Тема 4. СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
(2 часа)ПЛАН
1.Социальные формы и механизмы приобщения к культуре. Адаптация, инкультурация и социализация в культуре.
2. Типы социального характера.
3. Классификация базовых потребностей (по А. Маслоу).
4. Массовая, элитарная, культура. Контркультура.
Рекомендуемая литература:
1. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. - С. 185-199.
2. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии.- М: Вече. Аст, 2003.
3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов./ Под ред. Н.Г. Багда-сарьян.-М.: Высш. шк., 1998, 2001.
4. Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-С. 97-100.
1. Социальные формы и механизмы приобщения к культуре. Адаптация, инкультурация и социализация в культуре.
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, его духовном мире. А это значит, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотво-ренной сущности культура во всех своих проявлениях типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремится глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом «ярусах».
На первом, мифологическом, этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих качеств, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе
31 исторического развитии, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров. И в первом и во втором случае личность в произведениях культуры пока еще не выявляется, она впервые находит воплощение в библейских сюжетах, а затем приобретает более четкое проявление в творениях эпохи Возрождения и Просвещения. Ведь каждая личность формируется в определенной социальной общности (семейной, этнической, территориальной, социокультурной и т.п.) и несет на себе следы ее влияния, но каждая общность может целостно функционировать только благодаря интегральной и регулирующей роли образцов, норм, стандартов культуры. Последняя создается только людьми, причем каждый такой образец культуры, ее шедевр творится конкретным человеком, представляющим уникальную личность (В.-А. Моцарт, И.-С. Бах, У. Шекспир, Л.Н. Толстой).
Создавая произведение искусства, выдающаяся личность вольно или невольно переносит на продукт своего творчества - роман, художественное полотно, скульптуру, музыкальное произведения и т.п. - печать своей личностной индивидуальности.
Инкулыпурация - процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру, т.е. это процесс освоения человеком - членом конкретного общества основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
Адаптация культурная - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности, а также но-меклатуры его продуктов, механизмов коммуницирования и трансляции социального опыта и т.п. Это один из факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а также изменения черт сознания и поведения отдельных личностей.
Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности.
Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими
32 людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения посредством его активной социальной деятельности.
Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, нор, правил, образцов поведения, культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п. человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это «самостью»). Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарциссизме, может даже в своем самомнении и самовознесении «переступить закон», т.е. стать преступником. Поэтому, считал Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.
Таким образом, социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией - процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры. Р. Бенедикт, в частности утверждал, что личности - это крошечные копии окружающей их культуры, поэтому «культура - предписание личности».