Особенности танца, как средства двигательной активности и укрепления здоровья в критические периоды развития
Спортивные бальные танцы являются молодым: развивающимся видом спорта, каковым они официально признаны в 1995 году. Однако, как социокультурное явление, танцы этого направления существуют в России с середины 50-х годов. Длительный период бальные танцы являлись частью культурно-досуговой деятельности и развивались в рамках художественной самодеятельности. Они получили распространение не только в крупных центах (Москва, Ленинград, Киев и т.п.), но ив самых отдаленных регионах России. Однако, силой объективных и субъективных обстоятельств, развитие бальных танцев стало уделом энтузиастов со всеми вытекающими из этого последствиями. На этом фоне почти отсутствует медико-биологическое обоснование этого вида спорта и его влияние на здоровье детей.
Отечественный специалист по возрастной физиологии И.А. Аршавский [13] выдвинул и экспериментально доказал положение об энергетическом правиле скелетных мышц, согласно которому двигательная активность стимулирует повышение обмена веществ, что способствует росту и развитию таких физиологических систем ребенка как нервно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная и других.
В трудах выдающихся физиологов и психологов И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже имеются указания о важном значении; мышечной деятельности для укрепления здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. В экспериментах показано, что увеличение двигательной активности (ДА) оказывает стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей [12] ; А.А. Ухтомский писал, что "суровая истина о нашей природе в том, что в ней ничего не проходит бесследно". И что "природа наша делается из следов прошлого"
возрастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее. Если не овладеть вовремя зачатками: своих доминант они завладеют нами". По мнению, автора, "орган" тем более активен, чем; более разнообразную информацию в окружающей среде он способен воспринимать и усваивать.
Танец - совершенно особый вид искусства. Он отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир и учится взаимодействовать с ним. Танцы - "прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье" [15].
Современные спортивные танцы - синтетический вид спорта высших достижений. Подготовка спортсменов-танцоров высокой квалификации требует интегрального развития эстетических и этических качеств личности, гармонии психики, высокого технического мастерства, всестороннего функционального и физического развития. Вместе: с тем танцевальный спорт, как и другие виды спортивной деятельности высших достижений - занятие далеко не самое благоприятное в смысле формирования у человека идеального здоровья. Специальные медико-биологические исследования, показывают, что "Между спортом высших достижений и здоровьем спортсмена мало общего" (спортивный врач Э. Дойзер), что большой спорт сокращает жизнь, ведет к преждевременному изнашиванию сердечнососудистой, иммунной, нервной и: эндокринной систем человеческого организма, приводит к инвалидности,, причем не только в результате физических травм; [14].
Каждый из видов танца имеет свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности. Классические танцы обладают математической выверенностью, точностью и логичностью линий; чего порой очень не достает спортивному танцу. Они требуют развития, прежде всего, аэробных возможностей организма человека.
Пост-модерн и джаз являются более прогрессивными видами пластики. по сравнению с классикой, и несут в себе более глубокий потенциал с точки
зрения развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела как средство художественной и духовной выразительности. Богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма [16].
Характерный и народно-сценический; танец незаменим в плане воспитания у танцоров скоростно-силовых качеств, навыков. сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в, отдельности. Каждому режиссеру, психологу, хореографу, балетмейстеру известны практически все жесты, отражающие весь спектр физиологических и психо-эмоциональных состояний человека, взаимодействий его с окружающим миром - это то, что в спортивных танцах практически не используется [13].
В спорте, так же как ив хореографии; существуют методики тренинга, усовершенствованные многими поколениями тренеров. В спортивном танце с точки зрения физиологии спорта необходимо достичь сразу нескольких компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых действий; специальной выносливости, экономичности энергетических затрат, внутримышечной и межмышечной координации; скорости двигательных реакций, гибкости и пластичности, максимального КПД работы, мускулатуры, правильного дыхания, красивого физического развития и конституции [14]. Направленность физиологического совершенствования' разрешается с помощью разнообразных физических упражнений. Наиболее целесообразные для спортивного танца, с точки зрения общей, физической подготовленности виды спорта: гимнастика, бег, восточные единоборства, бодибилдинг, шейпинг, фигурное катание, синхронное плавание [15].
