III. Изучение нового материала.
– Продолжают поэтическую тетрадь стихи Агнии Львовны Барто.
– Какие стихотворения Агнии Барто вы знаете, любите?
Если на уроке будет достаточно времени, то ученики могут зачитать их любимые стихи или отрывки из любимых стихов А. Л. Барто.
– Случалось ли вам оставаться дома без мамы, но не на несколько минут или часов, а на несколько дней или недель?
– Легко ли было пережить разлуку с мамой?
– Вот и герою стихотворения Агнии Львовны было так же трудно без мамы. Об этом – стихотворение «Разлука».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (Грустное, печальное.)
– Согласны ли вы с героем стихотворения, что «все он делает для мамы»?
– Почему без мамы мальчик все равно «играл гаммы» и «клал на место спички»?
– А как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.
– Как надо читать это стихотворение? (С грустью, неспеша.)
Упражнение в чтении стихотворения.
– Прочитайте другое стихотворение Агнии Барто «В театре» друг другу (работа в парах).
– Понравилось вам стихотворение?
– А какое настроение осталось у вас после чтения этого стихотворения?
– Что вас развеселило?
– А что огорчило?
– Как вы думаете, почему девочка сказала ребятам о том, что ей очень нравится балет? (Ей было стыдно, неудобно признаться ребятам, что она не увидела спектакль из-за того, что искала потерянный номерок.)
– Что помешало сбыться давней мечте героини стихотворения
А. Барто?
– Как автор относится к своей героине?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какие чувства пробудил?
– О чем заставил задуматься?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворений А. Л. Барто «Разлука», «В театре» (с. 114–117, часть 2-я).
Урок 69
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА.
«КУКУШКА», «КОТЕНОК».
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством Е. А. Благининой; прививать детям интерес к чтению; развивать воображение учеников, выразительную речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Несколько учащихся выразительно читают стихотворение С. В. Михалкова «Рисунок».
– Чье чтение вам понравилось больше всего?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке нас ждет встреча со стихами Елены Александровны Благининой.
Одно из стихотворений – о птице, которую если кто из вас и не видел, то уж слышал обязательно. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, а ее птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Догадались, кто эта птица?
Многие считают, что кукушка – плохая мать, но это не так. Кукушка – заботливая мать, а подкладывает яйца в чужие гнезда лишь потому, что не может выкормить своих птенцов: ведь питается кукушка жирными мохнатыми гусеницами, очищая от них наши леса, а птенцы их есть не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда других птиц, чтобы эти птицы выкормили ее птенцов нежными мошками и комариками.
Может быть, поэтому голос кукушки печальный и невеселый.
Учитель читает стихотворение «Кукушка».
– С каким чувством поэтесса говорит о кукушке?
– Сравните стихотворения «Голос в лесу» С. Я. Маршака и «Кукушка» Е. А. Благининой. Какое настроение создает у авторов голос кукушки?
– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки?
Упражнение в чтении стихотворения.
– Другое стихотворение – о милом, добром существе, которое любят дети и которое часто живет с нами.
– Прочитайте стихотворение Е. Благининой «Котенок» друг другу
(работа в парах).
– Какое чувство вызвало у вас стихотворение?
– Как характеризует поэтессу это стихотворение?
– Отчего изменился котенок?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что вас больше всего удивило?
– Что понравилось? Какую бы работу вы хотели выполнить еще?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок» (с. 120–121, часть 2-я); приготовиться к обобщающему уроку: выучить наизусть стихотворение одного из поэтов: С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова или Е. А. Благининой.
Урок 70
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
Цели:обобщить знания учащихся по изученной теме; прививать интерес к литературе, расширять кругозор учеников, развивать красивую выразительную речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворения Е. А. Благининой «Кукушка» и «Котенок».
Дети оценивают чтение друг друга, называют лучших чтецов.