Языческие представления славян
Период язычества восточно-славянских племен – это предыстория русской культуры. Со временем, отмеченным постоянными контактами и противоборствами с соседними кочевыми народами, в русской культуре и национальном сознании глубоко укоренился фактор случайности, непредсказуемости («авось да небось»). Отсюда мировоззренческая роль загадок и гаданий, склонность принимать решение путем жребия или в условиях крайностей («третьего не дано»), мотив распутья. Значимость климатической неустойчивости, кочевых набегов (урожай или недород, воля или кабала) аккумулировалась в народных представлениях о постоянстве изменчивости, об извечной зависимости человека от господствующих над ним и неподвластных ему сил (судьба, доля, счастье), о реальности и определенности прошлого (традиции, предания). Отсюда специфика мифологических представлений. С одной стороны, зависимость человека от Судьбы (божественные пряхи-роженицы, прежде всего Мокош), с другой, зависимость человека от случая, от встречи с Долей или Недолей, а также взаимодействие со случайностями, которые можно изменить. Ряд миф. персонажей, заведовавших человеческой судьбой: Лихо, Горе-злосчастье, Суд и Суденицы, Правда и Кривда. (полярность сил добра и зла).
Религиозные верования древних славян представляют собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой – культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли. Главные боги: Даждь бог – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – бог ветра, Волос или Велес – покровитель скотоводства, богиня плодородия Мокош; небо иногда называлось Сварогом, мать-земля тоже как некое божество. Восточно-славянские боги в отличие от античных не всегда антропоморфны, а нередко и прямо зооморфны и тождественны проявлениям стихий (Велес представлялся в виде зверей). Также можно отметить трехчастность божественного мира: космические силы (Перун, Даждьбог, Стрибог), покровители людей и хтонические силы из недр земли (Велес, Мокош, Ярило). Славянская мифология была самой жизнью, а не способом ее понимания, объяснения. Природа представлялась одушевленной и населенной множеством мелких духов: в лесах – лешие, в реках – водяные. Души умерших – в виде опасных русалок. Низшая мифология везде окружала человека (домовые, банники, берегини, кикиморы). Главная черты – амбивалентность в отношениях с человеком (он мог как и задобрить, так и разозлить их). Они в свою очередь могли шутить, проказничать. Первобытная магия – самый распространенный способ взаимодействия с ними (ведьмы, колдуны, знахари и т. д.).Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой круглые или сложные по очертаниям земляные или деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось деревянное или каменное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву приносили плоды, животных, были известны и человеческие жертвоприношения. Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу.
Культ предков – покровители рода (т. к. родовая община). Постоянная забота о покойниках, поминовение кормление, согревание, призвание на помощь. С другой стороны страх перед людьми, умершими не своей смертью – утопленницами и т. д. (могут вернуться, устрашить). Отсюда тщательный обряд похорон во избежании этого. Среда - это прежде всего, воспроизведение воображаемого мира, где господствуют силы, гибельные для человека: неведомый край, тридевятое царство, мир морских глубин, дремучих лесов, заоблачных далей и пр. Таково, например, место обитания Бабы-Яги. Сказка о клубке бабы Яги восходит к временам матриархата. По мнению известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа, баба Яга - это типичная языческая жрица, хранительница «библиотеки клубков» в берестяных коробках. Кроме того, высказано мнение, что помимо греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки.
Из древности до нашего времени дошло много языческих Праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в “шкуры”, вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы. Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.