Билет.Сущность культуры
Билет. Культорология.
Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
билет.Сущность культуры
Учитывая всю сложность понимания культуры, я постараюсь раскрыть ее смысл, выделить характерные черты, как-то структурировать сущность.
Прежде всего, культура- это нечто такое, что создано искусственно и присуще исключительно человеку. Это все то, что создано в дополнение к природе, это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности. Это особое воспитание в себе личности, которая руководствуется в поступках уже не биологическими предпосылками, а социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами поведения. Культура характеризует состояние и отдельного индивида и целого общества. Культура- это то, что кроется в нас самих, а не навязывается нам из вне. Это мир символических обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и передачи социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п. Культура зарождается сама по себе, люди лишь развивают ее посредством обыденной, научной, творческой и прочей деятельности. Это мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности. Культура является продуктом именно совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок.
Культура- совокупность всех достижений человека и всего общества, которые, пройдя длительные этапы существования, постепенно превратились в некие культурные традиции. Культура включает в себя и все новое, что создано за последнее время, что еще не успело пройти проверку временем и широко распространиться. Культура охватывает как прошлое, так и настоящее и даже заглядывает в будущее.
Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Даже самые распространенные бытовые фразы о культурных и некультурных людях тоже основаны на опыте, который мы получаем от жизни. Говоря о культуре как об общечеловеческом явлении, следует заметить, что мы не рождаемся с пониманием, что есть культура. Знания о ней накапливаются с годами, становясь все более и более сложными и структурированными. Культуре мы обучаемся, нас обучают. Начиная с малолетнего возраста нас воспитывают, объясняют нормы и правила, каков этот мир, как в нем жить. Затем мы начинаем сами корректировать свое поведение, образ жизни, мировоззрение. Затем накопленный опыт мы передаем своим детям, чтобы они переняли его и в последствии дополнили своим. Так проходит культурная социализация личности. Более того, соотнесение себя с культурой есть одно из основополагающих свойств личности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что особую роль в культуре имеет процесс образования.
Культура- единая система, целостность которой придает сумма ее продуктов, «язык» культуры. Культура является неотъемлемым условием развития человечества, и в то же время точкой отсчета его существования. Культура невозможна там, где нет человека, человек не возможен там, где нет культуры. Точнее, возможен биологический вид человека, но не развитая всесторонне личность. Отсутствие культуры опустит нас на несколько ступеней ниже на эволюционной лестнице.
4 билет.
1. История становления понятия «культура».
Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание, уход, обработка земли. То есть использовалось значение земледельческого труда. Но уже в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона в его «Тускуланских беседах» употребляется такое выражение: «Культура ума есть философия». Слово культура впервые использовалось по отношению к человеку как синоним слов: образованность, просвещенность, воспитанность. Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, «обрабатывать», как и землю. Только обработка земли – удел раба или крестьянина, а обработка ума – удел свободного человека. Таким образом, слово культура приобретает значение, близкое к современному.
Новое значение понятия «культура» возникает в Новое Время, в связи с теми культурно-историческими процессами, которые получили название «открытие человека».
В Средневековье человека понимали как соединение двух противоположных начал (божественного и природного). Но в Новое Время появляется представление о том, что в окружающем мире помимо этих двух миров существует еще один мир, созданный самим человеком. Именно он и называется «культура».
Мир условно можно разделить на 2 части: природа и культура. Что неприродное – то культурное. Что некультурное – то природное.
Таким образом, появляется самое широкое значение понятия «культура» - это вторая природа или мир человека, созданный им самим.
Существуют и более узкие определения культуры. Например, в прессе культура – это сфера учреждений культуры (театры, музеи). Но в культорологии существует множество определений культуры.
В 1952 г американский ученый Кребер Кланхен в своем труде приводит около двухсот определений культуры. Современная гуманитарная наука приводит несколько сотен определений.
Сложность и многообразие определений связана со сложностью самого феномена культуры и с разнообразием подходов к исследованию культуры.
Билет
Функции культуры
Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражена в ее функциях:
1) креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей– культуру и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые.
«Преодолевая» генный код биологического существа, человек искусственно развивает самого себя, т.е. здесь культура выступает как способ творческой реализации человека, которые чрезвычайно разнообразны.
Но культура не только приглашает личность творить, она же накладывает на неё ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушения.
2) познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не способные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость.3) коммуникативная функция - трансляции культурного опыта позволяет осуществлять преемственность культурных эпох, является способом передачи социальной памяти человечества. Разрыв в преемственности культуры приводит к феномену «манкуртизма». Манкурты- это люди, превращенные в рабов, не помнящих своего прошлого и не имеющих будущего, своего рода «зомби». (Ч. Айтматов) Другим носителем своеобразной культуры промежуточного, пограничного состояния является маргинал. Как правило, это эмигрант, люмпен, бродяга, бомж, т.е. человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.
