И легко вертясь среди судов (М. Г.). 2 страница
день (Дост.). 5. На повороте реки впереди под темными
горами мелькнул огонек (Кор.). 6. Вдали высилось
темно-красное цвета сырого мяса здание фабрики
(М. Г.). 7. Вошла молодая лет семнадцати девушка
(Купр.). 8. Летом вечерними зорями на вершину кургана
слетает из подоблачья степной беркут (Шол.).
9. Катер шел все время подвигаясь в черной почти
чернильного цвета тени отбрасываемой высокими
прибрежными скалами (Сим.).
II. 1. В отношениях с посторонними он требовал
одного сохранения приличия (Герц.). 2. Бросились за
доктором то есть домашним лекарем Харитоном (Т.).
3. В то время именно год назад я еще сотрудничал по
журналам (Дост.). 4. В жизни есть только одно несомненное
счастье жить для других (Л. Т.). 5. Кольчатый
тюлень или нерпа относится к отряду ластоногих
(Аре).
III. 1. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны
особенно девушки (П.). 2. Карл Иванович большую
часть своего времени проводил за чтением даже испортил
им свое зрение (Л. Т.). 3. Ермолай любил покалякать
с хорошим человеком особенно за чаркой
(Т.). 4. Окраска крыши особенно с нашею олифою и
краской считалась очень выгодным делом (Ч.).
5. Казалось, что все в том числе леса и поля движется
иа запад (Казак.). 6. Присутствие мужа даже сияющего
стесняло ее (Купр.).
394. Объясните постановку знаков препинания в предложениях
с обособленными членами, имеющими значение
дополнения. Подчеркните предлоги, начинающие
собой такие обособленные дополнения.
1. Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения
метели (17.). 2. Толпа разошлась, исключая не-
262
многих любопытных и мальчишек (Т.). 3. Мистер
Топкинс, наряду с другими людьми в серых касках,
стоял неподвижно (Кор.). 4. Наш хозяин называл нас
жуликами и давал на обед, вместо мяса, тухлую требушину
(М. Г.). 5. Четыре орудия поочередно слали
снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный
огонь не внес заметного замешательства в ряды
красных (Шол.). 6. Многие из бойцов, помимо своей
винтовки, были вооружены трофейными автоматами
(Полев.).
Для справок. Могут обособляться падежные
формы имен существительных с предлогами или предложными
сочетаниями: кроме, вместо, помимо, сверх,
исключая, за исключением и др. Обособление этих оборотов
связано с их смысловой нагрузкой, степенью распространенности,
близостью с основной частью предложения,
желанием пишущего подчеркнуть их роль в
предложении и т. д.
395. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Вместо ответа Кириле Петровичу подали письмо
(П.). 2. Сверх всякого ожидания бабушка подарила
мне несколько книг (Акс). 3. Никто исключая камердинера
не видел его ненапудренным (Т.). 4. На охоте
дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба
и ничего не пил кроме воды (Л. Т.). 5. Со всеми на пароходе
не исключая и молчаливого буфетчика Смурый
говорил отрывисто (М. Г.). 6. Вместо вбивания
кольев можно воспользоваться стволами растущих
вблизи деревьев (Акс). 7. Настроение экипажа сверх
обыкновения было приподнятое (Н.-Пр.). 8. Дом кроме
этой комнаты стоял заколоченный необитаемый
(А. Н. Т.). 9. Весь май за исключением нескольких
ясных солнечных дней шли беспрерывные дожди
(Шол.).
396 (повторение). Объясните знаки препинания в приводимых
ниже предложениях в соответствии с правилами
их постановки при обособленных членах предложения.
