Задание 6. Составьте рекомендации: « Как управлять эмоциями»
Задание 1. « Шесть основных эмоций». Прочтите рассказ и вставьте пропущенные слова. Определите шесть основных эмоций.
Вообразите, что вы в парке аттракционов и стоите в очереди, чтобы покататься на больших «американских горках». В очереди вы томитесь от ___________. Когда залезаете на « американские горки» вас охватит _________ волнение. Аттракцион стартует – и вы начинаете _________ а потом ___________, поняв, как быстро мчитесь! Эмоции сопровождаются разными реакциями. В нетерпении вы ходите туда – сюда. Когда ________, ваше сердце начинает биться быстрее. От ___________ вы улыбаетесь и, возможно, смеётесь. От _________ можете закричать. Но создают ваши эмоции не ноги, сердце, рот и голос. Эмоции результат работы вашего ума. Мы испытываем шесть основных эмоций:________________________.
Задание 2. Каким эмоциям соответствуют эти выражения лица?
а) гнев в) страх с) печаль д) отвращение е) удивление ж) радость
_______
Задание 3. О каких эмоциональных состояниях идёт речь в этих отрывках?
А) А.П. Чехов « Человек в футляре».
« Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью… Своими вздохами, нытьём, своими тёмными очками на бледном, маленьком лице он давил на всех, мы уступали…» __________
Б) А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
Желтов писал так: «Я не виноват, Вера Николаевна, что было угодно Богу послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем - для меня вся жизнь заключена в Вас. Я бесконечно благодарен Вам за то, что вы существуете. Я проверял себя- то не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом...»_______________
Задание: Самое хорошее и самое плохое»
На листе бумаги в столбик выпишите пять самых приятных моментов своей жизни. Против каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Затем выпишите пять самых неприятных событий в жизни и вновь против каждого пункта отметьте, из-за кого это событие случилось.
Подсчитывается число событий, произошедших « благодаря мне» или «из-за меня» (а событий). Подсчитывается общее число событий (Б событий). Находится отношение (А\ Б), умноженное на 100%. Полученное число – это степень зависимости жизни человека от него самого.
События | Благодаря кому произошли события |
Проведите анализ путём ответов на вопросы:
- Какие события вспоминались легче?
- Из-за кого произошло больше всего событий (как приятных так и неприятных)? Какую ответственность несёт человек за свою жизнь?
Вывод________Какое значение в вашей жизни имеет каждая из пар?
_____________«хочу – могу» _______________________________ «хочу – не могу» _____________________________ « не хочу – могу»______________________________ « не хочу – не могу»___________________________ ___ ________________________
Задание 5. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы: 1. Верна ли теория Джемса и Ланге? 2. Есть ли условно – рефлекторная связь между позой и эмоцией?
Зависимость эмоций от мимики и пантомимики понимал ещё Шекспир. Вот монолог из трагедии « Король Генрих V»:
Когда ж нагрянет ураган войны,
Должны вы подражать повадке тигра:
Кровь разожгите, напрягите мышцы,
Свой нрав прикройте бешенства личиной!
Глазам придайте разъярённый блеск…
Сцепите зубы и раздуйте ноздри;
Дыханье придержите; словно лук,
Дух напрягите. – Рыцари, вперёд!
Связь переживания с его проявлениями столь велика что американский и датский психолог Джемс и Ланге выдвинул в конце XIX в. теорию, суть которой сводится к парадоксу: мы не потому смеёмся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеёмся.
Они говорили: сожмите кулаки, стисните зубы, наморщите лоб, мимикой и пантомимикой изобразите гнев – вы сами начнете переживать эту эмоцию; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить , еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной и на лице – и у вас через некоторое время действительно испортится настроение.
Вывод_________
Задание 7
Изучение эмоциональной направленности личности по Шкале оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов).
Инструкция:"Проранжируйте в порядке значимости.
Описание чувств | Ранг |
1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в не- знакомой местности, обстановке. | |
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционировании, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше. | |
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов. | |
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются. | |
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни. | |
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей. | |
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с по- разительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явлений, подтверждение твоих догадок и предложений. | |
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности. | |
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей. | |
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, картин, стихов и других произведений искусств. |
Вывод ______________
Задание 6. Составьте рекомендации: « Как управлять эмоциями»
Ситуация 1. Вы проходите мимо компании незнакомых, как вам кажется, угрожающе настроенных людей. Вы боитесь, что они пристанут к вам с угрозой и насмешкой. Ваша поза: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.