И легко вертясь среди судов (М. Г.). 4 страница

3. Найдите в тексте обособленные члены предложения.

Объясните пунктуацию.

287

422. Сопоставьте приводимые ниже отрывки из знакомых

вам произведений, содержащие прямую речь. Выясните,

служит ли прямая речь средством характеристики

говорящего лица, средством создания художественного

образа и т. д.

1. — Да, батюшка Аркадий Павлыч, — продолжал

неугомонный бурмистр, — как же вы это? Сокрушаете

вы меня совсем, батюшка; известить меня не изволили

о вашем приезде-то. Где же вы ночку-то проведете?

Ведь тут нечистота, сор...

(И. С. Тургенев. Бурмистр)

2. Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое

выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он

перебил Болконского:

— Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты

прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда

много, а людей нет. Не такие бы полки были, если бы

все советчики служили там в полках, как ты. Я тебя

с Аустерлица помню... Иди с богом своею дорогой.

Я знаю, твоя дорога — это дорога чести.

(Л. Н. Толстой. Война и мир)

3. Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом,

делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным

голосом, отчеканивая каждое слово, точно

командуя:

— Ваше высокородие, господин мировой судья!

Стало быть, по всем статьям закона выходит причина

аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен

не я, а все прочие. Все это дело вышло из-за,

царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду я это

третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно,

смотрю — стоит на берегу куча разного народа людей.

≪По какому полному праву тут народ собрался? —

спрашиваю. — Зачем? Нешто в законе сказано, чтоб

народ табуном ходил? Кричу: разойдись! Стал расталкивать

народ, чтобы расходились по домам, приказал

сотскому гнать взашей...≫

(А. П. Чехов. Унтер Пришибеев)

288

4. — Слушай беззвучие, — говорила Маргарита

мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, —

слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни,

— тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный

дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское

окно и вьющийся виноград, он подымается к

самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом.

Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь,

кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они

будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь,

какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь

засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак,

ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит

тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня

ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

(М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита)

423. Перепишите, ставя знаки препинания (прямая

речь выделена курсивом).

1. Что может говорит Полкан приятней быть,

как с другом сердце к сердцу жить (Кр.). 2. Женщинам

я говорил без церемонии Как ты постарела

И мне отвечали с чувством Как вы-то батюшка подурнели

(П.). 3. Мы решили продолжал заседатель

с вашего позволения остаться здесь ночевать (П.).

4. Знаем мы вас, как вы плохо играете сказал Нозд-

рев выступая шашкой (Г.). 5. Это однако ж странно

сказала во всех отношениях приятная дама Что бы

такое могли значить эти мертвые души (Г.). 6. Да

неужели продолжал я отец не догадался что Бэла

у вас в крепости (Л.). 7. Зачем вы повязаны платком

спросил я Владимира (Т.). 8. Не шуми тише иди

солдат! сердитым шепотом говорил старик Оленину

(Л. Т.). 9. Ну ребята загудел в низких сенях бас дяди

Ерошки вот и я с вами пойду (Л. Т.). 10. Стой Сюда

пойдем перебил старик Оленина вчера тут олений

след видел (Л. Т.). 11. Женщина или девушка на велосипеде

это ужасно говорил Беликов (Ч.).

10—0105660 289

424. Поставьте нужные знаки препинания (прямая речь

выделена курсивом). Выпишите глаголы, вводящие прямую

речь. Составьте схемы 4, 6 и 8-го предложений.

1. Эх кабы дождь пошел прошептал Челкаш Так

бы мы и проехали как за занавеской (М. Г.). 2. Не

надо... сказал Вершинин не надо парень (Вс. Ив.).

3. Ничего вы не умрете, и не думайте заревел Крылов

Сейчас я вас лечить буду (Эренб.). 4. Куда ты

всполошилась Василиса Ивановна (Пауст.). 5. А где

же ваши вещи профессор вкрадчиво спрашивал Берлиоз

в ≪Метрополе≫ Вы где остановились (Булг.).

