Структура культуры как система: культурный артефакт, паттерн, культурная форма. Религия, искусство, государство, образование, наука, семья как культурные формы
Структуру культуры можно представить и таким образом, когда ядром ее системы выступает культурная форма, которая может в свою очередь реализовываться в различных артефактах по законам установленных в обществе норм, правил и ценностей.
Артефакт (от лат. — искусственно сделанный) — это любое искусственноеобразование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культуры.
В культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естественных (натурфакт) и искусственных объектов.
Артефакт функционирует в среде культурно-семантического поля, которая и определяет его функцию. В разных культурно-семантических полях один и тот же артефакт может выполнять разные функции. Артефакт полисемантичен и амбивалентен, т.к. способен проявляется по-разному в различных контекстах использования (напр., пионерский галстук). Для того, чтобы артефакт функционировал, необходимо, чтобы его смысл был понятен. Иногда находки археологов представляют собой предметы, назначение которых неизвестно. Поэтому понятие артефакта сопряжено с тремя модальностями его существования, т.е. тремя необходимыми условиями того, чтобы конкретный предмет был артефактом.
К основным модальностям существования артефакта можно отнести:
· материальную (форма объективации искусственного объекта),
· функциональную (сумма модификаций при его использовании);
· семантическую (его значения, в контекстах социокультурной коммуникации).
Артефакты в культуре функционируют, образуя культурные формы.
Совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта или явления, отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация, называетсякультурной формой.
Всякая культурная форма является образцом решения задачи по удовлетворению к.-л. групповой или индивидуальной потребности людей. Понятие к.ф. касается не только материальных продуктов человеческой деятельности (техники, сооружений), но и результатов духовной деятельности (религиозных систем, праздников, досугов, состязаний, видов искусства), а также видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей (социумов, этносов, конфессий, государств). К культурным формам относят также технологии, способы и методы осуществления всякой социальной деятельности людей и сами результаты этой деятельности. Например, культурная форма образования может быть представлена разными вариантами в разных культурах (обучение на государственном уровне, обучение в семье, самообразование, чтение книг, усвоение знания через виды поведения или в конкретной деятельности, посвящение в сакральное знание и т.д.). Приготовление и добывание пищи как культурная форма может реализовываться в сыроедении, варении, жарении, вялении и т.д. Т.о., главная черта культурной формы – культурная вариативность.
Культурные формы могут возникать в недрах самой культуры (христианство как секта иудаизма), а могут и заимствоваться (буддизм в Китае из Индии). Попадая в новое культурное пространство, новационная культурная форма может трасформироваться, приобретая те или иные национальные черты.
Порождение новой культурной формы обусловлено развитием культуры и проходит несколько фаз:
· Возникновение и осознание новой потребности (интереса);
· Артикулирование параметров заказываемой новации;
· Реализация «заказа» как правило в нескольких вариантах;
· «конкурс» этих вариантов и выбор лучшего из них;
· интеграция новой к.ф. в социальную практику;
· символическое освоение ее потребителем в качестве «своей» и предание ей специфичности;
· превращение новой к.ф. в принятую в данном обществе норму или стандарт по удовлетворению данной потребности или интереса.
Далее начинается период функционирования культурной формы в социальной практике в виде ее прямого или вариативного производства культурных артефактов. Когда культурная форма теряет социальную значимость, она становится культурным памятником. В истории мировой культуры есть примеры возрождения тех или иных культурных форм после длительного временного перерыва. Пример: возрождение пионерских организаций в РБ, олимпийское моровое движение.
Всякая культурная форма как образец решения задачи по удовлетворению к.-л. групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей может быть реализована во множестве культурных артефактов, представляющих собой практические акции и их материализованные результаты (продукты), в т.ч. интеллектуальные, образные и т.п. по удовлетворению соответствующей потребности.
Религия ¾ такая форма построения модели мира, при которой основой выступает создание системы определённых правил и догм, соблюдение которых гарантирует человеку гармонию существования. Главным условием такой гармонии является вера. Человек достраивает модель мира при помощи условного знания, которое он не только не пытается доказать, но просто принимает на веру. Контакт человека с окружением является пассивным.
· Религия выступает стабилизатором, хранилищем и производителем культурных ценностей.
Виды религий:
· Религии откровения—те, которые даны людям свыше и имеют сверхестественное происхождение и Религии естественные—возникшие естественным путем и обусловленные жизненной необходимостью;
· Религии спасения, основанные на разделения мира на земное жизненное зло и внежизненное спасение человека; они делятся на религии аскетизма (спасение в потустороннем мире и в освобождении человека от всего земного) и религии эскапизма (спасение в свободе от любой формы бытия и в отсутствие любого стремления);
· Национальные религии—несущие в себе специфику менталитета нации и Мировые религии—универсальные. Их возникновение и существование обусловлено прежде всего историко-культурными предпосылками. В отличие от национальных религий они не связаны рамками определенных территорий расселения этносов.
