Вопрос. Прочитайте тексты, в которых рассказывается о обычаях в семьях, родивших ребенка, и найдите общее
Рождение ребенка для каждой семьи - это важное событие.
1.В татарской семье роды женщины проходили в « чистой» половине дома. Повитуха не только принимала роды, выполняла послеродовые процедуры над ребенком и роженицей, но и оставалась необходимой помощницей в первое время после родов, особо чтимым человеком на долгие годы. Она обрезала пуповину, купала новорожденного. В воду для купания добавляла соль и серебряную монету, которую после забирала себе. Именно в этот день повитухе дарили отрез на платье. После первого купания ребенка заворачивали в рубашку отца, чтобы ребенок был близким ему и любимым или в подол бабушкиного платья, чтобы младенец дожил до ее лет. В тот же день топили баню, которая называлась «баней новорожденного». В баню приглашали родственниц, соседок, мылись всей семьей. После бани их угощали чаем. Почетной гостьей в день родов была мать роженицы, для первенца она приносила детское приданое, состоящее из одеяла, подушки и пеленок, а также угощения. Бывало поверье, что чем больше придет женщин с угощением, тем молочнее будет мать. Новорожденного всегда клали в бишек. .
В народе довольно стойко бытовала вера в то, что первые 40 дней жизни младенца особо опасны. И поэтому ребенка нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. С этой же целью к шапочке пришивали ракушку, яркую пуговицу. Ребенка мазали сажей, к ручке привязывали яркую нитку. В случае большой смертности в семье новорожденного называли именем, составной частью которого было слово тимер- «железо» ( например Тимерша). Каждому мальчику делали обрезание. Этот обряд возможен от 7-го дня до 20-летнего возраста. В этот день его одевали во все новое, соседи одаривали его деньгами.
Сегодня после выписки из роддома проводится обряд имянаречения ребенка. Обряд имянаречения проводился с приглашением муллы и почетных старцев. Младенца на подушке преподносят к мулле и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносит имя новорожденного. Церемонию наречения имени завершает угощение – аш. До наших времен сохранилось у татар праздник люльки. Отмечалось также бытование у татар «праздника люльки», который устраивают после наречения имени и только для женщин. Прежде чем положить младенца в люльку, туда клали топор, а затем над ней две женщины несколько раз передавали младенца друг другу, произнося «Правильно?» - «Неправильно?». Женщине, которая кладет ребенка в люльку, дарят подарок. Через неделю после рождения с головы младенца состригают пучок волос. В старину эти волосы берегли, положив в Коран. Обряд проводил близкий родственник, за что получал серебряную монету.
2.Удмурты ребенка называли именем умерших родственников (бабушки или дедушки)или близких друзей. Приходящим в гости новорожденного не показывали, «чтобы его не сглазить». Причем делалось это в среднем - пока малышу неисполнится годик. Отцу новорожденного женщины подавали тарелку сильно пересоленной каши, которую он должен был съесть всю, иначе тарелку опрокидывали ему на голову — «чтобы знал, как солоно приходится роженице».
В качестве «музыкального инструмента» на этом празднике использовалась печная заслонка, в которую стучали ножницами или косарем: очевидно, как и при родах, они должны были отпугнуть враждебные силы. Основаны они на вере в чудесную силу печи, домашнего очага. С этим же связано и использование сажи, взятой из печной трубы. Женщины заставляли плясать отца в нижнем белье, при этом пели неприличные песни — по-видимому, пережиточное явление языческого обряда, связанного с культом мужской силы.
3.Праздник по случаю рождения ребенка у чеченцев устраивался в день крещения.
Иногда после крещения ребенка подавали в избу через окно, выбив стекло,после этого ребенка клали в подаренную родственниками матери люльку — «ага» по-чеченски. Обычно первый раз укладывал мальчика в люльку жизнерадостный, здоровый, статный и красивый юноша — «кхуьаш волчу жимчу стага», а девочку — молодая, хорошо сложенная девушка, которая была первенцем в своей семье. Для этого действия у чеченцев и ингушей хорошими днями считались вторник, четверг,воскресенье.
