Прие'м контрастного по-
CTPOE'HBW О'БРАЗА,Контраст.
ПРИЕ'М О'БРАЗНЫЙ,Образный прием.
ПРИЕ'М ОБРАТНОГО ДЕЙСТВИЯ,один из
способов, позволяющих реж-ру по спорту
наиболее рационально организовать действие
большой массы участников сначала на схемах
композиционно-постановочного плана, а затем на
репетициях театрализованного представления на
стадионе. П. о. д. характеризуется тем, что по-
становщик разрабатывает композицию построений
и перестроений на схеме в обратной после-
довательности по отношению к действиям уча-
стников на поле стадиона. В этом случае поста-
новщик начинает разработку не с выхода участ-
ников, как это происходит в действительности, а с
исходного построения участников массового
номера. Особенно эффективен данный прием,
когда начало эпизода включает тематическое
построение. В целом П. о. д. позволяет наиболее
целесообразно расставить участников во всех
построениях, включенных в начало эпизода: от
выхода участников и до массового номера. (Раз-
метка, Графический метод. Прием прямого дей-
ствия, Прием возврата к исходному положению).
ПРИЕ'М ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ,один из
способов, позволяющих реж-ру по спорту наи-
более рационально организовать действие большой
массы участников сначала на схемах компо-
зиционно-постановочного плана, а затем на репе-
тициях театрализованного представления на ста-
дионе. П. и. д. характеризуется разработкой по-
строений и перестроений на схеме в той же по-
следовательности, в какой они будут выполняться
участниками на поле. Как правило, он применяется
при разработке массового номера. Постановщик
вычерчивает на схеме сначала исходное
построение участников массового номера, а затем
последовательно, находя логические и наиболее
красочные переходы от одного рисунка
построения к другому, следует до конца номера.
(Разметка, Графический метод. Прием обратного
действия. Прием возврата к исходному по-
ложению).
ПРИЕ'М РЕФРЕ'НА,Рефрен.
ПРИЕ'МЫ МОНТАЖА',Монтажные
приемы.
ПРИЗ,(фр. prix), награда, присуждаемая по-
бедителю в каком-л. состязании.
ПРИКРЫТИЕ,отвлечение внимания зрителей
от слабых сторон номера. Прежде чем выбрать
прием прикрытия, реж-ру следует разобраться,
почему тот или иной номер оказался
неубедительным в контексте др. номеров (невы-
годное место для номера в концерте, дело в самих
исполнителях или в драматургии номера и
и т.д.) Наиболее распространенный и
результативный прием П. связан с игровыми
приспособлениями, актерскими задачами, когда
игровое поведение исполнителей на сцене
прикрывает, их несовершенные вокальные данные,
построен на том, что движение на сцене сильнее,
нежели звучащее слово или вокал, которые
подаются, как правило, в статичных .мизансценах,
(Монтаж номеров).
ПРИ'НЦИП(< лат. principium - начало, основа)
1) основное исходное положение какой-л. теории,
учения, науки, мировоззрения, политической или
общественной организации. 2) Руководящая идея,
основное правило деятельности (Принципы
композиции). 3) Внутреннее убеждение чел-ка,
определенное его отношение к действительности,
нормы поведения (напр., П. отношений режиссера
и исполнителя). 3) Основа устройства или
действия какого-л. прибора, машины, установки и
т. п. (напр., лазера),
ПРИ'НЦИПЫ КОМПОЗИ'ЦИИ,основные
Правила построения формы сценического
произведения. К ним относятся: ритмические
волны, ритмические повторы, полярность,
трехэлементность (М. Чехов).
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.1) предмет, всякое
устройство, при помощи или посредством к-рого
производится какая-л. работа, действие. 2) Вообще
- прибор или механизм. (Техника сцены). 3) (В
актерском иск-ве) составная часть сценической
задачи, отвечающая на вопрос «к а к? при помощи
чего?» актер выполняет поставленную цель,
намеченное действие. Т.е, большое действие
(напр., «выпытать») реализуются через мелкие
действия (напр., подойти к партнеру,
поприветствовать, взять за плечи, посадить и т.д.).
П. это почти всегда физические действия,
открывающие чувства, раскрывающие характер-3
персонажа.
ПРИСТРО'ЙКА,I) расположение где-н., около
чего-л.. 2) Средство воздействия на партнера по
общению, выбор вариантов поведения. Различают
пристройки физические, словесные, мимические, а
также П. «сверху», «снизу», «на равных».
ПРОБЛЕМА ( ip. problema задача,
задание), сложный теоретический или
практический вопрос, задача, требующие
разрешения, исследования. (Проблемная
ситуация. Тема).
ПРОБЛЕ'МНАЯ СИТУАЦИЯ(< гр terna -
задача, задание и лат. sitoatio - положение). 1)
осознание какого-л. противоречия в реальной
действительности, для разрешения которого
индивид (драматург, сценарист, режиссер) или
коллектив (актеры, исполнители, участники
представления) должны найти и использовать
новые себя средства и способы деятельности. 2)
Конфликтные обстоятельства, связанные с
разрешением важного жизненного вопроса. П. с.
определяет жизненную тему, сценарный ход
массового театрализованного действа.
ПРОГОН Репетиция/прогонная.
ПРОГРА'ММА(< гр. programma - объявле-
ние, распоряжение), подробный перечень номе-
ров-^, действующих лиц и исполнителей, а также
организаторов театрализованного представления.
