Архитектура и изобразительное искусство

Период раннего средневековья представлен так называемым до-романскимискусством, включающим в себя культуру «варварских королевств»и «Каролингский ренессанс»(VI-IX вв.).

После падения Западной Римской империи на ее территории воз-пик ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств. Готским королевством в течение тридцати лет (493-526) правил Теодо-рих.В Равенне сохранилась его гробница - суровое и величественное сооружение центрического типа, купол которого высечен из огромного каменного монолита.

В 800 г. образуется Священная империя короля франков Карла Великого(742-814), стоявшего у истоков «Каролингского Возрожде­ния». Это период первого расцветазападноевропейского художест­венного творчества в самых различных его видах: монументальной живописи, книжной миниатюре, живописи, литературе.

В архитектуре ощущается влияние античности в ее византийском варианте: любимая резиденция Карла Великого - дворцовая капелла в Аахене - построена по типу византийской церкви Сан Витале в Равен­не. Оттуда же были вывезены и мраморные облицовки стен с колонна­ми для украшения интерьера аахенской капеллы.

После распада империи Карла Великого наступил период фео­дальной раздробленности.Набеги и сражения составляли стихию жизни. Это предопределило появление новой архитектуры, основу ко­торой составили храм-крепостьи замок-крепость.

Романскийстиль - первый общеевропейский стиль, сложив­шийся в X в. и получивший свое название за некоторое сходство с древнеримскими художественными приемами и средствами (бази-ликальные храмы). Романский стиль господствует вплоть до ХП в. и наиболее ярко представлен во Франции, Италии и Германии.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой архитекту­ре:монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвы­шенностях, господствуя над местностью. Внешний вид их отличается четкостью объемов, массивностью, тяжеловесностью, приземистостью. Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор.

В плане романский храм имеет четкий латинский крест- прямо­угольное здание разделено колоннами или столбами на три продольные части (нефы) и пересечено поперечным нефом - трансептом. Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. На­против входа средний неф оканчивался полукруглым выступом - апси­дой, где помещался алтарь, самое священное место храма, где проходит богослужение. Все здание ориентируется апсидой на восток.

Ведущее начало здания храма - стена.Массивные и тяжеловесные стены украшались росписями, плоским рельефом искульптурой, в

условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущест­во божества. Фигуры приземисты и статичны, изображены в фас, грубо примитивны и произвольны в пропорциях. Однако в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и духовной силы.

Наибольшее распространение получили огромные рельефные ком­позиции над порталами храмов. Интересен скульптурный рельеф «Ко­ролевский портал» собора в Шартре (1145-1155). В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апо­столов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах пор­тала. Синтез этих сюжетов воплотил в себе всю символико-аллегорическую систему христианского мировоззрения.

Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Наиболее характерные памятники романской архитектуры - мона­стырский комплекс в Клюни (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Шедевром является ансамбль в Пизе (Италия), который включает в себя собор, «Падающую башню» (звонницу) и баптистерий (крещальню). Стройные аркады, расположенные на стенах в несколько ярусов, облицовка цветным камнем придали ансамблю светлое, празд­ничное звучание.

Готика(от итал. gotico, букв. - готский, от назв. герм, племени го­тов) - художественный стиль, возникший во второй половине ХП в. и завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Цен­тральной и отчасти Восточной Европе.Он сменил романский стиль в связи с наступлением нового этапа средневековья: феодальная раз­дробленность уступила место централизованным государствам. Борьба городов за независимость от феодалов достигла апогея, расцвела ры­царская культура, обмирщились литература и искусство.

Ведущим архитектурным типом стал собор,который строился по заказу городской коммуны и свидетельствовал не только о религиозно­сти, но и о силе, богатстве, вольности горожан. Размеры таких зданий очень велики; возводились они в течение многих десятилетий, а часто и веков.

Готическое здание представляет собой каркас, скелет из стрельча­того свода, аркбутанов и контрфорсов. Основу каркаса составляют звездообразно перекрещивающиеся стрельчатые арки - нервюры, ко­торые опираются внутри помещения на мощные колонны или пучки узких колонн. Распор свода передается вынесенным наружу столбам (контрфорсам) при помощи перекидных арок (аркбутанов). Места со­единения аркбутанов с контрфорсами увенчиваются декоративными остроконечными башенками - пинаклями.

Крупнейшие сооружения раннейготики представлены соборами Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция). Их архитектоника еще несет на себе черты романского стиля. Это проявляется в четком горизонтальном членении фасадов, в грузной тяжеловесности башен, в сдержанной скульптурной декорировке, производящих общее впечат­ление строгости, величия и незыблемости храмов.

Общепризнанными классическимиобразцами готики, повторен­ными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Фран­ция). Их фасады, в отличие от ранних сооружений готики, имеют стре­мительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчаст-ной фасадной поверхности элементы ее убранства выходят за пределы своих ярусов. Внутреннее пространство хорошо освещено через окон-ные витражи. Архитектурные детали украшены растительным орна­ментом.

Шедеврами зрелойготики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Оренбургский и Кельнский со­боры в Германии. В эпоху поздней готики все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Вертикальные членения становятся главными. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «окаменевшее пламя» (отсюда термин «пламенеющая го­тика»).

Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать сте­ны огромными окнами. Устремление собора ввысь выражено гигант­скими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, слож­ным орнаментом.

С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные роспи­си. Их заменяют витражи - своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Витражи заполняют уз­кие высокие проемы и круглые окна - «розы». Почти бесцветные сна­ружи, внутри витражи горят насыщенными красками, создавая в ин­терьере собора необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представ­ления средневековья об одухотворенности материи.

Наиболее полное представление о витражных ансамблях дает Шартрский собор. Общая поверхность, которую занимали витражи во множестве его обширных проемов, составляла в XIII в. около 2600 кв. метров. И именно этот собор, в отличие от прочих готических храмов, сохранил основную часть витражных ансамблей. В настоящее время его интерьер вмещает 173 витражные композиции общей площадью в две тысячи кв. метров.

Огромной выразительной силой обладают готические скульпту­ры.В соборе Шартра их около 10 тыс., в соборах Реймса и Амьена -примерно по 2 тыс. Большая часть скульптур находится на наружной поверхности соборов. Как и в романскую эпоху, скульптуры сущест­вуют в тесном единстве с архитектурой, но в готике они нередко отде­ляются от стены, их можно осматривать с разных сторон. Подчиняясь церковным установлениям в целом, готические скульпторы переос­мысливают образ Христа. Их привлекают сцены его земной жизни и трагических страданий. Они славят победу духа над плотью, используя при этом выразительность деталей, поз, жестов.

Им доступно и выражение тонких душевных движений, высокая одухотворенность образов. Ярким примером этого является скульптур-пая группа «Встреча Марии с Елизаветой» портала Реймского собора, в которой изображены две будущие матери - Христа и Иоанна Предтечи. В нежном, обаятельном образе Марии, воплощающем кроткую женст­венность и целомудрие, идеальное соединилось с жизненными наблю­дениями.

Новым словом стали портретные скульптуры двенадцати донато­ров (жертвователей) в интерьере собора в Наумбурге. Среди них выде­ляются маркграф Эккехард и его жена Ута, чей образ особенно привле­кателен, поскольку отличается глубокой психологической характери­стикой и тонкой одухотворенностью.

Наши рекомендации