263
1. Мы пошли на вал — возвышение, образованное
природой и укрепленное частоколом (П.). 2. И отец с
сыном, вместо приветствия после долгой отлучки,
стали колотить друг друга (Г.). 3. Илья Ильич учился
в Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего
управляющего немца Штольца (Гонч.). 4. Лодка
полетела поперек реки, скользя по вертящейся быстрине,
бегущей у самого берега, называющейся ≪стремя
≫ (Акс). 5. Тяжелые волны мерно и ровно катились
одна за другой, едва приподнимая одинокую лодку,
причаленную к берегу (Л.). 6. Обширное пепелище
превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами
кирпича — остатками фундаментов (Т.).
7. Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась
с прогулки (Т.). 8. Прямо против кордона,
на том берегу, было пусто (Л. Т.). 9. Кроме города
Окурова, на равнине приткнулось небольшое село Во-
еводино (М. Г.). 10. Шагах в шести от Челкаша, у тротуара,
на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке,
сидел молодой парень (М. Г.).
397. Выделите: 1) обособленные определения; 2) обособленные
приложения; 3) обособленные обстоятельства;
4) обособленные дополнения; 5) обособленные уточняющие
члены предложения.
1. Ты, стройная, с тугой косою, прошла по черным
пятнам шпал (Бл.). 2. Оружия любимейшего род, готовая
рвануться в гике, застыла кавалерия острот,
поднявши рифм отточенные пики (Маяк.). 3. Несмотря
на сильное переутомление, спать не хотелось
(Фад.). 4. В пространной низине, справа, до самого
хребта, отвернувшегося в сторону и затерявшегося в
мутно-серой дали, виднелся лес (Фад.). 5. На покривившемся
стогу уныло, по-сиротски, примостилась
ворона и молчала (Фад.). 6. Самолетик задымился и,
пригибаемый лучом, пошел к себе, на запад (Леон.).
7. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым
запахом влаги, сырых садовых дорожек (Пауст.).
8. Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей, за-
264
пряженных в сани, поджидая Давыдова, собравшегося
ехать в район (Шол.). 9. Бабы зашумели все сразу,
в один голос, не давая Давыдову и слова молвить
(Шол.). 10. Она со страхом смотрела на дедовы руки в
коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках
(Шол.). 11. Подавленный не столько отсутствием патронов,
сколько смертью командира, Плужников выбрался
из задымленного подвала (Б. В.). 12. ≪Св. Мария
≫ шла вдоль таких мест, где не было почты, да и
ничего не было, кроме льда и снега (Кае.).
398. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Вместо ответа на какой-то вопрос Зурин захрапел
и присвистнул (П.). 2. Вдруг она пробежала мимо
меня напевая что-то другое и прищелкивая пальцами
вбежала к старухе (Л.). 3. Кой-где выглянули женские
большей частью старушечьи головы (Г.). 4. Первому
старшему изо всех Феде вы бы дали лет четырнадцать
(Т.). 5. Отдавая дань своему времени Гончаров
вывел и противоядие Обломову Штольца (Добр.).
6. Ростов ничего не видел кроме бежавших вокруг него
гусар цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями
(Л. Т.). 7. Девочка любимица отца вбежала смело
обняла его и смеясь повисла у него на шее (Л. Т.).
8. Впереди далеко на том берегу туманного моря виднелись
выступающие лесистые холмы (Л. Т.). 9. На
всех физиономиях несмотря на усталость искажавшую
их выражалось глухое пока еще скрываемое раздражение
(М. Г.).
399 (повторение). Расставьте знаки препинания. Объясните
их постановку.
1. Мне хочется одного покоя (Купр.). 2. Там над
Донцом и Каменском невидимые отсюда а только
слышимые развертывались воздушные бои (Фад.).
3. За ней над низкими крышами и садами горит на
солнце великий золотой купол Христа Спасителя
(Шм.). 4. Надежда Васильевна бледная молча сидела
265
в кресле (Зайц.). 5. Из прихожей вышел человек высокий
черный со странной морщиной поперек лба
(Зайц.). 6. Вероятно Петя представлялся дедушке совсем
еще маленьким ребенком вроде правнука Женечки
ползавшего тут же в желтых цветах одуванчика
(Кат.). 7. После первого же залпа сбитый с ног пулей
Григорий охнув упал (Шол.). 8. А через минуту
скупой и резкий пошел дождь (Шол.). 9. Грохот близкого
боя еще осенью поднял медведя из берлоги нарушив
его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой
бродил он по лесу не зная покоя (Полев.). 10. Он волновался
как школьник перед экзаменами и опоздание
Тройникова в такой момент воспринял как личный
выпад (Бакл.).