Спортивные танцы крайне разнообразны по физиологической нагрузке, форме и ритмам. Физическое развитие в обследуемой возрастной период (11-15 лет) изменяется постоянно, но неравномерно. Наибольшие количественные сдвиги происходят в подростковом и юношеском возрасте. Процессы роста и развития; организма заканчиваются у юношей к 18 годам, у девушек - к 16.
По данным А.М. Макратумяна [12] повышенные цифры артериального давления наблюдались у 27% учащихся, 12% обследованных имели избыточную массу тела. До 40% учащихся при? наличии гипокинезии имели; по данным KHF признаки напряжения сердечно-сосудистой системы (COG), а у 35% выявлено дезадаптивное реагирование на ортопробу. По мнению автора, на разных этапах онтогенетического развития: гомеостаза оказывает ряд факторов, которые динамично изменяются с возрастом и это положение необходимо учитывать при коррекции ДА, питания, БАД, нежелательных возрастных отклонений, влияние социально-демографических факторов. В частности, в 11-12 лет доминируют факторы физического развития (34%), пубертатного характера (28%), мощности биологической активности; (15%);,... моторной активности (9%). В 12-13 лет соответственно: функциональные (38%), морфометрические (27%), скоростно-силовые качества (11%), компоненты опорно-двигательного аппарата (ОДА) (19%). В 13-14 лет на первый план выдвигаются компоненты двигательной и соматовегетативных функций (44%), функциональных резервных возможностей (25%), ОДА (19%). У юношей 14-15 лет фактор развития подготовленности составил 36%, функциональной устойчивости (26%), функциональной реактивности (10%), стабильности ОДА (9%).
Представленные данные характеризуются влиянием - прогрессивных технологий здравостроения на скачки пубертатного развития.
Социальная и биологическая значимость, проблемы заключается* в необходимости создания: типовых биологических критериев "паспортизации" возраста, необходимости оптимизировать возрастное развитие путем снижения остроты критических периодов и повысить на каждом этапе полноценность его функций [14].
Наиболее полно раскрыта сущность теории критических периодов онтогенеза в работах. Т.В. Карсаевской считающей важным в процессе
изучения человека признание существование критических периодов морфофизиологического и биологического развития и гетерохронности созревания его систем. В критические периоды повышается чувствительность к тем или иным аспектам внешней среды, причем к действию как повреждающих факторов, так и оптимальных условий; Выявление сущности, значения и границ критических периодов - важнейшее условие прогресса медицины, педагогики и психологии [15].
Критические периоды характеризуются; повышенным риском возникновения болезней наблюдаются кризисы психического развития; и парапубертатный (2-3-5 года), пубертатный: (12-15 лет), климактерический инволюционный. Физиологические сдвиги, происходящие в это время, как: правило, отражаются; на свойствах личности. Это связано с морфологическими и функциональными перестройками, с новыми формами интеграции внутреннего мира субъекта, изменениями его отношений с внешним миром, в то время как прежний стереотип его существует.
Значение темпа роста скоростно-силовых качеств в прыжках отмечаются у мальчиков в 12-13 лет, а в метаниях в 13-14 и 16-17 лет.
Весь цикл индивидуального развития человека неоднороден; он дискретен. Поэтому его принято делить на определенное число этапов, фаз, периодов. Новая фаза, период развития включает цепь событий в комплексе клеток (физиологически подготовленных к этому) ведущая к развертыванию в них процессов детерминации. Некоторые из указанных периодов развития, характеризующиеся повышением "реактивности" организма на воздействия внешней среды издавна получили название критических (благоприятных) или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Под критическими периодами развития в психофизиологии в настоящее время понимают обусловленные генетически и внешней средой. Взаимосвязанные во времени периоды интеграции процессов, регулирующих: клеточный, метаболизм, в результате чего наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг. В критическом периоде факторы риска в развитии заболеваний рассматриваются без их учета.
В критическом периоде развития занятия, спортивными бальными танцами оказывают специфическое воздействие, которое сохраняется на протяжении всей жизни. В целом сущность приспособления детей к окружающей среде нельзя считать достаточно изученной, тем более с учетом регионального подхода.
Заключение
Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических “красок", пластических образных ресурсов.
К классическому танцу я отношусь не как к выработанному веками канону, в него вкладывается эстетический идеал современности, танец наполняется стремительным, пульсирующим ритмом жизни, так как мерилом художественности для танца по-прежнему остается способность современно видеть мир и преображать его в пластике, близкой и понятной современному человеку.
