Материалы и техники иллюстраций

Для работы над иллюстрациями могут использоваться самые различные материалы и техники рисунка. Рассмотрим некоторые из них.

Акварель (фр. Aquarelle —водянистая) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Основой для акварели чаще всего используют не холст, а бумагу. Именно бумага даёт для акварели самый большой эффект выразительности. При этом технологий рисования акварелью на бумаге существует достаточное количество. Так художники рисуют и по сухой поверхности и по мокрой, чтобы достичь различных эффектов. Различные виды бумаги, которые отличаются по тону, шероховатости, рельефности и другим особенностям тоже могут дать свой эффект.

В большинстве техник типа «линия и отмывка», особенно при работе пером и отмывкой, линейные элементы просто выделяются на фоне жидкой среды, потому что они одноцветные и, как правило, более темного цвета, чем отмывка. Комбинируя цветные карандаши с акварелью, можно достичь более мягких, интегрированных эффектов, если работа выполняется цвет в цвет. В отношении данного метода эти две техники играют роль естественных партнеров, причем ясные яркие оттенки карандашей дополняют полупрозрачность акварели.

Цветные карандаши могут использоваться, чтобы просто заострить области акварельной живописи на заключительных стадиях, или же рисунок может быть запланирован с самого начала как упражнение в смешанной технике, в котором линейные штрихи противопоставляются жидкой отмывке и мазкам кисти.

Другой областью применения акварели в данном контексте может стать создание фона для рисунка цветными карандашами. Такой прием экономит время и также позволяет использовать цветовые контрасты. Например, можно работать по синему акварельному небу сиреневыми цветными карандашами, нанося штрихи достаточно далеко друг от друга, чтобы сквозь них проступал первичный цвет.

Пастель

Бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как и в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Есть 2 основных вида пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Бумага для рисования пастелью: для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Фиксация рисунка. Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений.

Для выполнения иллюстраций к произведению «Остров погибших кораблей» была выбрана техника - черно - белая графика.

Графика. Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью, ручкой.

Карандаш (тюркск. кара — чёрный и даш — камень) тонкий стержень из красящего вещества в оправе. По материалу, из которого сделан стер­жень карандаша, различают металлические (свинцовые, серебряные), ита­льянские, графитные и цветные карандаши.

С помощью обычного карандаша можно создавать линеарные или то­нальные изображения, делать выразительные быстрые наброски и дли­тельные академические рисунки со сложным построением; он развива­ет навыки чёткого построения формы, изображения объёма, перспективы, вообще геометрии рисунка. В карандашном рисунке легко как найти, так и исправить ошибки.

Карандаш позволяет добиться тончайших тональных переходов, а зна­чит и фотореалистичности.

Уголь (родств. agnis — огонь) — материал для рисования в виде тонких па­лочек, полученных из веточек берёзы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожжённых специальным способом.

Уголь — один из самых популярных материалов для рисования. Им выполняют рисунки-штудии и наброски, эскизы и подготовительные ри­сунки «под живопись», а также произведения самостоятельного значе­ния. Также с помощью угля копировали рисунки — клали лист, на кото­рый будут переносить рисунок, затем поверх шёл промежуточный лист, с заштрихованной углём нижней стороной, а сверху клали желаемый ри­сунок. Далее по рисунку водили тонкой палочкой с нажимом и на нижний лист впечатывался уголь.

Остро заточенным углём можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголёк, положенный на ребро, даёт широкий жи­вописный «мазок». Уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. Богатство тонов угля — от воздушного серого до глубочайшего чёрного — отличается кра­сотой и бархатистостью цвета. Углём очень легко работать, так как он хо­рошо «ложится» на бумагу или холст, малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику бы­стро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности (что совсем нелегко сделать, скажем, карандашом).

Работы углём можно подкорректировать, смахнув лишнее большой мягкой кистью, а затем поработав стирательной резинкой, однако не всег­да удаётся всё стереть до конца, возможность полного переделывания есть только у простого карандаша.

В данной работе была использована черная ручка.

Черная ручка (гелевая). Сейчас ручка кажется нам чем-то простым, само собой разумеющимся, но таковой она стала совсем недавно. В отличие от распространённых шариковых ручек, в которых пишущим материалом является чернильная паста, в гелевых ручках используются гель или иная красящая жидкость на водной основе. Благодаря меньшей вязкости чернила лучше впитываются, что позволяет данным ручкам оставлять более красивый след, схожий со следом перьевой ручки. Пишущий шарик, как правило, имеет размеры 0.5 или 0.7 мм в диаметре.

Часто в дополнение к гелевой ручке используют маркеры и линеры, чтобы варьировать толщину линии от десятых долей миллиметра до нескольких миллиметров.

Наши рекомендации