400 (повторение). Перепишите текст, ставя нужные
знаки препинания.
Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло
и неподвижно в дали облитой голубым сиянием луны.
Мягкое и серебристое оно слилось там с синим
южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную
ткань перистых облаков неподвижных и не
скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется
что небо все ниже наклоняется над морем желая понять
то о чем щебечут неугомонные волны сонно
вползая на берег.
Горы поросшие деревьями резкими взмахами подняли
свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые
контуры их округлялись одетые теплой и ласковой
мглой южной ночи.
У костра тихо вздыхает Рагим старый крымский
чабан высокий седой сожженный южным солнцем сухой
и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня оторвавшегося
от горы одетого тенью поросшего мхом у
камня печального хмурого. На тот бок его который
обращен к морю волны набросали тины водорослей и
обвешенный ими камень кажется привязанным к узкой
песчаной полоске отделяющей море от гор.
266
На сердце чисто легко и нет иных желаний кроме
желания думать.
Море темное могуче размахнувшееся светлеет местами
на нем появляются небрежно брошенные блики
луны.
— Рагим, расскажи сказку, — прошу я старика.
Унылым речитативом стараясь сохранить своеобразную
мелодию он рассказывает о гордом Соколе который
любил свободу больше жизни.
(По М. Горькому)
1. Укажите виды обособленных второстепенных членов.
2. Выделите и и кн. в суффиксах прилагательных и причастий.
3. Найдите сложные слова, укажите способ их образования.
401 (повторение). Перепишите текст, расставляя недостающие
знаки препинания. Объясните их постановку.
Было утро теплое без единого облачка без ветерка.
В голубом по-утреннему размытом небе четко вырисовывались
близкие горы. Какая-то серая птица часто
мельтеша крыльями стояла зависнув над полем выслеживая
добычу.
Было так обычно так мирно, что все случившееся
вчера воспринималось как дурной сон. Если бы не ямка,
которую Колька выкопал да не следы лошади глубокие
в пробитом среди кукурузы коридорчике, Колька
бы так и решил, что все ему приснилось. Он осмотрелся
отряхнул землю выбрал направление взглянув
на солнце и на горы и пошел не стараясь прятаться и
пригибаться.
Шел он и шел отлепляя от лица густую паутину,
которой была местами перевита кукуруза и вспугивая
жирных черных птиц. Когда уже не ждал не надеялся,
вдруг выскочил на дорогу. Сухой белый проселок
покрытый легкой пылью. На обочинах цвели запоздалые
ромашки мелкие и кустистые.
Не помнил, как он добрался до Сунжи. Приник
к ней желтенькой плосконькой речонке лежал поднк-
267
мая и опуская в воду голову. Долго-долго так лежал,
пока не начало проясняться вокруг.
(По А. И. Приставкину)
1. Найдите глаголы с приставкой при-. Объясните их написание.
2. Укажите слова с уменьшительными суффиксами.
3. Объясните постановку дефиса в словах по-утреннему,
долго-долго.
Обращение. Вводные слова
и предложения.
§ 56. Обращение.
402. Выясните значение обращений в приводимых ниже
предложениях (собственное имя, название лица по
родству, по профессии, по общественному положению,
по возрасту и т. д.). Укажите, чем выражены обращения
и какими знаками препинания они выделяются, какова
их роль в художественной литературе (характеристика
адресата речи, выражение отношения к нему, повышение
выразительности речи). Обратите внимание на интонацию.
1. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай
(Кр.). 2. Сергей Сергеич, это вы ли? (Гр.). 3. Государь
мой премилостивый! Я до тех пор не намерен приехать
в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря
Парамошку с повинною {П.). 4. Сияй, сияй, прощальный
свет любви последней, любви вечерней! (Тютч.).
5. Запылись ты, путь-дороженька! (Колъц.). 6. А ты
уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это
(Г.). 7. Пошел, кучер! (Т.). 8. Я и не отговариваюсь,
тетушка (Г.). 9. В минуту унынья, о родина-мать, я
мыслью вперед улетаю (Н.). 10. Да неужели вам мало,
ненасытный вы этакий! (Дост.). 11. А! Золото! Добро
пожаловать. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?
(С.-Щ.). 12. Дорогой, многоуважаемый шкап!
Приветствую твое существование (Ч.). 13. О город!
268
О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной
в клочья лазури! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами!
(Бл.). 14. Нина, а Нин, поди сюда (Фед.). 15. Эй
ты, в шляпе! Гляди-ка, сколько на жинку навалил, а
сам пустой идешь! (Фад.).
403. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Подчеркните обращения.
1. Степанушка родной не выдай милый (Кр.). 2. Ты
с басом Мишенька садись против альта (Кр.).
3. Спящий в гробе мирно спи жизнью пользуйся живущий
(Жук.). 4. Звезда печальная вечерняя звезда
твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий
залив и черных скал вершины (П.). 5. Так вот судьба
твоих сынов о Рим о громкая держава (П.). 6. Куда
лезешь борода? Говорят тебе, никого не велено пускать
(Г.). 7. Как хорошо ты о море ночное (Тютч.).
8. Отец отец оставь угрозы свою Тамару не брани (Л.).
9. Ну, полноте полноте балагур шутник вы этакий
(Т.). 10. Здравствуй солнце да утро веселое (Ник.).
11. Хочешь горбун поменяться своею судьбой с моей?
(Гум.). 12. Знаешь Лена ведь я сама придумала песню...
(Ахм.). 13. Рыжий львеныш с глазами зелеными
страшное наследье тебе нести! (Ив.).
§ 57. Вводные слова и предложения.
404. В приводимых ниже предложениях найдите вводные
слова и словосочетания, выражающие: а) чувства
говорящего; б) степень уверенности в реальности сообщаемого;
в) источник сообщения; г) связь мыслей, последовательность
изложения; д) приемы и способы
оформления высказывания; е) обращение к собеседнику
или читателю. При чтении соблюдайте интонацию ввод-
ности.
I. 1. Но, может быть, вы хотите знать окончание
истории Бэлы? (Л.). 2. По словам капитана, до ближайшего
порта остается два дня пути (Гонч.). 3. Я
присмотрелся, попривык к окружающим меня явле-
269
ниям или, вернее сказать, чудесам природы (Акс).
4. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить
копейку (Г.). 5. Я, к сожалению, должен прибавить,
что в том же году Павла не стало (Т.). 6. В письме
Петрухиной матери было послано, во-первых, благословение,
во-вторых, поклоны всех и, наконец,
известие о том, что Аксинья пошла в люди (Л. Т.).
7. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек
сорок (М.-С). 8. Но, по слухам, какая-то часть упорно
сражалась под Каменском (Фад.). 9. Вот, например,
ящики на чердаке {Домбр.).
П. 1. Стало быть, вы не хотите перейти во владение
Троекурова (П.). 2. Ведь я, как вам известно, из рядовых
(Г.). 3. Печорин был погружен в задумчивость и,
кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.). 4. Нрава
Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать,
запуганного (Т.). 5. Как бы, неровен час, чего не спалило?
(Ч.). 6. Отец, по-видимому, находился в самом
благодушном настроении (Кор.). 7. Действительно,
в третьей комнате, окруженная толпой, Лабунская
танцевала (Зайц.). 8. К своему полному разочарованию,
мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого
неба (Кат.). 9. После этого, по сути, и спрашивать об
ее отношениях к Григорию было незачем (Шол.).