Для меня танец - это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами танцевальной пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца. Также танец выражает собой философскую суть.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка. По этому задача, стоящая сегодня перед учителями физической культуры заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии.
Сегодня важно определить роль, место и значение танца в системе физического воспитания и признать, что эстетические параметры танца являются важнейшими, но не единственными характеристиками. Задачи физического, творческого, эстетического и духовного воспитания детей дошкольного возраста и школьников заставляют пересмотреть разновидности и многообразие типов танца в социальном контексте развития личности. При таком подходе мы остановимся на многофункциональности танца как важного феномена, который в силу недостаточной исследованности ограниченно и пассивно используется в системе воспитания, образования и в процессе физического обучения и требует дополнительного исследования.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С.23-25.
2. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье. - 1987. - 223 с.
3. Ветлугина Н.А., Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М., 1983. - 46с.
4. Кряж В.Н. Гимнастика, ритм, пластика / В.Н. Кряж, Э.В. Ветошкина. - Минск; Полымя, 1987. - 87с.
5. Лисицкая Т.С. Гимнастика и танец / Т.С. Лисицкая. - М.; Советский спорт, 1988. - 135с.
6. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика / Т.С. Лисицкая. - М.; Физкультура и спорт, 1985. - 82с.
7. Лифиц А. Ритмика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений /А. Лифиц. - М.; "Академия", 1999. - 74с.
8. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования /Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №12. - С.13 - 14.
9. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания. Методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - C.11 - 17.
10. Луговская А.С. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Луговская. - М.; "Советский композитор", 1991. - 52с.
11. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений, - СПБ, "Детство Пресс", 2001. - 63с.
12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., 2001. - 213с.
13. Тарасов Н.И. “Классический танец” / Н.И. Тарасов - М., 1981. - 125с.
14. Филатов С.В. “От образного слова - к выразительному движению”/ С.В. Филатов - М., 1993. - 52 с. .
15. Франио Г. Методическое пособие по ритмике / Г. Франио, И. Лифиц - М.; Музыка, 1987. - 84с.
16. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.; Советская Россия, 1982. - 43с.
17. www.mirrabot.com
18. www.quick-referat.ru
19. www.rivermix.ru
20. www.7ya.ru
21. www.fitness-home.ru
22. www.sportdance.ru
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях демократизации общественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, кулыу-ре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.
Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.
Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.
Анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей и недостаточно эффективным
практическом её использованием. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание.
А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее
всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.
Анализ деятельности учреждений культуры и общеобразовательных школ по художественному воспитанию младших школьников свидетельствует, что они не стали ещё базой достаточно широкой и результативной работы по художественному воспитанию детей средствами хореографии.
В настоящее время создаются школы нового типа, где художественному воспитанию детей придаётся особое внимание. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе художественного воспитания младших школьников.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема художественного воспитания требует анализа философской, социально-культурной, психолого-педагогической и хореографической литературы.
Различные аспекты художественного воспитания и творческого развития подрастающих поколений рассматривались в философских трудах: Коменского Я.А., Гегеля Г.В.Ф., Канта И., Песталоцци И.Г., Ушинского К.Д., Бердяева Н.А., Вышеславцева Б.Д., Соловьёва B.C., Каптерева П.Ф., Сухомлинского В. А.
Существенную роль в исследовании данной проблемы сыграли труды отечественных психологов: Выготского Л.С., Пшенрейтера Ю.Б., Леонтьева А.Н., Зеньковского В.В., Рубинштейна С.Л., Теплова В.М. и др., отражающие гуманистические подходы к воспитанию и развитию личности.
Важное значение в осмыслении и развитии культурологии, социально-культурной деятельности имеют работы: Арнольдова А.И., Буевой В.Г., Оси-пова Г.В., Рожина В.П., Смирновой Е.И., Филлипова Ф.Р. и др. Некоторые аспекты взаимодействий общеобразовательных школ и учреждений культуры по художественному воспитанию школьников раскрыты в работах: Ахме-
това К.Н., Смирнова Б.Ф., Михайличенко ОБ., Шара»
В сфере педагогической науки к данной проблеме обращались: Азаров Ю.П., Бакланова Н.К., Иванов Н.И., Карамышев АЛ, Кузин B.C., Соколов В.И., Смирнов ГЛ., Черниченко В.И., раскрывшие некоторые аспекты развития личности и формирования художественной культуры как це-лого педагогического процесса.
