Последовательность работы над иллюстрациями к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей»
Приключенческий роман Александра Беляева «Остров погибших кораблей» - произведение, написанное в 1926 -1927 годах, было и остается одной из интереснейших работ русского писателя - фантаста.
В книге рассказывается как большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отправляется из Генуи в Нью-Йорк. На его борту оказывается сыщик Джимми Симпкинс, препровождающий в Соединённые Штаты арестованного преступника Реджинальда Гатлинга. Во время шторма судно начинает тонуть, однако из-за нерешительности сыщика они выбираются на палубу слишком поздно. Тем не менее лайнер остался на плаву, и оставшиеся на нем Симпкинс, Гатлинг и спасённая им дочь американского миллиардера мисс Вивиана Кингман дрейфуют по океану, пока течение не заносит их куда-то во внутреннюю область Саргассова моря. Вскоре дрейфующий лайнер прибывает к "тихой пристани". Оказывается, здесь образовался целый остров из занесённых сюда на протяжении многих веков останков кораблей всех времён и народов — Остров Погибших Кораблей. На острове живет несколько десятков обитателей, жертв кораблекрушений. Произведение показывает как люди, разных национальностей и социального положения, живут вдали от цивилизации и привычной им обстановки.
Для создания иллюстраций к выбранной теме в первую очередь, были выбраны 6 эпизодов.
Вторым этапом были проработаны образы персонажей, проанализированы костюмы 1913 года, строение кораблей разных эпох. Для этого был осуществлен поиск описаний по книге, также потребовалась и дополнительная литература.
1. Вивиана Кингман - дочь американского миллиардера, прогуливается по палубе «Бенджамина Франклина». Иллюстрация достаточно светлая благодаря минимальному объему штриховки.
2. Реджинальд Гатлинг - арестант, и Джим Симпкинс - сыщик, в своей каюте играют в шахматы. Гатлинг в очередной раз выигрывает, на что Симпкинс отвечает: «…Да, вы играете отлично, — продолжал он. — А я все же играю лучше вас. Вы обыграли меня в шахматы, зато какой великолепный шах и мат устроил я вам, Гатлинг, там, в Генуе, когда вы, как шахматный король, отсиживались в самой дальней клетке разрушенного дома! Вы хотели укрыться от меня! Напрасно! Джим Симпкинс найдет на дне моря. Вот вам шах и мат…».
3. Остров погибших кораблей. Гиблое место. «…Здесь были разбитые, искалеченные, полусгнившие суда всех стран и народов. Вот пирога из целого куска дерева. А вот один скелет рыбачьего барка: наружная обшивка обвалилась, шпангоуты торчали, как обнаженные ребра, и килевая часть походила на рыбий спинной хребет. Еще дальше виднелись более или менее сохранившиеся суда: барки, шхуны, тендеры, фрегаты, галеры…»
4. Каюта капитана Слейтона. «…После наводящего уныние вида разрушенных кораблей эта каюта невольно поражала. Она имела вполне жилой вид и убрана была почти роскошно. Только некоторая пестрота стиля говорила о том, что сюда было стащено все, что находили лучшего на кораблях, которые прибивало к этому странному острову…».
5. Остров ночью. С наступлением ночи остров становится еще мрачнее, чем днем. Старые, разрушенные корабли наводят страх. Запах гниющих тел и водорослей. В это время еще яснее понимаешь, что остров поистине жуткое место.
6. Старые знакомые. Вивиана, Реджинальд и Джим вернулись на остров. Им на встречу вышел их старый знакомый, и бывший «жених» Вивианы - Бокко.
Далее каждый эпизод продумывался с точки зрения композиции. Ниже описаны выбранные фрагменты сюжета.
Момент композиции имеет место в самом начале творческого процесса. «Композиция есть осознанная автором форма художественного выражения своего творческого замысла во всех его слагаемых». Форма композиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами.
Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заключаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, в масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.
Композиция служит одним из важнейших связующих звеньев в творческом процессе восприятия.
Композиция устанавливает порядок зрения, овладевая вниманием зрителя. Она отражает в себе всю сумму переживаний и мыслей художника-иллюстратора. С другой стороны, она определяется художественными тенденциями идейным замыслом, характером, художественной культурой самого иллюстратора.
В процессе выполнения курсовой работы было изучено развитие иллюстрации, а так же особенности работы в технике графика. Были приобретены навыки работы в этой технике. Изучен размер и композиция и их роль в иллюстрации. Были просмотрены работы известных мастеров-иллюстраторов. Разработанные иллюстрации выполнены технике черно - белой графики, черной гелевой ручкой. Иллюстрации хорошо отражают ключевые моменты сюжета выбранного произведения, наглядно передают образную характеристику героев.
Заключение
Создание иллюстрации - сложная работа. Необходимо изучить эпоху литературного произведения, костюмы героев и обстановку. Требуется точно передать окружающую среду и образы персонажей. Иллюстрация должна отражать мысли автора, его замысел, а также показать эмоциональное настроение эпизода. Картины должны быть «живыми» и интересными.
Не смотря на все трудности данной работы, создание книжных иллюстраций очень интересный, занимательный и познавательный процесс.
В результате проделанной работы был получен опыт создания эскизов иллюстрации и работы в технике черно-белой графики.
Литература
1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художест. Пед. для учителя. – М.:Просвещение,1984. –160с., ил.
2. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. –157с., ил.
3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Художественное проецирование текстильных изделий»/ Н.П.Бесчастнов – М.: Гуманитар, 2008. –271с., ил.
4. Блейк В. Начинаем рисовать. Графика. М.: Попурри, 2011. – 80 с.
5. Бялик В. Графика. М.: Астрель, 2012. – 112 с.
6. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги. М., 1989.– 23с.
7. Губарева-Муха Л. Самоучитель академического рисунка. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 96с.
8. Дехтерев Б. Иллюстрация - произведение художественное // Детская литература. М., 1980. – 320 с.
9. Додсон Б. Искусство рисунка. М.: Попурри, 2011. – 224 с.
10. Калле П. Карандаш. Искусство владения техникой. М.: Попурри, 2013.–160 с.
11. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. –293 с.с. ил.
12. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Учеб. пособие для пед.училищ. М.: «Просвещение», 1976. –287 с.с. ил.
13. Симблет С. Рисунок. Полное собрание техник. М.: Астрель, 2006. – 264 с.
14. Сопроненко Л.П. Техники черно-белой графики: учеб. пособие – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 108 с.
15. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений: учеб. пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999.– 150 с.
16. Эриашвили Н.Д. Книгоиздательство: Менеджмент и маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 207 с.
17. Электронный ресурс: Возникновение книжной иллюстрации http://www.tsutmb.ru/vozniknovenie-knizhnoj-illyustraczii
18. Электронный ресурс: Живопись. Графика и её виды http://www.bibliotekar.ru/isk/4.htm
19. Электронный ресурс: История иллюстрации http://kartinca.ru/istoriya-illyustracii/
Приложение 1
рис.1 Виньетка
рис.2 Сказка о золотом петушке, 1909г.
рис 3. «Русалочка» и «Шиповник»
Приложение 2
рис.1 «Алиса в стране чудес», Джон Тенниел, иллюстрации