· Политеизм или Языческие религии—признающие верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости согласно которому все награды и наказания, постигающие человека, так или иначе заслужены им. В язычестве чаще всего говориться о власти множества богов (политеизм), но может и признаваться и единоличный бог (монотеизм), однако в этом случае его власть не может быть безраздельной и она ограничивается принципом справедливости и какими-то иными мировыми силами; политеизм—это класс языческих учений, приписывающий власть в мире богам, непосредственно или опосредованно олицетворяющим природные стихии.Различают топографический политеизм (учение о богах, олицетворяющих локальные стихии отдельных местностей и имеющих значение для проживающих там компактных общин)—является начальной ступенью развития языческих религиозных представлений; хаотический политеизм—в котором нет четкого определения и разграничения функций богов и их взаимоотношений (боги могут свободно переходить друг в друга); иерархический политеизм—в котором боги сгруппированы отношениями власти и подчинения; монистический политеизм—мир богов как община; дуалистический политеизм—мир богов как два противоборствующих лагеря; комбинированный или оккультный политеизм, в котором власть богов ограничивается властью необузданной стихии.
· Теистические религии—основанные на принципе безраздельной власти над миром одного существа—Бога.
Наука ¾ форма построения мировой модели, основанная на активном стремлении человека познать, покорить и преобразовать согласно своим интересам всё окружающее человека. В основе такой формы лежит принцип признания всемогущества человека. Такая модель остается всегда как бы недостроенной, но человек верит, что настанет время, когда она будет завершена.
Наука в культуре в качестве социального института возникает в 17 веке.
Исторически познание мира человеком принимало различные формы, которые строились в основном на разных мировоззренческих позициях:
· 17 в.—преобладание рационального мировоззрения и рациональности—математика;
· 18 в.—преобладание естественно-научного познания и рационально-чувственного мышления—физика;
· 19 в.—интерес к психическим детерминантам познания и иррациональному—психология;
· 20 в.—изучение структурно-функциональных систем отношений мира внешнего и мира внутреннего—филология;
· к.20-н.21 вв.—экологическое мировоззрение, основанное на поиске гармонии как внутреннего, внешнего, так и соотношении внутреннего и внешнего миров—культурология.
Искусство¾ форма построения мироздания, при котором человек стремиться не только понять, познать и преобразовать мир, но и насладиться при этом его красотой и совершенством. В данном случае мы наблюдаем столкновение мира внешнего и мира внутреннего, в результате которого рождается произведение искусства. Особенностью такой модели мира является то, что каждый художник создает свою модель и общество признает право на существование каждой из них. Человек в данном случае рассматривает себя как неотъемлемую часть мира, но обладающую бесспорным превосходством и имеющую дополнительные права. Эти права заключаются в возможности человеком создавать свой собственный окружающий мир.
Социокультурные смыслы существования и развития искусства как культурного явления в человеческом бытии можно классифицировать следующим образом:
- искусство как орудие в борьбе за существование;
- искусство как способ коммуникации;
- искусство как компенсация недостаточности человека;
- искусство как духовное очищение и облегчение;
- искусство как удовольствие и наслаждение;
- искусство как накопитель эстетических ценностей;
- "искусство для искусства", как самоценность;
- искусство как средство передачи опыта подрастающим поколениям;
- искусство как средство управления амбивалентностью мгновения, позволяющее сохранить трепетность красоты от разрушающего воздействия времени,
- искусство как реализация антропокосмического проявления ноосферы.
Образование—культурный феномен, предназначенный для систематического усвоения культурного опыта субъектами культуры. Культура—это не только то, что уже создано человеком, но и определенные приобретаемые навыки человека как носителя культуры. Образование является одним из каналов приобретения и усвоения культурного опыта. Образование представляет собой систему, состоящую из образовательных институтов, людей, обеспечивающих работу этих институтов, конкретного знания, обработанного для передачи и усвоения, а также система комплексов методического и методологического характера.
Система образования в культуре имеет несколько направлений:
· начальная ступень—общеобразовательная, нацеленная на социализацию и культурную адаптацию,
· специализированная или профессионально направленная, призванная обеспечить и ограничить круг деятельности человека, и
· мировоззренческая, дающая «ноосферное мышление», отличающееся системо образующими возможностями.
Сегодня стоит проблема реформированияобразования. Суть проблемы реформ сводится в основном к следующему:
· актуальность знания,
· объем знания,
· оперативность обновления знания,
· работа со знанием,
· быстрая адаптация имеющегося знания к проблемной ситуации,
· универсальность знания,
· комплексность (применение малого знания для большего количества ситуаций),
· культурная адаптированность методики образования,
· техническая оснащенность процесса образования и т.д.