6. Старшина подмигнул им вслед Воюют! и захохотал

(Бакл.). 7. Мал ты еще старшим указывать... бормотал

Егор отталкивая Кольку Ступай отсюда

(Расп.). 8. А за окном шелестят тополя Нет на земле

твоего короля (Ахм.). 9. Лопаты чтоб не забыл,

смотри и повернувшись ко мне Ну, что ж инженер

пошли НП [наблюдательный пункт] копать (Некр.).

10. Сологдин сощурился и скомандовал Пойди запри

дверь Быстро (Солж.).

425. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.

Обратите внимание на пунктуацию при прямой речи.

Озаглавьте текст.

Они медленно шли по коридору. По дыханию

Свицкий понял, что каждый шаг давался неизвестному

с трудом.

— Скажешь нашим тихо сказал неизвестный когда

они вернутся, что я спрятал... он вдруг замолчал Нет

ты скажешь им, что крепости я не сдал. Пусть ищут.

Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость

не пала. Крепость не пала: она просто истекла

кровью. Я — последняя ее капля...

С трудом поднялись по осыпи вылезли из дыры.

Здесь неизвестный отпустил плечо Свицкого выпрямился

и скрестил руки на груди.

У входа в подвал стоял невероятно худой уже не

имевший возраста человек. Он был без шапки длинные

седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль

290

въелась в перетянутый ремнем ватник сквозь дыры

на брюках виднелись голые распухшие покрытые

давно засохшей кровью колени. Из разбитых с отвалившимися

головками сапог торчали чудовищно раздутые

черные отмороженные пальцы. Он стоял строго

выпрямившись высоко вскинув голову и не отрываясь

смотрел на солнце ослепшими глазами.

— Назовите ваше звание и фамилию перевел Свиц-

кий.

— Я — русский солдат.

Неизвестный вдруг медленно повернул голову и

густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей

насмешке:

— Что генерал теперь вы знаете сколько шагов в

русской версте?

Он шел строго и прямо ничего не видя но точно

ориентируясь по звуку работавшего мотора.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно

как на параде выкрикнул команду. Солдаты щелкнув

каблуками четко вскинули оружие ≪на караул≫.

И немецкий генерал чуть помедлив поднес руку к фуражке.

А он качаясь медленно шел сквозь строй врагов отдававших

ему сейчас высшие воинские почести. Но

он не видел этих почестей. Он был выше всех мыслимых

почестей выше славы выше жизни и выше смерти.

Страшно в голос закричали завыли бабы. Одна за

другой они падали на камни в холодную апрельскую

грязь. Рыдая протягивали руки и кланялись до земли

ему последнему защитнику так и не покорившейся

крепости.

А он брел к работающему мотору спотыкаясь и

оступаясь медленно передвигая ноги. И упал только

тогда, когда дошел. Возле машины.

Он упал на спину навзничь широко раскинув руки

подставив солнцу невидящие широко открытые глаза.

Упал свободным и после жизни смертию смерть

поправ.

(По Б. Л. Васильеву)

* 291

1. Найдите в тексте обращение.

2. Объясните употребление тире в предложениях: Я —

последняя ее капля; Я — русский солдат.

3. Найдите в тексте односоставные предложения.

426. Объясните постановку знаков препинания при диалоге.

1. ≪Скажи-ка мне, красавица, — спросил я: — что

ты делала сегодня на кровле?≫ — ≪А смотрела, откуда

ветер дует≫. —≪Зачем тебе?≫ —≪Откуда ветер, оттуда

и счастье≫. —≪Что же, разве ты песнью зазывала

счастье?≫ —≪Где поется, там и счастливится≫. — ≪А как неравно напоешь себе горе?≫ —≪Ну что ж? где

не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра

опять не далеко≫ (Л.).

2. — Хорошо море? — спросил Челкаш.

— Ничего! Только боязно в нем, — ответил Гаврила,

ровно и сильно ударяя веслами по воде.

