Тема 4. СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

(2 часа)ПЛАН

1.Социальные формы и механизмы приобщения к культуре. Адаптация, инкультурация и социализация в культуре.

2. Типы социального характера.

3. Классификация базовых потребностей (по А. Маслоу).

4. Массовая, элитарная, культура. Контркультура.

Рекомендуемая литература:

1. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. - С. 185-199.

2. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии.- М: Вече. Аст, 2003.

3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов./ Под ред. Н.Г. Багда-сарьян.-М.: Высш. шк., 1998, 2001.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-С. 97-100.

1. Социальные формы и механизмы приобщения к культуре. Адаптация, ин­культурация и социализация в культуре.

Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, его духовном мире. А это значит, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотво-ренной сущности культура во всех своих проявлениях типах, видах, формах обращена к че­ловеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремится глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.

Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих на­правлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развер­тываются на трех восходящих друг над другом «ярусах».

На первом, мифологическом, этапе своего развития в условиях первобытных, прими­тивных человеческих качеств, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические ста­туэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе

31 исторического развитии, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на пе­редний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной со­циальной общности, отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров. И в первом и во втором случае личность в произведениях культуры пока еще не выявляется, она впервые на­ходит воплощение в библейских сюжетах, а затем приобретает более четкое проявление в творениях эпохи Возрождения и Просвещения. Ведь каждая личность формируется в опре­деленной социальной общности (семейной, этнической, территориальной, социокультурной и т.п.) и несет на себе следы ее влияния, но каждая общность может целостно функциониро­вать только благодаря интегральной и регулирующей роли образцов, норм, стандартов куль­туры. Последняя создается только людьми, причем каждый такой образец культуры, ее ше­девр творится конкретным человеком, представляющим уникальную личность (В.-А. Мо­царт, И.-С. Бах, У. Шекспир, Л.Н. Толстой).

Создавая произведение искусства, выдающаяся личность вольно или невольно пере­носит на продукт своего творчества - роман, художественное полотно, скульптуру, музы­кальное произведения и т.п. - печать своей личностной индивидуальности.

Инкулыпурация - процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру, т.е. это процесс освоения человеком - членом конкретного общества основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и сте­реотипов в поведении и мышлении.

Адаптация культурная - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (соци­альным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также но-меклатуры его продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т.п. Это один из факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей.

Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплоще­ния идеала, замысла в конкретное произведение, сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности.

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с од­ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими

32 людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, цен­ностей, норм, стандартов поведения посредством его активной социальной деятельности.

Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой дея­тельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, нор, правил, образцов поведе­ния, культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Ве­ликий русский писатель Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестья­нином, инженером, врачом, писателем и т.п. человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это «самостью»). Но если культура ограни­чится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарциссизме, мо­жет даже в своем самомнении и самовознесении «переступить закон», т.е. стать преступни­ком. Поэтому, считал Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя та­ким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую лич­ность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.

Таким образом, социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией - процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры. Р. Бенедикт, в частности утверждал, что личности - это крошечные копии окружающей их культуры, поэтому «культура - пред­писание личности».

Наши рекомендации