Рабочая программа дисциплины «культурология»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии и социальных наук
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Йошкар-Ола
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология» выполнен на кафедре философии и социальных наук.
Автор-составитель: к.п.н., доцент Н.М. Лазарева
Учебно-методический комплекс рекомендован учебно-методическим советом МОСИ к использованию в учебном процессе для студентов бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология».
Проректор по учебной работе _____________________________/ И.А. Загайнов
Структура учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология»
1. Пояснительная записка …………………………………….…......………………..……4
2. Учебно-тематический план дисциплины «Культурология»…………………..…………..5
3. Рабочая программа дисциплины «Культурология»………………………………….……8
4. Учебно-методические материалы по дисциплине «Культурология»……….……..……18
5. Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………………....…118
6. Формы контроля……………………………………………………………………..……118
7. Примерная модель ответа студента……………………………………………………...139
8. Глоссарий………………………………………………………………………………......141
9. Учебно-методическое обеспечение курса.……………………………………..………..145
Пояснительная записка
Современный уровень научно-технического, информационного и социально-экономического развития общества, расширение масштабов межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества требует подготовки компетентного, конкурентоспособного, профессионально мобильного, социально активного специалиста, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию. Подготовка такого специалиста в системе высшего профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием профессионально-культурной компетентности в контексте достижения профессионального, социального и личностного успеха студента.
Обновление информационно-коммуникативного пространства выдвигает в качестве центральной проблему развития у студентов способностей восприятия информации и использования современных кодов культуры. Показателем «соответствия» или адекватности человека современным социокультурным изменениям выступает межкультурная компетентность личности – одна из составляющих общей культуры, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных культурных потребностей с помощью применения в процессе изучения культуры новейших образовательных информационно-коммуникативных технологий.
Формирование межкультурной компетентности предполагает формирование базовой «культурной грамотности» как минимума знаний, позволяющих человеку постигать целостность современной культуры. На ранних этапах социализации личности в рамках одной культуры этот процесс протекает на уровне повседневности, позднее – через включение ребенка в систему образования и, как правило, не вызывает у него особых трудностей. Однако для студентов, находящихся в условиях «перехода» к новому, более глубокому изучению культуры, процесс постижения основ культурологического знания предполагает обращение к информационным ресурсам образовательной системы. Достижение высокой «культурной грамотности» рассматривается студентами как ключ к установлению коммуникативных «каналов» и межкультурного взаимодействия.
Место культурологии в достижении вузовской образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия – как на уровне личности, так и на уровне социума. Культурология подводит человека к основной ценности – пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности.
Культурология для студентов негуманитарных специальностей вуза ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, выделения социокультурных и этических норм деятельности, а овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу для профессиональной коммуникации. Но самое существенное в изучении культурологии – это постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит студента вуз. Овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам.
Трудоемкость дисциплины «Культурология» определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) бакалавр).
2. Учебно-тематический план дисциплины «Культурология»
Распределение часов по темам и видам работ для студентов очного и заочного отделения бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология».
Учебно-тематический план для студентов очного отделения бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология»
№ | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа (час) | |
лекции | семинары | ||||
Теория культуры | |||||
Культурология как наука Определение, этапы становления, предмет, задачи, цель культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. | |||||
Основы теории культуры Проблема определения культуры. Предмет, задачи и функции культуры. Структура культуры. Типология культуры Культура и цивилизация. | |||||
Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. (основные научные подходы) | |||||
История мировой культуры | |||||
Генезис культурыТрадиционные общества | |||||
Культура древних цивилизаций: культура Древнего Египта и Месопотамии | |||||
Культура Древней Индии и Древнего Китая | |||||
Античность как тип культуры. Культуры Древней Греции и Древнего Рима | |||||
Культура Европы: от Средневековья до Просвещения | |||||
Судьбы мировой культуры в XIX-XX вв. Общие тенденции в развитии культуры. Достижения в области науки и техники. Радикализм художественной культуры. Возникновение и развитие философии культуры. Основные концепции-гипотезы развития культуры. | |||||
Специфика культуры XX-XXI вв. Кризисные явления в послевоенной культуре Западной Европы и США. Элитарная и массовая культуры. Примитивизм, снижение интеллектуального уровня. Американизация. Структура современной культуры. Попытки прогнозирования развития культуры. | |||||
Феномен русской культуры. Особенности русской культуры. Синтез античности, христианства и язычества в культуре Древней Руси. Концепция «Москва – Третий Рим». Русская культура в эпоху петровских преобразований. «Золотой» и «серебряный» век русской культуры. Специфика русской культуры XX века. | |||||
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. | |||||
ИТОГО |
Учебно-тематический план для студентов заочного отделения бакалавриата по направлению подготовки 030300 «Психология»
№ | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа (час) | |
лекции | семинары | ||||
Теория культуры | |||||
Культурология как наука Определение, этапы становления, предмет, задачи, цель культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. | |||||
Основы теории культуры Проблема определения культуры. Предмет, задачи и функции культуры. Структура культуры. Типология культуры Культура и цивилизация. | |||||
Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. (основные научные подходы) | |||||
История мировой культуры | |||||
Генезис культурыТрадиционные общества | |||||
Культура древних цивилизаций: культура Древнего Египта и Месопотамии | |||||
Культура Древней Индии и Древнего Китая | |||||
Античность как тип культуры. Культуры Древней Греции и Древнего Рима | |||||
Культура Европы: от Средневековья до Просвещения | |||||
Судьбы мировой культуры в XIX-XX вв. Общие тенденции в развитии культуры. Достижения в области науки и техники. Радикализм художественной культуры. Возникновение и развитие философии культуры. Основные концепции-гипотезы развития культуры. | |||||
Специфика культуры XX-XXI вв. Кризисные явления в послевоенной культуре Западной Европы и США. Элитарная и массовая культуры. Примитивизм, снижение интеллектуального уровня. Американизация. Структура современной культуры. Попытки прогнозирования развития культуры. | |||||
Феномен русской культуры. Особенности русской культуры. Синтез античности, христианства и язычества в культуре Древней Руси. Концепция «Москва – Третий Рим». Русская культура в эпоху петровских преобразований. «Золотой» и «серебряный» век русской культуры. Специфика русской культуры XX века. | |||||
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. | |||||
ИТОГО |
Рабочая программа дисциплины «Культурология»