Архитектура и изобразительное искусство
- С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.
- Развивается каменное строительство: окончательно оформлен Кремлевский ансамбль (Грановитая палата в Кремле – великокняжеский дворец, здесь Иван IV праздновал взятие Казани, Петр I – Полтавскую победу), Архангельский собор (усыпальница великих князей и царей),
колокольня Ивана Великого (82 метра, в честь Ивана III).
Колокольня Ивана Великого была построена на месте церкви Иоанна Спасителя Лествицы, возведённой ещё во времена Ивана Калиты. Новая колокольня получила в наследство имя своей предшественницы, а приставка «Великий» ей была дана за свою высоту. Колокольня Ивана Великого была построена в 1505 г. В те времена колокольня была самым высотным зданием в Москве и использовалась также и как сторожевая башня. С неё было видно все окрестности в радиусе до 30км.
Колокольня Ивана Великого
- Грановитая палата
С XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из деревянного зодчества), лучший образец – церковь Вознесения в Коломенском (на рождение Ивана IV) – «весьма чудна высотою и светлостью». 1532г.
Покровский собор (храм Василия Блаженного) – в память взятия Казани (2 октября 1552 – Покрова Богородицы), архитекторы Постник Яковлев и Барма. Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку. Современную цветную окраску собор получил в XVII веке, первоначально был белым.
Девять церквей Покровского собора (храм Покрова на Рву) были построены в середине 16 в. по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Центральную церковь посвятили празднику Покрова Богородицы, отчего собор и получил название Покровского. Через несколько лет у стен собора был захоронен известный чудотворец Василий Блаженный. В том месте пристроили к храму десятую церковь. С тех пор собор в народе стали называть – Храм Василия Блаженного. Это самый многоглавый из русских храмов. Центральный – золотой купол. Остальные церкви увенчаны яркими многоцветными фигурными куполами. Интересно, что церкви вокруг центральной, ориентированы по сторонам света. Так что, находясь на Красной площади, можно выяснить в какой стороне, например, север. Туда смотрит церковь с бело-голубой главой.
Покровский собор, он же Собор Василия Блаженного
- Развивается иконопись, появляются так называемые «парсуны» - изображения людей, имеющие черты портретного сходства.
В XVI веке продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI века.
_______________________