Подчеркивая значимость культурной и, особенно, духовной коммуникации, Б.Шоу приводит простой, но очень убедительный пример. Когда два человека, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обмениваются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но может быть другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей и таким образом происходит их культурный рост.
Способы трансляции культурного опыта указывают на следующую важнейшую функцию культуру.
4) информативная функция реализуется так: культура представляет собой сложную знаковую систему, поскольку все культурные ценности мы воспринимаем через знаковые системы: язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – средство овладения национальной культурой. Тексты литературных документов – это упорядоченная знаковая система, которая может одни и те же тексты представить как алфавитную письменность, иероглифическую, арабскую вязь и др. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (нотография используется для записи музыкальных произведений, полотно художника есть ни что иное как система образов-символов), естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами (формулами, цифрами, чертежами). Компьютерные языки в виде информационных программ являются мощнейшим современным способом передачи информации. И чем совершеннее и разнообразнее информация, тем доступнее познание.5) оценочная (аксиологическая, ценностная) функция. Попытки коммуникации воспринимаются людьми осознанно и обязательно избирательно. Поэтому воспринимается нами только то , что действительно является для нас ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ценностных ориентаций людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки.
Таким образом, эта функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее ценность и меру полезности для человека.
6) регулятивная функция. Все то, что избирательно было оценено человеком становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать, либо обеднять. Это процесс длительного культурного освоения и от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие.
8 билет.
Культура первобытного общества
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился сотни тысяч лет. Историю первобытного мира делят на:
1) каменный век (свыше 2 млн – IV тыс. до н.э.), который подразделяется на палеолит (от 2 млн – до XII тыс. до н.э.), мезолит (от XII до VIII тыс. до н.э.) и неолит (от VII до IVтыс. до н.э.);
2) бронзовый (конец II – начало I тыс. лет до н.э.);
3) железный век (примерно с середины I тыс. лет до н.э.).
Появление первых памятников искусства относят к позднему палеолиту. Это живопись на скалах, пещерах, гравированные рисунки на камнях, рельефы (все сюжеты посвящены животным, редко – человеку). Позже появляются женские статуэтки, не имеющие лица, но с подчеркнутыми половыми признаками (символы продолжения рода).
Ранние формы культуры возникли уже в период палеолита. Первые материальные ее проявления – каменные орудия (2,5–1,45 млн лет назад). Первые памятники – погребения палеоантропов.
В период палеолита изображения не были связанными.
В период мезолита в росписях начинают преобладать сюжетные композиции, чаще изображается человек.
В период неолита люди научились обжигать глину, появилась расписная керамика. В захоронениях находят оружие, драгоценности.
Труд, искусство, мифология, магия, зачатки научных представлений в первобытном обществе выступали слитно.
Тотемизм – вера в тождественность с животными, обожествление зверя.
Магия – древняя форма религии, вера в сверхъестественную силу, которая приписывалась человеку и его действиям.
У первобытных людей уже были начальные медицинские познания (лечение ран, переломов).
В период бронзового века появились первые архитектурные сооружения из грубо обработанных камней.
В эпоху бронзы и железа большое распространение получило изготовление оружия и предметов декоративно-прикладного искусства. Люди уже знали счет, солнечный и лунный календари. В этот период появляется монументальная архитектура (каменные идолы). Развивается скотоводство и земледелие, резьба по камню, дереву, ткачество, гончарство, обработка кожи.
Функции культуры в первобытном обществе:
1. Идеологическая – в первобытном обществе творчество не имело никаких личных целей. Цель художника – это цель коллектива.
2. Образовательная – искусство концентрировало в себе существенное представление о мире.
3. Коммуникативно-мемориальная – через искусство осуществлялась связь поколений, передавались знания, накапливающиеся веками, предметы искусства являлись родовыми реликвиями.
4. Магико-религиозная – искусство тесно связано с религией. Большая часть изображения используется для проведения обрядов, ритуалов.
5. Эстетическая – искусство развивало человека, его представление о красоте.
9 билет.
