсем иным путем.
Данилевский пишет, что общепринятую периодизацию истории — разделение ее на древнюю, средневековую и новую — неправомерно
34. Шпенглер
Культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает. «Великие культуры»: 1) египетская, 2) античная, 3) индийская, 4) вавилонская, 5) китайская, 6) арабская, 7) западная и 8) мексиканская.
Душа культуры— особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволекультуры, характеризующем ее разнообразные проявления.
Прасимвол античной культуры — ограниченное материальное тело; душа культуры — аполлоническая.
Прасимвол арабской культуры — мир-пещера; душа культуры — магическая.
Прасимвол западной культуры — бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, — фаустова душа.
Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия — цивилизацию.
Цивилизация— умирающая культура.
Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель.
35. А. Тойнби
А. Тойнби: Постижение истории
Всемирная история — история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.
Существующие ныне цивилизации:1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (в Корее и Японии), 6) иранская, 7) арабская.
Основные элементы цивилизации:политика, культура и экономика.
Вызов-и-Ответ — механизм эволюции цивилизаций.
Вызов — стимул к развитию общества: резкое ухудшение условий жизни.
Ответ — изменение общества, которое обеспечит его существование в новых условиях.
История любой цивилизации — последовательность актов Вызова-и-Ответа.
Ответ на вызов — это творческий акт, к которому способно творческое меньшинство; для изменений необходимо, чтобы инертное большинство за последовало за активным меньшинством.
Стадии развития цивилизаций:генезис, рост, надлом и разложение.