— Боязно? Экая дура!.. — насмешливо проворчал

Челкаш (М. Г.).

Для справок.

1. Если реплики в диалоге следуют в строку, то каждая

из них заключается в кавычки и отделяется от соседней

при помощи тире.

2. Если реплики начинаются с абзаца (с красной

строки), то перед каждой ставится тире.

427. Перепишите, ставя нужные знаки препинания

(реплики выделены курсивом).

(.А почем купили душу у Плюшкина шепнул ему

на ухо Собакевич. А Воробья зачем приписали сказал

в ответ на это Чичиков (Г.). 2. Вдруг говорят мне Человек

вас спрашивает. Я говорю Что ему надобно

(Т.). 3. Не видать? повторил барин. Не видать вторично

ответствовал слуга (Т.). 4. А тебе видно не все

равно, каким способом в уху попасть? В какую такую

уху удивлялся карась (С.-Щ.). 5. Что это Что

это такое спросил Оленин у ямщика. А горы отвечал

292

равнодушно ногаец (Л. Т.). 6. Как же вы поживаете

спросила Екатерина Ивановна. Ничего, живем понемножечку

ответил Старцев (Ч.).

428. Составьте и запишите короткий диалог на тему

≪Беседа с другом о каком-нибудь литературном произведении

(кинофильме, спектакле)≫.

429. Составьте предложения с прямой речью, используя

в авторских словах на выбор глаголы возразить, воскликнуть,

вспомнить, вставить, говорить, закричать,

заметить, крикнуть, напомнить, начать, обратиться

с вопросом, обратиться с просьбой, обратиться со

словами, ответить, подтвердить, подумать, поАро-

сить, пояснить, прервать, продолжать, промолвить,

прошептать, рассказать, сказать, согласиться, спросить.

430. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Объясните пунктуацию в предложениях с прямой

речью.

У замерзшей реки я услышал глухой монотонный

звук в лесу почти не встречающийся. Где-то неподалеку

били по железу и я подумал что на лесной дороге

кто-нибудь чинит машину или повозку. Я пошел на

звук прямиком. Но лес неожиданно кончился засветилась

опушка показалась деревня дворов в пятнадцать.

Возле одной избы прямо под окнами стояла глыба

белого камня а на крылечке сидел человек в свитере и

треухе. Человек тесал камень. Все что рельефно выделялось

на белой глыбе было трудом многих дней было

сделано аккуратно с хорошим чувством меры и вкуса.

Я подумал что тут в деревенской тиши поселился приезжий

скульптор.

Оказалось что скульптор работает истопником-слесарем

в доме отдыха по соседству что в деревеньке он

родился и вырос искусству обращения с камнем нигде

не учился но имеет интерес к делу пробовал тесать

293

кое-что благо камня в здешних местах на Оке много и

камень податливый.

Сейчас мастер назвавший себя Федором Куржуко-

вым взялся за дело которое судя по всему захватило

его полностью. Он делает памятник людям погибшим

тут на Оке в ноябре сорок первого года.

≪Получилась такая история, — сказал он, — хотели

в Москве памятник заказать. А я возьми и скажи:

≪Давайте поставим камень с Оки. Ну просто вырубим

и привезем большую белую глыбу а все что полагается

сделать на камне я сделаю...≫ Ну вот и рублю как

умею≫.

На крыльце лежал инструмент всякого рода молотки

и зубильца а рядом лежал чеканный орден Отечественной

войны. Орден в точности был повторен на

камне но только большим размером. На лицевой стороне

глыбы кроме ордена были строки: ≪Тут был остановлен

враг. Октябрь — ноябрь. 1941 год≫.

(По В. М. Пескову)

1. Озаглавьте текст.

2. Найдите предложения с уточняющими членами.

3. Охарактеризуйте причастия (укажите время, вид и

т. п.): встречающийся, замерзший, назвавший, остановлен,

повторен.

4. Сделайте синтаксический разбор первого предложения

текста.

5. Укажите, в значении какого глагольного времени

употреблены формы: А я возьми и скажи.

