Религиозные представления древних славян. Язычество. Принятие христианства на руси: причины и последствия

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

До принятия христианства славяне поклонялись множеству богов и духов, имели особые жертвенные места и святилища.

Изображения богов имели человеческий облик. Языческий пантеон славян был довольно богат. И главное место в нем занимал Перун - бог грома и молнии, почитавшийся также как покровитель природы и земледелия. С зарождением классового общества на Руси Перун стал считаться преимущественно покровителем князя и его дружины. Именем Перуна клялись князья Олег и Святослав, заключая мирный договор с греками. Святилища Перуна были в разных городах.

С земледелием был, вероятно, связан и культ бога солнца - «животворящего подателя света и тепла». У разных славянских племен он носил разные имена: Хорс, Даждьбог, Купала, Ярило. Не осталось без своего бога и скотоводство. Его покровителем был Велес.

Он же впоследствии считался покровителем богатства и торговли. Особое место в пантеоне занимал Сварог, соединивший в себе черты древнегреческих Гефеста и Прометея. Это был бог ремесла - покровитель кузнечных работ и отец бога огня (последний по отцу назывался Сварожичем). В самом имени Сварога слышен корень «вар», все производные от которого (варить, сварка) означают обработку огнем, жаром. Кажется, единственным женским божеством у славян была Мокошь. Функции ее не совсем ясны, предполагают, что она считалась покровительницей различных женских работ.

С вершин языческой религии, занятых богами, мы спускаемся теперь в ее нижние сферы, где встречаются совсем другие персонажи: в науке их часто называют существами «низшей мифологии». Они не принадлежали ни подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми - в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках.

Каждое такое мифологическое существо было представлено, в отличие от богов, не в единственном числе (как один Перун или один Дажьбог), но в массовом количестве: леших на Руси было столько, сколько и лесов (и даже больше - сколько сел и деревень, расположенных рядом с этими лесами).

Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, то существа «низшей мифологии» хозяйничали на ограниченных участках. Домовой за пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; ни леший, ни водяной не покидали своих владений. Зато в этих пределах они обладали немалой властью и могли оказывать людям поддержку или причинять им зло. «Древнего славянина на каждом шагу в его повседневных трудовых делах, семейных хлопотах, в заботах о благополучии дома подстерегала опасность - ему постоянно приходилось думать о том, как уберечься от козней, как склонить неведомую силу на свою сторону или хотя бы нейтрализовать ее». К великим богам люди обращались по весьма серьезным поводам, по особым праздничным дням, коллективно, торжественно. А с неведомой и нечистой силой они имели дело каждодневно, о ней нельзя было забывать, отношениями с нею была пронизана вся их повседневная жизнь.

Естественно, люди Древней Руси вполне конкретно представляли себе внешний вид этих мифологических существ, знали их особенности и привычки, могли описать их образ жизни. Все это были существа антропоморфные, т.е. имели облик человеческий, но часто - с какими-то фантастическими «добавками» - звериными, птичьими, рыбьими признаками. При этом одни и те же персонажи описывались в разных местностях по-своему, с неодинаковыми подробностями.

Человек должен был владеть искусством обхождения с такими существами, предугадывать их поведение, уметь предотвращать опасность. Постепенно сложилась непростая система «общения» человека с неведомой и нечистой силой - через специальные обряды, заговоры и заклинания, гадания, употребление особых предметов - оберегов. Позднее к языческим способам защиты от нечистой силы добавились христианские - молитвы, обращения к Богородице и святым, наложение креста.

4. Проблема этногенеза восточных славян и образование древнерусского государства. Норманизм и антинорманизм в исторической науке.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов (с 30-х гг. XI в. - половцев), борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) - время первых киевских князей; второй (вторая половина X - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI - начало XII в.) - переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Выводы Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера оскорбили его патриотические чувства. В своих трудах «Краткий российский летописец» (1760 г.) и «Древняя российская история» (1766 г.) ученый пытался доказать, что норманны не играли никакой существенной роли в жизни восточных славян. М.В. Ломоносов и его последователи вопреки свидетельствам источников утверждали, что термин «Русь» происходит от названия реки Рось, что балтское племя пруссов имеет славянское происхождение и т. д.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что длящийся уже не одно столетие спор норманистов и антинорманистов имеет не научную, а скорее, политическую подоплеку. Не случайно выдающийся русский историк В.О. Ключевский называл варяжскую «проблему» патологией общественного сознания.

Большинство современных исследователей солидарны во мнении, что у восточных славян в ходе естественного развития общественных отношений сложились в IX в. все предпосылки для формирования государства. С другой стороны, невозможно отрицать большую роль соседних народов (в том числе и скандинавов) в культурном, экономическом и политическом развитии восточного славянства.

5. Киевская Русь: основные периоды истории. Особенности экономических отношений, социально-политического строя и духовной жизни.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) - время первых киевских князей; второй (вторая половина X - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI - начало XII в.) - переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам

Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство. Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов, патриархальных семей.

В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании — вече, там же избирались предводители племенного войска — воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю.

Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в Х в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX—Х вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Х в. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.

В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:

> экономическое развитие;

> социальные процессы в период военной демократии;

> развитие торговых связей;

> общность языческих верований;

> необходимость защиты от внешних нападений;

> осуществление завоевательной политики.

Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.

Наши рекомендации