10. Впрочем, о тишине-то я, конечно, зря. Никогда
здесь не было тихо (Домбр.).
III. 1. Ты, сказывают, петь великий мастерище
(Кр.). 2. Словом, они были то, что говорится счастливы
(Г.). 3. Я вам расскажу всю истину, только, пожалуйста,
не выдавайте меня (Л.). 4. Руки мои, к страшной
моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).
5. Героиней этого романа, само собой разумеется, была
Маша (Л. Т.). 6. Да и, наконец, всегда лучше
впасть в ошибку, думая хорошо (М. Г.). 7. Щенок, видать,
из породистых (Н.-Пр.). 8. Таким образом, игра
в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной
профессии (Кат.). 9. А мечтал он, может статься, подойти
путем другим, у окошка постучаться жданным
гостем, дорогим (Те.). 10. С точки зрения артиллериста,
Елютин говорил немыслимые вещи (Бакл.).
270
Д л я с п р а в о к . Запятыми выделяются вводные
слова и словосочетания, среди которых можно назвать
следующие основные группы:
1) вводные слова, выражающие чувства говорящего
(радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:
к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению,
к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумлению,
к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на
беду, странное дело, удивительное дело, неровен час
и др.;
2) вводные слова, выражающие оценку говорящим
степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность,
возможность, предположение и др.): конечно,
несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно,
разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, вероятно,
по всей вероятности, может быть, быть может,
должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-
видимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущности,
по существу, право, чай, полагаю, надо полагать,
надеюсь и др.;
3) вводные слова, указывающие на источник сообщения:
говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению...,
по сведениям, по мнению, по-моему, по-
твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию,
помнится, слышно, дескать, мол и др.;
4) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность
изложения: итак, следовательно,
значит, наоборот, напротив, впрочем, далее, наконец,
между прочим, в общем, кроме того, в частности,
стало быть, например, к примеру, таким образом,
кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-
первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой
стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;
5) вводные слова, указывающие на приемы и способы
оформления высказывания: словом, одним словом, иными
словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту
говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать,
если можно так выразиться, с позволения сказать,
лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее
сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.;
6) вводные слова, представляющие собой призывы
к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание
к сообщаемому, внушить определенное отношение
к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли),
271
понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (те), поверь (те),
послушай (те), извини (те), прости (те), веришь (ли),
скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.
405. Найдите в каждой паре предложений одни и те же
слова. Выясните их синтаксическую роль. Перепишите,
ставя нужные знаки препинания.
1. Было должно быть, уже поздно. — Письмо должно
быть срочно доставлено адресату. 2. Захватите с
собой кстати и ноты. — Ваш приход сегодня как нельзя
более кстати. 3. Лицо путника казалось очень
утомленным. — Шахматную позицию казалось.нельзя
было уже спасти. 4„Вероятно,погода переменится.
— Полученное сообщение вполне вероятно. 5. Эти
слова были сказаны между прочим. — Фраза эта
между прочим -напомнила мне одну старую шутку.
6. С одной стороны дороги приближались наши войска,
с другой навстречу им шли жители освобожденной
деревни. — С одной стороны предложение поехать
на юг весьма заманчиво, с другой стороны, вызывает
опасение из-за обычной в это время года
жары. 7. Я само собой разумеется не отказал товарищу
в его просьбе. — При этих условиях все сказанное
само собой разумеется. 8. Мой спутник после продолжительной
прогулки чувствовал себя превосходно, я
напротив устал. — В купе я сидел напротив пожилого
человека. 9. Это теоретическое положение совершенно
очевидно. — Очевидно придется серьезно готовиться
к экзаменам. 10. К удивлению мальчиков дорога
оказалась не столь утомительной. — К удивлению
мальчиков примешивались испуг и растерянность.