§ 59. Косвенная речь.

431. Замените прямую речь косвенной.

1. ≪Может быть, мы никогда больше не увидимся,

— сказал он мне. — Перед разлукой я хотел с вами

объясниться≫ (П.). 2. ≪Скорей, скорей в город за лекарем!

≫ — кричал Владимир (П.). 3. ≪Вот княгиня

Лиговская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь ее

Мери, как она ее называет на английский лад≫ (Л.).

4. ≪Лесть и трусость — самые дурные пороки≫, —

294

громко промолвила Ася (Т.). 5. ≪Хочешь сегодня

ночью работать со мной?≫ — спросил Челкаш Гаврилу

(М. Г.). 6. ≪Убьют Хохла. И тебя, гляди, убьют

≫, — бормочет Мигун (М. Г.). 7. Прибежал вестовой,

рявкнул: ≪Товарищ младший лейтенант, вас

полковник требует≫ (Эренб.). 8. ≪Понял! — решительно

заявил Иван. — Прошу выдать мне бумагу и перо≫

(Булг.). 9. ≪Повесьте здесь зеркало, — посоветовал

он. — Большое зеркало≫ {Бакл.). 10. ≪Не мое это дело

≫, — возмутилась горничная и опять ушла в комнаты

{Паст.). 11. ≪Нельзя ли молока у вас купить?≫ —

спросила Клара {Солж.).

432. Замените косвенную речь прямой.

1. Чичиков, услышавши, что дело уже дошло до

именин сердца, несколько даже смутился и отвечал

скромно, что ни громкого имени не имеет, ни даже

ранга заметного (Г.). 2. Я им объяснил, что я офицер,

еду в действующий отряд по казенной надобности, и

стал требовать казенную квартиру (Л.). 3. Я не стал

расспрашивать моего верного спутника, зачем он не

повез меня прямо в те места (Т.). 4. Николай Иванович

приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет

от себя еще осьмуху пива (Т.). 5. После обеда

он все говорил мне, что я самое доброе дитя, что я послушное

дитя, я люблю своего папу и что, верно, сделаю

то, о чем он меня попросит {Дост.). 6. Дмитрий

резким тоном ответил мне, что он не может идти

вниз, потому что, как я вижу, у него гости {Л. Т.).

7. Она стала прощаться, и он — оставаться тут ему

было незачем — поднялся, говоря, что ему пора домой:

ждут больные {Ч.). 8. Вера Иосифовна писала

Дмитрию Ионычу, что очень соскучилась по нем {Ч.).

9. Он сказал, что хочет видеть ее часто {М. Г.). 10. Меня

сейчас подполковник спросил, не сестра ли я тебе

{Солж.). 11. Архитектору сказали, что он не учел пропускную

способность лифтов: в вестибюле постоянно

скапливается народ, нервничает, ждет {Бакл.).

295

§ 60. Цитаты

и знаки препинания при них.

433. Объясните постановку знаков препинания при цитатах.

Выделите примеры, в которых цитата оформлена:

а) как прямая речь и б) как косвенная речь. Укажите назначение

многоточия в цитатах.

1. ≪Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы

ступени чужого крыльца≫ (П.). 2. Белинский

писал: ≪Создает человека природа, но развивает и образует

его общество≫. 3. ≪Двенадцать миллионов людей

вне закона! Ужас!≫ — заметил в своем дневнике

Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней

России. 4. Л. Н. Толстой писал: ≪...в искусстве

простота, краткость и ясность есть высшее совершенство

формы искусства, которая достигается только

при большом даровании и большом труде≫. 5. Выступая

в защиту культуры устной речи, Чехов сказал:

≪В сущности ведь для интеллигентного человека

дурно говорить должно было бы считаться таким

же неприличным, как не уметь читать и писать...≫

6. В. О. Ключевский писал, что только тогда ≪народ

становится государством, когда чувство национального

единства получает выражение в связях политических,

в единстве верховной власти и закона≫.

