Вопрос 36. Античный тип культуры. Истоки античной культуры. Генезис и развитие др.лирики и драмы
Древневосточные цивилизации вне сомнения оказали влияние на своих соседей, одним из которых были племена, вошедшие в мировую историю как древнегреческие, создавшие отличный от «азиатского» «античный способ производства». Для него были характерны своя экономическая и политическая структура, система культурных ценностей с высоким уровнем развития науки, литературы и искусства.
Античная (греко-римская) культура интересна, прежде всего, тем, что она явилась основоположницей западноевропейской культуры, основательницей ее системы ценностей. Очевидно, что главными принципами западноевропейской культуры являются принцип свободы человеческого духа, принцип активной деятельности исторического субъекта, направленной на преобразование человека и мира.
Для античной культуры характерны: вера в силу и предназначение человека, в особую роль разума и знаний, в гармонию и красоту мира, преклонение перед образованностью.
Классический период античности характеризуетсяособой гармонией стилей в искусстве, строгостью и лаконичностью форм. Гармония и красота свойственны в данный период любым художественным произведениям. Боги изображались подобными совершенным людям. В V в. до н.э. в Греции жил превосходный скульптор Фидий, сотворивший статую богини Афины для главного храма Афин — Парфенона. Античная культура славилась своими мастерами драматургии. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Афинский театр времен античности вмещал 17 тыс. зрителей, сюжеты пьес знали практически все. Античность принесла с собой смену мировоззрений: шел постепенный переход от мифологии к попытке философского объяснения мира. Не зря античную культуру называют иногда «культурой Сократа». Античные философы создавали тот уникальный опыт философского мышления, который не потерял своего значения до сих пор. Платон и Сократ, Аристотель и Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Протагор и многие другие древние мыслители пытались «объяснить мир из него самого», создать новую картину реальности, отличную от той, какую создавали мифы. Философия и наука, — безусловные завоевания античной культуры. Греки занимались активной познавательной деятельностью: астрономическими наблюдениями, описанием различных земель, размышлениями над значением чисел.
Древние греки создали удивительный пантеон богов. Боги похожи на людей и обладают многими человеческими качествами — страдают, радуются, ревнуют, любят и мстят друг другу.
Высокий уровень развития греко-римской цивилизации стал результатом огромного и длительного труда, в своем развитии она прошла через ряд периодов:
1) минойская цивилизация (2800—1100 гг. до н.э.);
2) гомеровский период (XI—IX вв. до н.э.);
3)архаический период (VIII—VI вв. до н.э.);
4) классический период (V—IV вв. до н.э.);
5) эллинский период (323—146 гг. до н.э.);
6) древнеримский период (VIII в. до н.э. — V в. н.э.).
Высшее образование в МИЭМП по специальности «Связи с общественностью» дистанционно: 10900 руб. в семестр
Минойская цивилизация сочетала в себе, с одной стороны, заимствование из древневосточных цивилизаций (знания, открытия), с другой — содержала основы «античного способа производства» с его экономической, политической, религиозно-мифологической системами, письменностью, зодчеством, литературой и искусством.
Гомеровский период представляет собой длительный период культурного развития. Происходит усовершенствование железных орудий, кузнечного цеха, гончарного круга. Получает развитие архитектура, искусство, строительство судов, городов.
Ахаическийпрактически во многих сферах жизни происходят большие изменения: возрастает роль города, полис становится социально-политической организацией общества. Наиболее крупными из полисов были Афины, Коринф, Спарта, Фивы и др. Появляются различные формы государственного устройства и правления — от монархии, тирании и олигархии до аристократической и демократической республики.
Культура классического периода связана с расцветом древнегреческой цивилизации. Она была ознаменована прежде всего бурным развитием духовной жизни. Одним из главных достижений стало развитие философии и философских школ, созданных выдающимися мыслителями (Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель). Бурное развитие получило искусство: архитектура (Акрополь), скульптура (Мирон, статуя «Дискобол», Фидий), поэзия и проза (Эсхил, Софокл, Еврипид); зарождается театр
Эллинистический периодхарактеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие регионы или сохранить его после распада империи Александра Македонского. Одним из примеров может служить город Александрия, построенный на северном побережье Африки.
Драмаесть оригинальное создание греческого гения и представляет собой последний и самый роскошный цвет греческой поэзии, естественным путем развившийся из двух старших ее видов, — эпоса и лирики. Хоровые песни и монодии драматических произведений тесно связаны с лирикой.
Сами древние не имели прямых и достоверных сведений о первоначальном периоде развития драмы. Так, нет сомнения, что драма развилась из религиозных песен, исполнявшихся на праздниках Диониса. Самое название drama свидетельствует о религиозном происхождении этого вида поэзии: термином ta drwmena , обозначались церемонии, в которых жрецы во время праздников, особенно мистических, представляли верующим разные мифы, относящиеся к чествуемому божеству. Культ Диониса более всякого другого мог подавать поводы к подобным представлениям. Это был бог производительной силы природы; замирание природы осенью и возрождение ее с наступлением весны уже рано были поставлены в связь с изменением существа самого бога и представлялись в мифах о странствованиях бога, борьбе, которую ему приходилось вести при распространении своего культа, о его страданиях, смерти и воскресении.
Будучи богом производительной силы природы вообще, Дионис в то же время почитался, в частности, как бог вина.
Из указанных элементов Дионисова культа и развились постепенно три вида греческой драмы: трагедия, сатировская драма и комедия. По словам Аристотеля *, трагедия возникла именно из дифирамба и именно от запевал дифирамбического хора. Она отличается от трагедии отсутствием мрачного тона и веселым шутливым содержанием, чуждым, однако, злобной насмешки. Сюжеты ее брались из области мифических или демонических существ, именно таких, которые представлялись в мифологии с чертами характера, доступными шутке и веселой насмешке, как, например, Геракл, Киклоп и т. п.