406. Вставьте в предложения подходящие по значению
вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи
с сообщением (радость, сожаление, удивление и т. п.),
или дающие оценку говорящим степени достоверности
сообщаемого (уверенность, предположение, возможность
и т. п.), или указывающие на источник сообщаемого,
способ оформления высказываемой мысли, последовательность
изложения, или содержащие обращение
к собеседнику и т. д.
272
О б р а з е ц : Сестра волновалась меньше всех. —
К счастью, сестра волновалась меньше всех. Сестра,
кажется (конечно, по-видимому), волновалась меньше
всех. По словам брата, сестра волновалась меньше
всех. Словом, сестра волновалась меньше всех. Сестра,
напротив, волновалась меньше всех. Сестра, по правде
говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь
ли, волновалась меньше всех.
1. Произошло все по-другому. 2. Задача несложная.
3. Погода меняется. 4. Старостой группы избран
Иванов. 5. Лето в этом году будет жаркое.
407. Найдите вводные предложения. Проанализируйте
постановку знаков препинания при них. Обратите внимание
на способы выделения на письме вводных предложений,
содержащих дополнительные замечания, пояснения,
уточнения.
•
1. Печорин, я уже кажется говорил, страстно любил
охоту (Л.). 2. Вот у меня, я думаю, получше глаза
(Г.). 3. В жаркое летнее утро (это было в исходе июля)
разбудили нас ранее обыкновенного (Акс). 4. Душа
моя, я помню, с детских лет чудесного искала (Л.).
5. Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.). 6. Я не успел
хорошенько заметить его лица (коляска слишком
быстро промчалась мимо), но мне показалось, что он
был глубоко тронут (Т.). 7. Солдаты (их было трое)
ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Т.). 8. Проснувшиеся
овцы — их было около трех тысяч — неохотно,
от нечего делать принялись за невысокую,
наполовину утоптанную траву (Ч.). 9. Эти собаки, если
не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и
овчарок (Купр.). 10. И каждый вечер в час назначенный
(иль это только снится мне?) девичий стан, шелками
схваченный, в туманном движется окне (Бл.).
11. Предусмотрительный Левинсон еще до приезда
разведки (приехала она ночью) выставил усиленное
охранение (Фад.). 12. Заподозрить Якова Лукича во
вредительстве — теперь уже казалось ему — было нелепо
(Шол.).
273
408. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
Укажите значение вводных слов и предложений.
1. У Саввы пастуха он барских пас овец вдруг убывать
овечки стали (Кр.). 2. По его словам я отряжен
был от Пугачева в Оренбург шпионом (П.).
3. Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел
я дома один слушая вой осеннего ветра и смотрел
в окно на тучи бегущие мимо луны (П.). 4. Бурая
свинья вбежала в комнату и схватила к удивлению
присутствующих не пирог или хлебную корку а прошение
Ивана Никифоровича (Г.). 5. Червяки жили
долго и превращались иногда к великой нашей радости
в куколки (Акс). 6. Погода была ветреная ветер
однако не совсем был попутный (Гонч.). 7. Про вас я
не слышал к несчастью ничего но многое от вас конечно
узнаю (Л.). 8. Горный воздух без всякого сомнения
действует благотворно на здоровье человека (Т.).
9. А вы я вижу шелковый (Т.). 10. Вронский к ужасу
своему почувствовал что сделал скверное непростительное
движение (Л. Т.). 11. И этот учитель греческого
языка этот человек в футляре можете себе представить
едва не женился (Ч.). 12. Однажды это было в
ясный осенний день перед вечером старик Цыбукин
сидел около ворот (¥.). 13. Отец по-видимому находился
в самом благодушном настроении (Кор.).
409. Расставьте знаки препинания. Выделите в одну
группу вводные слова, в другую — вводные предложения.
1. Булочники их было четверо держались в стороне
от нас (М. Г.). 2. Цезарь так звали льва в зверинце
спит и тихо взвизгивает (Купр.). 3. Только меньшенький