Изобразительное искусство и архитектура

Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н. э., сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.

Исходные принципы архитектуры формировались и воплощались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы), получившие наиболее полную архитектурную разработку в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточныи тип, сочетающий принцип надземной, относительно небольшой пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале (гробница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бах-ри).

Исходной формой для разработки классического типа пирамиды как усыпальницы были мастабы, в которых хоронили фараонов первых двух династий и их вельмож.

Для основателя III династии фараона Джосера вместо мастабы впервые была построена монументальная (высота 60 м) ступенчатая пирамида, которую образовали шесть последовательно поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб. Заполнение пустот между ступенями привело к появлению классического типа пирамиды. Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IV династии Хуфу (высота пирамиды 146,6 м, длина каждой стороны по основанию 233 м, площадь основания 54 тыс. кв. м, общий объем всего сооружения более 2 500 000 куб. м, пирамида сложена из 2,3 млн. каменных глыб весом свыше 2 т каждая) и Хафра (высота 140 м, длина стороны основания 220 м). После Хафра величина пирамид резко уменьшается, а со времени Среднего царства пирамиды строятся довольно редко.

Другим типом царской усыпальницы стали скальные гробницы, которые представляли целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами. Длина гробницы Сети I около 100 м.

Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель — 15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток.

Из других известных храмов можно назвать расположенный на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хат-шепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив).

Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы,— скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище.

Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам.

Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова-и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.

Научные знания

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной.

Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды — Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные — короткими, зимой наоборот).

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, д: я вавилонян.

Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объемаусеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.

Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов.

Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии — словники. Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ I

Долина Нила — место возникновения одного из первых классовых обществ и государств на земном шаре. Именно здесь во второй половине IV тысячелетия до н. э. оформилось классовое общество и возникло государство как новый институт человеческой истории. Столь раннее возникновение классового общества предопределило оригинальные пути развития Древнего Египта.

В мировой истории мало стран с таким богатым историческим прошлым, исчисляемым почти в 3 тыс. лет. За это время древнеегипетское рабовладельческое общество переживало стадии расцвета и упадка, застоя и медленного движения. Египет становился огромной империей и был объектом иноземной оккупации. Однако несмотря на все перипетии, древнеегипетское рабовладельческое общество, государственность и культура совершенствовались и усложняли свою внутреннюю структуру.

Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, оказавшую большое воздействие на историческое развитие народов Передней Азии, античной Греции. Значительных успехов достигли древние египтяне в экономике. Сооружение хорошо организованной общеегипетской оросительной системы в долине Нила, создание плодородных земледельческих районов в заболоченных пространствах Фаюма и Дельты позволили поднять земледелие и сельское хозяйство страны набольшую высоту. Египетские ремесла — ткачество, кораблестроение, гончарное дело, металлообработка, стеклоделие, особенно монументальное строительство и обработка камня, означали дальнейшее развитие производительных сил Древнего Востока. За 3 тыс. лет в Древнем Египте сложилась оригинальная социальная структура с широким спектром общественных состояний, запутанными противоречиями между ними, напряженной внутренней борьбой. Именно в Египте разразилось одно из крупнейших на Древнем Востоке восстаний рабов и бедняков, которое показало всю остроту и непримиримость классовых и социальных противоречий древнеегипетского рабовладельческого общества. Вместе с тем господствующему классу Древнего Египта удавалось поддерживать выгодный ему социальный порядок с помощью централизованного бюрократического государственного аппарата, детально разработанной системы религиозного мировоззрения, гибкой социальной политики. Бюрократическое государство во главе с фараоном, с обширным царским хозяйством, постоянным вторжением в экономические отношения, тщательным учетом всех хозяйственных ресурсов страны и их использованием в интересах господствующего класса является своего рода образцом древневосточной деспотии, и египетский опыт в той или иной степени учитывался в практике государственного строительства других стран Передней Азии.

Древние египтяне стали создателями первой в истории так называемой мировой державы, т. е. огромного разноплеменного государства, образованного в результате завоеваний соседних народов (Египетская империя в конце XVI—XV вв. до н. э.).

Культура древних египтян — монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы — поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ

Более или менее точная датировка событий установлена лишь с эпохи Нового царства. Все даты до нашей эры.

V тысячелетие до н. э.— Неолитические культуры (Фаюм, Таса, Бадари).

Первая половина IV тысячелетия — Первый додинастический период (амратский), начало разложения родовых отношений.

Вторая половина IV тысячелетия — Второй до-династический период (герзейский). Развитие имущественной дифференциации и возникновение номовых государств.

XXXI—XXIX вв.— Объединение Верхнего и Нижнего Египта, Раннее царство (1—II династии).

XXVIII— XXIII вв.—Древнее царство (III—VI династии).

XXVIII в.—III династия. Строительство первой пирамиды фараона Джосера. XXVII в.—IV династия. Строительство самых больших пирамид Хуфу (Хеопса) к Хафра

Середина ХХШ — середина XXI з.— I Переходный период. Распад государства на отдельные номы и борьба Гераклеополя и Фив за гегемонию.

Середина XXI—XVIII в.— Среднее царство (XI—XIII династии).

XX — середина XVIII в.— XII династия, основанная Аменемхетом I, Расцвет Египта в правление Сенусерта III и Аменемхета III.

Конец XVIII—XVII в.— II Переходный период. Народные восстания и вторжение гиксосов. Гиксосские (XV—XVI) династии. XVI—XI вв.—Новое царство (XVIII—XX династии).

XVI — середина XIV в.— XVIII династия. Создание великой державы.

1504—1450 гг.— Тутмос III, его завоевательные походы.

1372—1354 гг.— Правление Эхнатона, религиозно-политические реформы. 1301 — 1235 гг.— Рамсес II (XIX династия), противоборство с хеттской державой); активное строительство храмов в Египте.

1280 г.— Договор Египта с хеттами. Первая половина XII в.— Рамсес III (XX династия); отражение натиска «народов моря».

XI середина X в.— III Переходный период. Середина X—VI в.— Позднее царство.

950—730 гг.— Правление ливийских XXII—XXIII династий.

721—715 гг.— Реформы Бокхориса.

715—664 гг.-— Египет под властью кушитов (XXV эфиопская династия).

671—655 гг.— Египет под властью Ассирии.

664—525 гг.— Возрождение Египта (XXVI Саисская династия).

Около 600 г.— Плавание финикийской эскадры вокруг Африки. 525—332 гг.— Египет в составе Персидской державы, борьба за независимость, местные династии (XXVIII—XXX). 332 г. до н. э.— Завоевание Египта Александром Македонским и начало эллинистического периода в истории страны.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Лирика Древнего Египта/Пер. А. Ахматовой и В. Потаповой. М., 1965.

Повесть о Петеисе III. Древнеегипетская проза/Пер. М. А. Коростовцева. М., 1978.

Зашровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М., 1986.

Котрелл Д. Во времена фараонов. М., 1982.

Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. М., 1978.

История Древнего Востока. М., 1988. Т. 1. Ч. 2. Египет.

Кинк X. А. Египет до фараонов. М., 1964.

Коростовиев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Культура Древнего Египта. М., 1976.

Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М., Л., 1956.

Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. М„ 1968.

Савельева Т. И. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971.

Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов. М., 1984.

Раздел II. МЕСОПОТАМИЯ

Наши рекомендации