Перед тем как уложить ребенка, всех присутствующих кормили кашей — «худар», «чепалгаш» (лепешки с сыром) или другим угощением, кроме этого, необходимо было угостить и соседей.
С самой колыбелью у чеченцев, ингушей был связан ряд важных поверий. Так, никогда не разрешалось качать пустую люльку, ибо считалось, что у тех, кто будет потом лежать в ней, никогда не родится потомства. Не трогали и зря не завязывали «кохкарш» матерчатые полосы для привязывания ребенка к люльке. Нельзя было переносить ребенка и через перекладину люльки. Кроме того, колыбель, как правило, ориентировали головной частью на восток или на юг («бакъа-хьа аггор»). Появление на свет младенца мужского пола часто служит поводом к торжеству и угощению в доме отца. В семье ингуша появление на свет ребенка мужского пола было выдающимся событием. Ради такого события ингуш охотно режет барана и угощает своих родственников и знакомых, пришедших на праздник поздравить его, дарят счастливому отцу барана, корову... Женщины приносят роженице в дар какую-нибудь приготовленную пищу, а также кур, яйца, масло.
В честь такого важного события устраивались большие скачки с достаточно дорогими призами для победителей: дорогой кинжал с поясом, медный кувшин для воды. Следует отметить, что на праздник в честь наследника собирались не только родственники, но и все желающие.
4.У армян в каждом селе была женщина, которая обладала мастерством принятия родов. Звалась она татмер, считалось, что она делает роды легкими.
Приняв новорожденного ребенка, татмер посыпала его солью, тем самым защищая от возможных вирусов. Все женщины, которые принимали участие в приеме родов, снимали с себя все золотые украшения и пояса и мыли руки с солью после окончания родов.
Если рождался сын, то советовали семь раз считать бревна в доме, чтобы родилось еще семь сыновей. Как только начинались роды, то члены семьи разбирали телегу. Считалось, что это облегчит роды. При этом разбивались яйца, чтобы также облегчить роды. У молодой матери под подушкой после родов всегда находился чеснок. Когда везли ребенка крестить в церковь, этот чеснок мать бросала за ними со словами: «Возьми тяжесть, дай легкость», а по дороге раздавали хлеб нищим, чтобы жизнь ребенка была счастливой.
На третий день после родов татмер приходила в дом искупать малыша, до крещения это ее обязательства. Крещение происходило на восьмой день после рождения ребенка. Крестили в церкви или дома у очага. До карасунка (крещения)ребенок спал с родителями, а после его перекладывали в детскую кроватку. Но перед этим клали туда кошку, чтобы она отогнала злых духов.
После карасунка мать ребенка всегда носила украшения круглой формы (кольца, ожерелья, браслеты), которые изготовляли в воскресение перед Пасхой. Они назывались чарчаранц кираки, считалось, что они оберегают ребенка и мать.
3.У азербайджанцев, когда ребенок появлялся на свет, у мальчика пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым, у девочки - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место в каком-нибудь углу избы, затем обмывала новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем.
Родившегося малыша бабка приносила в дом и передавала на руки отцу, который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал малыша своим сыном или дочерью.
Чтобы ребенок был спокоен, после рождения его обертывали отцовскими портами или при пеленании использовали толстые нити, так называемые верчи, а сверху покрывали материей зеленого цвета.
6.В дагестанской семье при рождении ребенка полагалось pезать двух баpанов, если родился мальчик, и одного — если девочка. Пpиглашались pодственники, соседи, дpузья, а также человек, дающий имя pебенку. Он пpоизносил в пpавое ухо pебенка — «азан», а в левое - «иманат». После этого пpоизносил «дуа» с пожеланием счастье и удач, по деснам pебенка пpоводили феником, сахаpом или дpугой сладостью. Это для того, чтобы pебенок стал счастливым. Кости заpезанного животного ни пpи ваpке, ни во вpемя еды не pазбивались. Это для того, чтобы части тела pебенка pосли здоpовыми. Потом эти кости закапывали в землю.