Чаще всего оформляется в виде отдельного лист-
ка или двойной открытки. Может носить характер
приглашения, быть составной частью афиши и т.
п. (Анонс, Информация о номере. Концертная
программа).
ПРОГРА'ММА КОНЦЕРТНАЯ,Концерт-
ная программа.
ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТНОЙ КРИ-
ТЕ'РИИ СОСТАВЛЕНИЯ,Критерии состав-
ления концертной программы.
ПРОДЮ'ССЕР(англ, producer, от produce -
производить), доверенное лицо творческой орга-
низации (напр., кинокомпании, шоу-группы),
осуществляющее идейно-художественный и ор-
ганизационно-финансовый контроль над поста-
новкой -зрелища и поэтому в значительной мере
решающий вопросы подбора кадров (творческих
и технических), отвечающий за соблюдение сме-
ты и сроков подготовки и проведения зрелища. В
роли П. выступают также режиссеры, актеры,
сценаристы.
ПРОЕКЦИЯ,(< лат. projectio, букв. - выбра-
сывание вперед), изображение
пространственных фигур на плоскости (или на
какой-л. другой поверхности экране).
Различают динамическую П. (кино- и
видеофильмы) и статическую (диафильмы,
слайды, диапозитивы, фотографии).
П. используется в постановочной практике
двумя методами: 1) репродуктивно-
объяснительный, суть к-рого заключается в
изложении, разъяснении, подчеркивании, вну-
шении. Зрителю концентрированно излагают
какую-л. полезную информацию, дополненную,
усиленную демонстрацией каких-л. кадров, вы-
зывающих у зрителя ощущение их подлинности
и достоверности; 2) проблемно-
ситуационный метод призван максимально
активизировать зрителя, формировать у него
стремление к соучастию в предлагаемых обстоя-
тельствах.
Приемы использования П. в театрализован-
ных представлениях: 1) живой фон для номера
(напр., пейзаж, орнамент, живопись, на фоне к-
рых танцуется хоровод или кинокадры звездного
неба, на фоне к-рого исполняется песня); 2)
плавный перевод действия в новую плоскость за
счет вытеснения одного изображения другим; 3)
стоп-кадр, позволяющий на мгновение
остановить действие, акцентировать момент,
выхватить ту или иную деталь, лицо героя; 4) в
качестве документального свидетельства,
подтверждающего или отвергающего смысл
происходящего на сцене; 5) расширение границ
номера, места действия (напр., во время
исполнения песни о Фестивале вдет монтаж
стремительно сменяющихся кадров танцующей,
смеющейся молодежи - уча-
стников Всемирного фестиваля молодежи и сту-
дентов); 6) «латерна м а г и к а» - сочетание
исполняемого номера на сиене с крупными планами
этого же номера на экране, или выходы - уходы
действующих лиц с экрана на сцену, со сцены на
экран, требующий специальных досъемок. Наиболее
сложный во времена кино, этот прием сегодня
достаточно легко выполним, благодаря
видеотехнике, 7) полиэкран, т.е. использование
нескольких экранов, расположенных в разных
местах сцены, что позволяет реж-ру перебрасывать
изображение с одного экрана на другой,
одновременно проецировать разные П. 6) т е н е в ой
театр. (Партитура динамика-статической
проекции. Режиссер по динамика-статической
проекции, Техника сцепы).
ПРОИЗВЕДЕНИЕ,Создание, продукт труда,
творчества. (Целостность художественного
произведения).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДО'ЖЕСТВЕН-НОГО
ЦЕЛОСТНОСТЬ,Целостность художественного
произведении.
ПРОЛОГ(< гр. pro logos - вступление), 1)
Начало чего-л., вступление к чему-л.: к основному
изложению литературного произведения, к
театральному или муз. спектаклю, к концерту,
празднику и т. п. (противоположное - эпилог). В П.
может быть рассказ о событиях, предваряющих и
мотивирующих основное действие, или разъяснение
художественного замысла, эстетического кредо
автора. 2) (В театре, театрализованном
представлении) обращение к зрителям, эпиграф,
завязка, начальный эпизод, в к-ром сообщается о
задачах представления. Цель П. -подготовить
зрителей к восприятию спектакля,
театрализованного действия.
ПРОСТОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ,внеш.
и внутр. телесные двигательные акты (процессы),
сознательно регулируемые актером и направленные
на достижение цели. П. ф. д. предполагают
сознательную ориентировку по отношению к цели,
как в речевом плане, так и в плане представления
(воображения). Физическими действиями называют
такие действия, к-рые имеют целью внести то или
иное изменение в окружающую чел-ка
материальную среду, в тот или иной предмет и для
осуществления к-рых требуется затрата
преимущественно физической (мускульной)
энергии. Исходя из этого определения, к данному
виду действий следует отнести все разновидности
физической работы (пилить, строгать, рубить,
копать, косить и т. п.); действия, носящие
спортивно-тренировочный характер (грести,
плавать, отбивать мяч, делать гимнастические
упражнения и т. п.); и, наконец, действия,
совершаемые чел-ком по отношению к др. человеку,
на сцене •• по отношению к своему партнеру
(отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать,
укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять,
бороться, прятать, выслеживать и т. п.) П. ф. д.
могут осуществляться как средство выполнения
психической
задачи (т. е. быть приспособлением) н параллельно с
психической задачей.