В истории педагогической мысли
Оглавление
Введение…………………………………………….. | стр. 4 | |
Глава 1. | Взаимодействия с родителями по вопросам эстетического воспитания и художественного образования | |
1.1. | Тенденции эстетического воспитания в истории педагогической мысли ………. | стр.5 |
1.2. | Сущность эстетического воспитания и художественного образования………… | стр.8 |
1.3. | Художественно-эстетическое образование в семье…………………..... | стр.11 |
1.4. | Формы взаимодействия с родителями... | стр.14 |
Заключение………………………………...……… | стр.19 | |
Список литературы……………………...………… | стр.21 | |
Приложение |
Введение
Воспитание ребёнка начинается в семье. Родители являются первыми воспитателями и учителями своих детей. Семья - первичная ячейка общества - является важным фактором формирования личности ребенка, его мировоззрения, характера, поведения.
Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Интерес к изобразительной деятельности возникает в раннем возрасте. Большую радость дети испытывают на занятиях по рисованию.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка в семье, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться бережно, как ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослым маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется не так.
Самое главное – вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Надо поддерживать и развивать у ребенка интерес к рисованию, подсказывать новые интересные темы для рисования.
Дети любят яркие узорные украшения на предметах обихода и сами охотно создают красочные затейливые узоры. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходима помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение и, наконец, продуманная организация общения с ребенком с искусством – все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития ребенка - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Главную роль при этом играют родители, которые зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих способностях. Поэтому необходимой является реализация целостной системы взаимодействия педагога и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Цель:раскрыть формы работы с семьей для формирования творческой и художественной активности школьников в семье.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по данной теме.
2. Выявить наиболее эффектные формы и методы работы с семьёй по эстетическому воспитанию и художественному образованию школьников.
3. Обобщить опыт работы по данной теме.
Глава 1. Взаимодействия с родителями по вопросам эстетического воспитания и художественного образования
Тенденции эстетического воспитания
в истории педагогической мысли
Вопросами эстетического образования с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагоги, политики – стремившиеся использовать эстетическое образование в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов.
В античной эстетике средством формирования эстетического воспитания было понимание, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Аристотель более широко, чем другие мыслители античности, понимал значение эстетического образования в развитии общественных добродетелей человека и признал эстетическое влияние литературы и театра. Однако, и он, главный упор в теории воспитания делал на исследование эстетического воздействия на людей музыкальных ладов и даже отдельных инструментов. Огромное воспитательное и образовательное значение придавали искусству просветители Дидро и Лессинг. Они считали искусство школой нравственности, трибуной социальной пропаганды [7, с.36].
Платон, в своей теории эстетического воспитания, проводил идею контроля за развитием эстетического образования и искусства с тем, чтобы с их помощью воспитывать людей в духе упрочнения классового общества.
Особенно большую роль в эстетическом и художественном образовании и формировании высокого художественного вкуса просветители отводили изобразительному искусству и театру. Руссо, исходя из идеи о том, что искусство должно быть верным природе, воспроизводить жизнь, создавая свой эстетический идеал, основанный на единстве эстетического и этического.
Революционные демократы - Н.А. Добролюбов, В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, - видели в искусстве, как средство образования, так и орудие эстетического и политического воспитания общества молодого поколения. Такие педагоги, как В.Я. Стоюнин, В.П.Острогорский, и многие другие считали, что начинать эстетическое образование следует с развития «внешних чувств»; основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, и, что эстетическое образование должно осуществляться в процессе изучения детьми не только «художественных» дисциплин (музыка, рисование, литература), но и дисциплин в ручном труде, естественнонаучных, и т.п. Многие представители эстетики, отчетливо понимали значение воспитания для формирования эстетических качеств и политических убеждений личности и для всего общества развивали теорию эстетического воспитания и направляли его практику в духе разделявшихся или классовых идеалов.
Педагогические открытия В.А. Сухомлинского, Д.Б. Кабалевского и других сделали решительный шаг в эстетическом образовании.Они считали, что «… в школе должна существовать единая система эстетического образования - система, охватывающая и объединяющая не только предметы художественного цикла, но и внеклассную работу по ним, чтобы она буквально пронизывала жизнь ребенка» [7, c.59].
Вклад в развитие эстетического воспитания внес В.А. Сухомлинский «К прекрасному через прекрасное». Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием, В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на художественно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Столь же большое значение в эстетическом воспитании он придавал живописи и музыке [8,c.15].
Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек». Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.