Античная культура
Слово античность происходит от лат. antiguus - древнее. Античность представляет собой образец, эталон, модель и классику для европейской культуры. А также детство человечества. В античном обществе культура воспринималась как совокупность навыков и умений, а также результатов человеческой деятельности. Культура была выделена в качестве предмета осмысления. Протагор считал, что возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественным жизни люди обязаны богам. По мнению Демокрита, творцом культуры выступает человек, он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и, подражая природе, то есть вторую природу. Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное начала как два противостоящих друг другу. Нравственное, то есть культурное было присуще только людям, в частности лишь грекам. Древнегреческая пайдейя (культура), сделав человека мерой всех вещей, избегала всего, что несообразовывалось с человеком и его понятиями. Даже греческие боги человекоподобны, не только по облику, но и по поведению. Греческие храмы также соотнесены с человеком. Направленность на человека, присущая греческой культуре позволила ей стать духовной ценностью в полном смысле этого слова, поскольку именно греческая культура лежит в основе европейской культуры. Греческая культура открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство разума и свободы. Древнегреческая цивилизация одарила современную цивилизацию мифами о Прометее, Аполлоне и Дионисе и др., которые стали символами разных культурных традиций, а также заложила основы развития науки и техники в западноевропейских странах.
1. Периодизация
Этапы: Греция
1. Крито-микенская
2. Гомеровская
3. Архаика
4. Классический
5. Упадок
6. Эллинизм
4. Второй империи
5. Христианство
Этапы: Рим
1. Этрусская
2. Ранней империи
3. Республики
Крито-микенская культура. (Остров Крит и город Микены – рубеж 111 – 11 тыс. до 1200г. до н.э.) Критская культура складывается вокруг дворцов. Игры с быками. Почитание Великой богини, теократия. Разрушение происходит в результате извержения вулкана Фера (Санторин) плюс к этому стоит добавить вторжение ахейцев. После этого центр цивилизации смещается на материковую Грецию. Расцвет микенской культуры приходится на 1700г. до н.э. Заметно влияние критской культуры, но есть и собственные достижения (строительство гробниц, посмертные золотые маски). Развитие происходит около дворцов. Переняли минойскую письменность (письмо А) и имели свою письменность (письмо Б). Около 1300г. до н.э. в Грецию пришли племена дорийцев, принесшие открытие железа.
Гомеровский период. (1200г. до н.э. – первая половина 8 века до н.э.) Бесписьменная эпоха. Судить о нем мы можем лишь по поэмам Гомера.
Архаика. (8-6в. до н.э.) Появление письменности заимствованной у финикийцев. Великая колонизация. Заимствование у окружающих народов различных знаний. Из родовых общин происходит формирование античных полисов: Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Являющие городами государствами. Однако появляются понятия «Эллины» и «Эллада», охватывающие весь греческий мир в целом. Возникновение общегреческих святилищ – единый пантеон богов. Политеизм. Олимпийские Игры в Олимпии с 776г. до н.э. раз в 4 года посвященные Зевсу. Пифейские спортивные и музыкальные, в четь Аполлона в Дельфах раз в 4 года. Истмийские в четь Посейдона под Коринфом раз в 2 года. Появление философии. Она возникла в Ионии как натурфилософия. Осмыслить мир как единое целое. Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – беспредельное, то есть первоматерию с противоположным началом твердым и жидким, теплым и холодным. Пифагор и пифагорейцы стали основой всего число и числовые отношения. Искусство характеризует поиски формы, выражающий идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Обнаженный юноша «курос», задрапированная девушка «кора» для которых характерна «архаическая улыбка. Появление архитектурных ордеров: дорического, ионического. Керамика.
Классический период. Центром культуры становятся Афины, особенно времен правления Перикла (444-429гг.). Появление софистов. Сократ. Учение Демокрита об атомах. Появление театра: комедия и трагедия. Эсхил: «Прометей прикованный», «Орестейя», Софокл «Эдип», Еврипид «Медея», «Федра». Аристофан. Историография Геродот (отец истории) написал историю греко-персидских войн. Фукидид «История Пелопоннесской войны». Попытка раскрыть связь событий. Искусство: развитие скульптуры Фидий, Мирон, Поликлет. Появление коринфского ордера. Ансамбль Акрополя.
Эпоха кризиса. (4в. до н.э.) кризис полиса, проявившийся еще в эпоху Пелопонесской войны между Спартой и Афинами, которые потерпели поражение. Кризис способствовал тому, что каждый сосредоточивался исключительно на себе. Появляется философия киников. Антисфен и Диоген, Платон и Аристотель. Появление литературы. Ораторское искусство Исократа и Демосфена. Греческая история Ксенофонта. Скульпторы Скопас, Лиссип.
Эпоха эллинизма. Данный период связан с походом А. Македонского (356-323г. до н.э.) Создал державу от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Происходит распространение греческой культуры. Появление ряда эллинистических государств после распада империи. Деятельность Архимеда, Евклида. Наука. Появление библиотек. В искусстве господствует эклектизм. Эпикурейство. Стоицизм. Эллинистическую культуру захватывает идея реставрации: переписывались, собирались и переиздавались все произведения классической древности, к ним составлялись комментарии.
Билет