При исследовании проблем деятельности учреждений культуры по раз-
¦ч.
витию художественного творчества особый вклад внесли работы учёных: Баклановой Т.И., Каргина АС, Киселевой ТТ., Красильникова Ю.Д., Стрельцова Ю.А., Жаркова АД. и др.
В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли свой вклад: Ершова А.П., Гончаров И.Ф., Захарова Е.А., Кабалевский Д.Б., Максимов Е.И., Разумный В.А., Шацкий СТ. и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования: Геращенко В.В., Жукеновой СБ., Ивлевой Л.Д., Королёвой Э.А., ПашшГА.В., Чурко Ю.М., Уральской В.И., Жорницкой М.Я., Яценко Н.М.
Проблемы воспитания младших школьников средствами ритмики и танца рассматриваются в работах: Барышниковой Т.К., Боголюбской М.С, Богатковой Л.Н., Ивлевой Л.Ю., Коноровой Е.В., Константиновского В., Рогозина И.В., Окуневой В., Светинской В.Н., Ткаченко А.Ф., Череховской Р.Л., игра как средство художественного воспитания исследована в работах: Аникеевой Н.П., Выготского Л.С, Газмана О.С, Никитина Б.П., Самоукина Н.В., Столовича Л.Н., Шмакова С. А., Хейзенга Й., Элжонина Д.Б.
Большой вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства / классический, народный, бальный и историко-бытовой танец / внесли: Ваганова А.Я., Базарова Н.П., Блок Л.Д., Борзов А.А., Васильева-Рождественская М., Захаров Р.В., Зацепина К., Климов А.А., Костровицкая B.C., Мурашко М.П., Настюков Г.А., Резникова 3.,
[ирнов И.В., Тарасов Н.И., Ткаченк
Л.С
Однако специальных работ, посвященных исследованию хореографии в системе художественного воспитания младших школьников ещё, не было.
Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество об-
ладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Всё это и определило выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования являются младшие школьники и их художественное воспитание средствами хореографического искусства.
Предметом исследования является целостный педагогический процесс художественно-творческого воспитания младших школьников.
Целью диссертационного исследования является разработка научно-обоснованной программы художественного воспитания младших школьников средствами хореографии, на основе диагностики хореографических способностей.
Данная цель требует решения ряда задач диссертационного исследо-
¦щ
вания:
L
1. Раскрыть теоретические аспекты и специфику использования хореографии в системе художественного воспитания школьников младшего возраста.
2. Провести теоретический анализ проблемы формирования художественных способностей школьников младшего возраста.
3. Проанализировать сложившуюся практику школ и учреждений культуры по художественному воспитанию школьников средствами хореографии.
4. Определить методику диагностики хореографическо-творческих способностей школьников младшего возраста.
5. Разработать научно-обоснованную программу художественного воспитания школьников средствами хореографического искусства
при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений
i
культуры.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование художественного воспитания младших школьников средствами хореографии при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры возможно на основе диагностики хореографических способностей детей и создании учебных программ по специальности хореографических дисциплин.
Методологическую основу исследования составили идеи русских философов, отстаивающие идеалы свободы и творческой сущности человека, духовности - как способности утверждать высшие общечеловеческие ценно-
сти.
Новым в разработке стратегии исследования и определения роли хо-
реографии в художественном воспитании младших школьников явилась концепция кафедры педагогики и психологии под руководством Азарова Ю.П. о духовно-творческом развитии личности на основе синтеза искусства, науки и культуры.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного исследования системы художественного воспитания младших школьников средствами хореографии на основе взаимодействия общеобразовательной школы и учреждений культуры:
исследованы теоретические аспекты системы художественного воспитания школьников младшего возраста и возможности хореографии в её
функционировании;
раскрыта структура целостного процесса художественного воспитания младших школьников на занятиях хореографией;
обоснован подход к хореографическому творчеству младших школьников как целостной системе "учитель-ученик-рс---"
ность которой зависит от уровня художественной воспитанности всех ее эле ментов и полноты связей между ними;
разработана методика диагностики хореографических способностей младших школьников и определена её роль в самореализации творческих способностей;
создана авторская программа художественного воспитания школьников средствами хореографического искусства при взаимодействии общеобразо-
вательных школ и учреждений культуры.