7. ≪...Следуя правде жизни, поэт не мог наделить

своего героя всем, что носил в своей душе, а если

бы он сделал это —Печорин был бы неправдив≫, — писал М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове.

8. ≪...Все решает человеческая личность, а не коллектив,

elite страны, а не ее демос, и в значительной

мере ее возрождение зависит от неизвестных нам законов

появления больших личностей≫, —утверждал

В. И. Вернадский. 9. Б. Пастернак написал о Льве

Толстом, что ≪он всю жизнь, во всякое время обладал,

способностью видеть явление в... исчерпывающем

выпуклом очерке, как глядим мы только в редких

случаях, в детстве или в торжестве большой душевной

победы≫. 10. В статье об И. Бунине К. И. Чуков-

296

ский писал: ≪...недалеко то время, когда перед читателями

встанет обновленный, неведомый Бунин, взошедший

на новую вершину искусства, сильный и

правдивый художник —широкого диапазона, большой

литературной судьбы, достойный продолжатель

Толстого и Чехова. Искусства у него много. Хватило

бы сердца≫.

Для справок.

1. Если цитата, стоящая после слов автора, оформляется

как прямая речь, то используется соответствующая

пунктуация (двоеточие перед цитатой, начальные кавычки,

прописная буква в первом слове цитаты).

2. Если цитата синтаксически связана с авторским

текстом, образуя придаточное предложение, то она заключается

в кавычки и первое слово цитаты пишется со

строчной буквы.

3. Если цитата приводится не полностью, то пропуск

обозначается постановкой многоточия.

434. Составьте предложения с цитатами, взятыми из

изучаемых вами произведений художественной литературы.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Союзные сложные предложения.

§ 61. Сложносочиненное предложение.

435. Выясните, при помощи каких союзов образованы

сложносочиненные предложения. Разбейте союзы на

группы: а) соединительные; б) разделительные; в) противительные.

Составьте схемы первых пяти предложений.

1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих

простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы

(Кр.). 2. Еще земли печален вид, а воздух уж весною

дышит (Тютч.). 3. Он хотел было что-то сказать ему,

но толстяк уже исчез (Г.). 4. Он никогда не плакал,

297

i <

зато по временам находило на него дикое упрямство

(Г.). 5. Либо уж убьет [гроза] кого-нибудь, либо дом

сгорит (Остр.). 6. Ты сегодня же должен говорить с

отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде

(Писемск.). 7. Я шел в каком-то опьянении, да и было

отчего (Гарш.). 8. Лицо у него черное, закопченное

дымом, измазанное сажей, руки тоже грязные

(М. Г.). 9. Ни о чем не хочется думать, или бродят

мысли и воспоминания мутные, неясные, как сон

(Сераф.). 10. Товарищи относились к нему неприязненно,

солдаты же любили воистину (Купр.) 11. Перестрелка

затихла, однако ядра и бомбы продолжали

летать сюда, как и отсюда (С.Ц.). 12. В тот же миг

вспыхнула в потолке лампочка, и вся загудевшая, поплывшая

вверх клетка [лифта] налилась желтым светом

(Наб.). 13. То он собирался поступить в зоологический

сад учиться на укротителя львов, то его тянуло

к пожарному делу (Кав.).

436. Объясните постановку знаков препинания в приводимых

ниже сложносочиненных предложениях.

1. Время стояло самое благоприятное, то есть было

темно, слегка морозно и совершенно даже не тянуло к

подушке; однако ж он уперся локтем в нее — признак,

-намекавший на прежние наклонности (Гонч.).

2. Действительно, в наших краях знают толк в пении,

и недаром село Сергиевское, на большой орловской

дороге, славится во всей России своим особенно приятным

и согласным напевом (Т.). 3. Впереди, в дыму,

уже были ряды серых шинелей, и офицер, увидев

Багратиона, с криком побежал за солдатами (Л. Т.).

4. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный,

ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на

листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро

казался таким молодым, нарядным (Ч.). 5. Неверное

движение руки — и машина дробит вам кости, солнечный

удар — и готово (М. Г.). 6. Лиза слушала с

увлечением, и новая знакомая, с ее неудержной,

охотливой речью, показалась очень занимательной

298

(Фед.). 7. Последние тени сливались, да мгла глядела,

слепая, необъятная, да за курганом тускнело мертвое

зарево (Сераф.). 8. Наташа говорила шепотом, да и

дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.).

9. У ручья он задержал лошадь, посмотрев в сверкающие

струи потока; и там, внизу, встретилось с ним

взглядом опухшее, темное лицо (Грин). 10. Короткая

команда, пущенные на полный ход моторы, стремительно,

с близкой дистанции торпедный залп — и с

одним немецким транспортом, а через пятнадцать секунд

со вторым было покончено (Сим.). 11. Он оказался

опять в том же сквере, но теперь было совсем

холодно (Наб.).

437. Расставьте знаки препинания; объясните их постановку.

1. Еще несколько слов несколько ласк от матери и

крепкий сон овладел мною (Акс). 2. Он на вопрос не

отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал

его конец (Л.). 3. Выспится Саша поднимется рано

черные косы завяжет у стана и убежит и в просторе

полей сладко и вольно так дышится ей (Н.). 4. За

громадной тучей дыма не было видно пламени но

дым прямо летел по ветру на усадьбу и чувствовался

в комнатах горький запах его (С.-Щ.). 5. Пусть перебирается

в деревню во флигель или я переберусь отсюда

но оставаться с ним в одном доме я не могу (Ч.).

6. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали

резко из тумана да вдали тянулась едва заметная

белая струйка дыма (Кор.). 7. Вода в пруде

почернела и легкая лодочка уже скользила по ней и

слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки

в лодочке (Булг.). 8. Нас зовут и мы идем ужинать

(Бакл.). 9. На лицах милиции помаленьку стало выражаться

недоумение а артисты без церемонии начали

высовываться из кулис (Булг.). 10. Со второй

спички сера не сорвалась но огонек ее бессилен был

объять скрученное коричневатое тело спички

(Солж.).

299

438. Объясните отсутствие запятой между простыми

предложениями, входящими в состав приводимых ниже

сложносочиненных предложений.

1. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и

вдобавок щука оторвала удочку (Акс). 2. Глаза

у всех устремились и носы вытянулись по направлению

к письму (Гонч.). 3. Звезды уже начинали

бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала

к крыльцу домика в Васильевском (Т.). 4. В сенях

пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи

шкуры (Л. Т.). 5. Подсудимых тоже куда-то выводили

и только что ввели назад (Л. Т.). 6. У Гаврилы

смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные

глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали

(М. Г.). 7. От долгого сидения у него затекли

ноги и заболела спина (Купр.). 8. В лесу еще снег лежит

нетронутый и деревья стоят в снежном плену

(Пришв.). 9. По утрам кумысный домик привлекал

людей со слабыми легкими и пятна солнца, прорвавшиеся

сквозь листву на столики, освещали около

недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные

длиннопалые руки (Фед.). 10. В это время тягуче

скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова

деда Щукаря (Шол.). 11. В эту ночь особенно

шумно шел дождь и особенно нежной была их встреча

(Наб.). 12. А часом позже уже сияло солнце и от

земли подымался пар (Бакл.).

Для справок. Запятая перед союзом и не ставится:

1) если простые предложения в составе сложносочиненного

предложения имеют общий второстепенный

член, например: По улицам шли прохожие и проносились

машины;

2) если простые предложения в составе сложноподчиненного

предложения имеют общее придаточное предложение,

например: Когда окончился футбольный

матч, зрители покинули стадион и трибуны опустели;

3) между двумя назывными предложениями, например:

Прогулка в парке и катанье на лодках.

300

439. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Укажите сложносочиненные предложения с союзом и и

простые предложения, имеющие в своем составе однородные

члены с союзом и.

1. Вой волка восходил вверх печальными полутонами

Наши рекомендации