Вопрос 46. Культурная политика белорусского государства
В сфере культуры и общественной жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.
Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.
Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.
В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи.Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».
Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют особую актуальность для Беларуси, ставшей в 1991 г. независимым государством. В последнее десятилетие Республика Беларусь получила возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался процесс трансформации системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной системы, в новую демократическую систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами республики (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволяло зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры.
К благоприятным факторам в культурной сфере следует отнести международное признание Беларуси, установление дипломатических отношений и обмен посольствами и представительствами с зарубежными странами.
Однако на новом этапе Беларуси пришлось столкнуться с целым рядом проблем. В силу своего политического веса и экономического потенциала Беларусь не является активным участником мирового культурного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Уже первые месяцы независимого существования показали, что для завоевания достойного места в мировом и общеевропейском сообществе недостаточно лишь намерений и деклараций, необходима целенаправленная и энергичная работа государственных институтов, всего белорусского общества по формированию позитивного образа страны.
Расширение открытости Республики Беларусь привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.
Устранить негативные последствия глобализации не под силу молодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.