заключается в том, что в
разработанных диссертантом методических рекомендациях и выводах пред-
ложена модель
питания младших
школьников на занятиях хореографией. Разработана и апробирована методика диагностики хореографических способностей младших школьников. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность общеобразовательных школ № 13, 42 , Музыкально-хореографической гимназии г. Риги и Детской балетной школы, хореографического отделения ДШИ г. Москвы.
Материалы исследования могут быть использованы в ВУЗах культуры, колледжах и училищах культуры на факультетах и отделениях хореографии для курсов и спецфакультативов по теме: "Художественное восшл младших школьников средствами хореографии в общеобразовательных школах и учреждениях культуры", "Работа с детьми в хореографических коллективах, клубах и Домах культуры".
Данные исследования могут быть использованы в подготовке специалистов - хореографов, при проведении лекций и семинаров по таким предметам, как "Корригирующая и партерная гимнастика как основа подготовки к предмету "классический танец", "Ритмика как основа подготовки к предмету "народный танец", а также являются необходимым материалом для клубов, студий, детских хореографических школ и хореографических отделений Детских школ искусств.
Организация и методы исследования Исследование проводилось с 1980 по 1997 гг. и осуществлялась в три этапа на базе общеобразовательных
школ № 13, 42, Музыкально-хореографической гимназии г. Риги и Детской
¦щ
балетной школы, хореографического отделения ДТТТИ г. Москвы.
На первом этапе / 1980 - 1990 гг. / изучалась научная и научно-методическая литература, анализировались различные подходы и современное состояние художественного воспитания в школе и учреждениях культуры, а также формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывалась программа её опытно-экспериментальной проверки, проводился опрос руководящих и педагогических работников просвещения и культуры.
В ходе второго этапа педагогического эксперимента / 1991 - 1995 гг. / проводилась работа по исследованию интереса младших школьников к хо-
пр<
педагогов на-
чальной школы с целью выяснения отношения их к урокам хореографии, музыки и ритмики.
В исследовании участвовали 36 руководителей средних школ и учреждений культуры, 170 педагогов хореографических коллективов, студий, хореографических отделений Детских школ искусств, причём 93% опрошенных считают уроки хореографии в школе обязательными.
Собранный материал по проблемам исследования был обработан и сис-эван. В этот период разработаны и опубликованы программы для преподавателей хореографии начальной школы по предметам: "Ритмика", "Партерная гимнастика", "Бальный танец", методические пособия и разработки.
На третьем этапе / 1996 - 1997 гг. / было проведено анкетирование 253 родителей, дети которых занимаются хореографией. 91% из них считают, что занятия хореографией детей целесообразнее проводить на базе специализированных общеобразовательных школ и гимназий. Педагогический эксперимент был проанализирован и обобщен; осуществлен сравнительный анализ и оформлены результаты исследования по уровню развития интереса к хореографическому искусству, творческого воображения и хореографических спо-
собностей младших школьников; разработаны практические рекомендации по художественному воспитанию детей средствами хореографии.
При организации исследования был использованы различные методы:
щ.
теоретический анализ философской, социально-культурной, психолого-педагогической, хореографической и методической литературы;
знтов, учебных планов, программ по хореографии для общеобразовательных школ и учреждений культуры;
изучение продуктов творческой деятельности младших школьников в ходе проведения хореографических уроков и творческих заданий;
методика исследования включала целый комплекс различных методов: беседа, анкетирование, эксперимент и др.
В ходе исследования диссертант использовал свой профессиональный опыт педагога-балетмейстера и руководителя Музыкально-хореографической гимназии.
На защиту выносятся следующие положения;
1. Хореографическое искусство является составной частью организованной системы художественного воспитания младших школьников, зависит от неё, выражает её потребности и тем самым становится одним из способов её развития.
2. Художественное воспитание младших школьников является целостной системой "учитель - ученик - родитель", взаимодействие этой системы в реализации модели единой хореографической специализации выступает как важное условие развития художественно-творческих и хореографических способностей младших школьников.
3. Педагогическая технология обучения хореографии включает, с одной стороны, диагностическое изучение хореографических способностей, с другой, - совокупность дидактических методов / объяснения, рассказ, игра, показ упражнения, этюды, сочинительство, импровизация/, что активизируют процесс художественно-творческого развития младших школьников.
