Тема: «Период грудного возраста» (вскармливание детей)

Лекция №4

В нашей стране основные принципы рационального вскармливания младенцев были заложены основателями русской педиатрической школы (А.А.Кисилёв, Г.Н.Сперанский, М.С.Маслов и др.)

Естественное вскармливание «являющееся постнатальным эквивалентом пуповинной связи и между матерью и ребёнком, необходимо рассматривать как единственное, оптимально питание здорового ребёнка первого года жизни и перевод ребёнка на искусственное вскармливание следует рассматривать «как экологическую катастрофу для ребёнка».

«В качестве глобальной цели достижения оптимального здоровья и питания матери и ребёнка, все женщины должны получить возможность практиковать исключительно грудное вскармливание всех детей от рождения до 4-6 месяцев жизни, а старше этого возраста грудное вскармливание с адекватными прикормами до 2-х лет и старше» (Декларация Инносенти).

Вскармливание грудным молоком называется естественным.

Правильное питание ребёнка с первых дней жизни предопределяет его здоровье и гармоничное психофизическое развитие. Грудной возраст так и называется, что именно в это время лучшей пищей для детей является грудное молоко его матери, которое имеет родственную связь с тканями ребёнка. Материнское молоко не могут заменить никакие самые современные искусственные молочные смеси.

Преимущества грудного молока:

1. Белокженского молока представлен в основном альбумином и свободными аминокислотами (в том числе полным набором незаменимых аминокислот).

Белок коровьего молока представлен казеином (белок более грубой структуры, который не содержит незаменимых аминокислот).

2. Жирыженского молока представлены полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК), которые подвергаются гидролизу; имеются незаменимые жирные кислоты.

При недостатке ПНЖК повышается проницаемость клеточных мембран, чувствительность организма к вредным воздействиям. Жиры коровьего молока представлены насыщенными жирными кислотами, которые более тугоплавкие, ребёнок плохо справляется с их перевариванием, чаще страдает запорами, метеоризмом, диспепсиями. Кроме того, в женском молоке содержится фермент липаза, облегчающий переваривание жира женского молока.

3. Углеводы в женском молоке больше (соответственно 7,0 г. и 4,6 г.), поэтому оно калорийнее. Углевод женского молока - b -лактоза – медленно усваивается, поэтому успевает дойти до толстого кишечника, где способствует росту b.bifidum. Лактоза содержит галактозу, необходимую для строительства мозговой ткани. Углевод коровьего молока - a - лактоза- не способствует синтезу b.bifidum, поэтому у детей, вскармливающихся коровьим молоком отличается склонность к дисбактериозу.

4. Микроэлементы. Соотношение Ca : Р в женском молоке 2:1, в коровьем 3,2 : 1. Для усвоения необходимо соотношение 2 : 1. Коэффициент усвоения кальция женского молока 60%, коровьего молока 20%. Для усвоения Ca большую роль играет витамин Д, активность которого в женском молоке значительно выше.

5. Буферность коровьего молока выше (высокое содержание белка, фосфатов, лимонной кислоты), поэтому для гидролиза его требуется в 3 раза больше желудочного сока, чем для гидролиза такого же количества грудного молока.

6. Иммунофакторы – женское молоко содержит специфические антитела (особенно много их в первом молоке – молозиве), которые защищают ребёнка от инфекций. Секреторный иммуноглобулин «А» обеспечивает местный иммунитет слизистой ЖКТ, поэтому дети, вскармливающиеся грудным молоком, реже болеют кишечными инфекциями.

7. Ферменты женского молока липаза, амилаза обеспечивают пищеварение уже в ротовой полости и облегчают его в остальных отделах ЖКТ.

8. Гормоны. Соматотропный гормон обеспечивает гармоничное развитие ребёнка.

9. Витамины.Женское молоко более сбалансировано по витаминам группы b.

10. Нейротрансмитеры определяют эмоциональную сферу ребёнка: «шустриков» успокаивает, «медликов» активизирует.

11. Грудное молоко имеет постоянную температуру и относительно стерильно.

12. Влияние грудного молока на метаболизм: на всю жизнь закладывается базис обмена. У детей, находящихся на естественном вскармливании, в дальнейшем реже развивается диабет, ожирение, ИБС, атеросклероз. С грудным молоком дети получают холестерин и у ребёнка формируется механизм его утилизации, то есть система защиты от холестерина.

13. Эмоциональный контакт матери с ребёнком остаётся на всю жизнь. Ощущения, которые испытывает ребёнок являются «импритингом» – механизмом мгновенного запечатления, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма.

14. К биологически активным факторам относится модулятор роста – таурин – необходимая аминокислота для формирования и развития сетчатки глаза и головного мозга, участвует в передаче нервных импульсов, способствует сократительной функции миокарда, обладает антиоксидантным и антитоксическим действием.