4. Развитие хореографического творчества в системе художественного воспитания младших школьников немыслимо без сотрудничества школ и учреждений культуры. Результатом такого сотрудничества является организация специализированных хореографических классов, отделений на базе общеобразовательных школ, что обеспечит включение в творчес
процесс целого класса и продуктивную созидательную деятельность каждого школьника.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
- для учреждений культуры изданы учебные программы и пособия для детских хореографических студий, для коллективов художественной самодеятельности и хореографических отделений Детских школ искусств /"Современные танцы и формирование репертуара коллектива бального танца". - Тула, 1973., "Организационные и методические советы начинающему руководителю танцевального коллектива сельского клуба и Дома культуры". - Тула, 1974., "Ритмика" и "Народно-сценический танец". - Норильск, 1980., "Бальный танец" и "История хореографического искусства". - Норильск, 1981./. В 1982 году на Командорских островах была организована Детская школа искусств и осуществлена концепция художественного воспитания различными видами искусства: музыкой, хореографией и изобразительным
эм. В сборниках и журналах опубликованы описания Алеутских танцев: САРАНАМ ТАЯГУНИШ - "Мужчины с Саранного" /Москва, 1988/, ЧАЧХУХ' - "Пояс" / Москва, 1990 /, УХДУХ' - "Танец с жирником" / Москва, 1991 /, К'АГ АНАДАХ'- "Танец радости" / Москва, 1991 /, а также "Народные игры алеутов" / Москва, 1991 /. Результаты исследования доложены на Всесоюзных конференциях Института этнографии Академии наук, Всесоюзного научно-методического центра им. Н.К. Крупской, Ленинградского государственного педагогического института им. А.С. Герцена на факультете народностей Севера;
- для учреждений просвещения в 1985 году на базе общеобразовательной средней школы № 13 г. Риги организованы специализированные хореографические классы. На базе этих классов проводились семинары и методические конференции хореографов, методистов и директоров школ города по художественно-эстетическому воспитанию школьников средствами хореографии. В 1991 году на базе общеобразовательной средней школы № 42 была открыта Музыкально-хореографическая гимназия. Диссертантом разработан устав гимназии, учебные планы и учебные программы специализированных музыкальных и хореографических классов. По результатам работы были опубликованы разработки: "Опыт работы музыкально-хореографических классов по художественно-эстетическому воспитанию учащихся". - Рига, 1994; "Ритмика". - Рига, 1996; "Бальный танец". - Рига, 1996; программы для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ.
Научная новизна работы состоит в том, что предпринята попытка целостного исследования системы художественного воспитания школьников младшего возраста средствами хореографии. Исследованы теоретические аспекты системы художественного воспитания и функционирования хореографии в ней, разработана методика диагностики хореографических способностей, обоснован подход к хореографическому творчеству при взаимодействии школы и учреждений культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в разработанных автором методических рекомендациях и выводах предложена модель целостного процесса художественного воспитания школьников младшего возраста на занятиях хореографией. Разработана и апробирована методика диагностики хореографических способностей школьников младшего возраста. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в ВУЗах культуры, колледжах и училищах культуры на факультетах и отделениях хореографии, а также являются необходимой базой для Детских хореографических школ, студий и хореографических отделений Детских школ ис-
кусств. Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами и состоит из: введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРОАЗОВА-ТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЗВДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
1.1 СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМА)
Художественное воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит процесс развития человеческой культуры. Однако XX век поставил эту проблему по-новому, предельно обострив её гуманистическую направленность и связав с глобальной задачей сохранения культуры.
В XX веке революционные научно-технические и технологические преобразования коренным образом трансформировали жизнь на планете, создав невиданные прежде средства как для поддержания этой жизни, так и для её мгновенного уничтожения. Осознание глобальности надвигающегося кризиса в экологической и социальной сферах породило потребность в пересмотре ориентиров развития общества и мировой системы производства, в переосмыслении духовных ценностей и взаимоотношений между людьми, между человеком и природой в масштабах всей планеты.
Сегодня достижения педагогической науки в области гуманизации и гу-
i выражены в Законе "Об образовании", в нём под
образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека" (78, С.7).Законодательное определение отличается от прежнего педагогического толкования "воспитания" тем, что воспитания рассматривалось как процесс управления и руководство деятельностью ребенка.
Теоретические исследования в области общей педагогики выделяют в качестве универсального принципа эстетического воспитания. "В течение ряда десятилетий в советской педагогики и эстетики под эстетическим воспитанием понималось идеализированное построение воспитательного процесса,
который должен был содействовать формированию такого воспитательного
призван способствовать формированию чув