Виды женского молока:

- Молозиво

- Переходное молоко

- Зрелое молоко

Молозиво – клейкая, густая, солоноватая жидкость желтого цвета, которое выделяется в конце беременности и в первые 2-3 дня после рождения. В молозиве больше белка, в 2-10 раз витамина «А» и каротина, в 2-3раза – аскорбиновой кислоты, больше витаминов В12 и Е, в 2 раза больше солей, чем в зрелом молоке. В молозиве содержится лактоферрин – белок, связывающий железо в кишечнике. Особенно много в молозиве иммуноглобулина «А». Содержание жира и молочного сахара, наоборот в молозиве ниже, чем в зрелом молоке.

В молозиве содержится максимальный уровень стафилококкового антитоксина. В молозиве особенно высоко содержание таурина (%.; мг.в 100 мл.).

Молозиво – это уникальный продукт, он позволяет слабому новорождённому ребёнку получить в небольшом количестве пищевого продукта всё необходимое для своей жизнедеятельности.

Переходное молоко.Оно выделяется с 4-5 дня. В нем содержится белка ниже (23-14 г/л), чем в молозиве, зато содержание углеводов повышено (57-66 г/л); содержание жира в нем также повышено. Калорийность – 70 ккал в 100 мл.

Зрелое молоконачинает выделяться со 2-3 недели и продолжаться на протяжении всей лактации. Оно содержит в среднем 1,2% белка, 3,5% жира и 6,5% углеводов.

В настоящее время повсеместно и настоятельно внедряется метод раннего прикладывания ребёнка к груди. Суть его в том, что необходимо максимально быстро, в течение первых 30 минут после появления младенца на свет, приложить его к груди. Делается это так: сразу после рождения ребёнка кладут на живот матери. Этот контакт –«кожа к коже» – позволяет малышу почувствовать материнское тепло, биение её сердца. Затем ему помогают найти грудь и взять сосок. В основе рекомендаций ВОЗ лежат следующие принципы:

- поддержание лактации у кормящей женщины и профилактика гипогалактии;

- стремление длительного сохранения лактации, в течении 2-х первых лет жизни ребёнка! На втором году жизни организационно это может выполнять так: первое (утреннее) и последнее (ночное) кормление из груди матери в полном объёме, после всех дневных кормлений – прикладывание на 3-5 мин. к груди матери для поддержания лактации.

Самая частая причина, по которой не удается осуществлять грудное вскармливание – это гипогалактия (малое количество грудного молока).

Гипогалактия бывает первичной и вторичной. Первичная – это следствие особенностей строения молочной железы (3-5%) она не поддается лечению.

Основная масса – это вторичныегипогалактии, причинами, которых являются:

- тревожное состояние матери (90% всех галактий);

- неправильное питание и режим беременных и кормящих женщин;

- несоблюдение техники грудного вскармливания.

Профилактикой гипогалактии является:

1. Раннее прикладывание здорового ребёнка к груди;

2. Коррекция патологического нагрубания молочных желёз;

3. В периоде становления лактации особенно важно, чтобы ребёнок не получал внутрь ничего, кроме груди матери;

4. Правильное полноценное питание матери, в отношении как режима, так и рациона;

5. В случае заболеваний ребёнка его необходимо кормить в соответствующие часы. А при отказе или недостаточной интенсивности сосания – всё молоко сцеживается.

Для успешного грудного вскармливания большое значение имеет правильная организация самого процесса кормления ребёнка.

Кормить малыша необходимо в спокойной обстановке. Мать не должна отвлекаться посторонними разговорами, чтением, просмотром телепередач и т.п.

Важно соблюдать за реакцией ребёнка, его поведением во время кормления.

Следует научить мать правильно кормить ребёнка. Желательно не ограничиваться словесным инструктажем, а и практически помочь женщине правильно провести кормление. За 10-15 минут до кормления выпить стакан теплого чая с молоком, отвара шиповника для улучшения молокоотдачи. Прикладывать к груди на 20-30 минут. Обмыть грудь кипячёной водой. Перед кормлением сцедить небольшое количество молока. Во время кормления матери выбрать наиболее удобное положение и для себя, и для ребёнка.

Кормить поочерёдно разными грудями; при гипогалактии прикладывать к 2-м грудям каждое кормление. Если после кормления в груди осталось молоко, то её нужно сцедить. После кормления грудную железу, обмыть горячим душем (То 44-45оС). Одновременно проводится массаж желёзы. После окончания кормления ребёнка необходимо поддержать вертикально 1-2 мин для отрыгивания воздуха.

Рассчитать объём пищи можно следующими способами:

Наши рекомендации