Глава I. Психолого-педагогические проблемы по развитию творческой фантазии на уроках изобразительного искусства

Курсовая работа

на тему: “Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства при иллюстрировании сказок”

Выполнил студент III курса

группы 33 специальности

( ) “Изобразительное искусство и черчение”

Дегода Денис Викторович

Руководитель:

Савченко Оксана Леонидовна

Стерлитамак,2014

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Психолого-педагогические проблемы по развитию творческой фантазии на уроках изобразительного искусства………………………………………………..5

§ 1.1. Сущность понятия “творческая фантазия” …………………………………5

§ 1.2. Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства…..7

Выводы по I главе…………………………………………………………………....12

Глава II. Практические работы по организации уроков изобразительного искусства с учетом развития творческой фантазии у школьников……………………………..13

§ 2.1. Анализ конспектов уроков по изобразительному искусству с учетом развития творчества учащихся.………………………………………………………………...14

Выводы по II главе……………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………….20

Литература……………………………………………………………………………..21

Приложение……………………………………………………………………………24

Введение.

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. [1, 135]

Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Я.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с определением влияния изобразительного искусства на развитие творческого воображения у школьников, мало разработаны. Это и послужило основанием для выбора темы исследования, целью которого является теоретическое и экспериментальное обоснование использования изобразительного искусства как средства развития творческой фантазии младших школьников. [12, 640]

Изобразительное искусство способствует разностороннему развитию личности, в частности, процесс иллюстрирования способствует эмоциональному и нравственному развитию детей; знакомство со сказками и литературными произведениями расширяет общий кругозор учащихся и, в целом, повышает их культурный уровень. [22, 52-59]

Фантазия играет очень важную роль в жизни ребенка. Но именно у них фантазия развита не достаточно, т.к. фантазия опирается на образы, опыт, а у детей его мало. Фантазия с одной стороны взывает бурю эмоций, а с другой - является способом постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря фантазии можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество, и позволяет представить конечный результат своей работы, без чего не мыслима ни одна деятельность. [13]

Объект исследования - процесс развития творческого воображения школьников.

Предмет исследования: творческое воображение школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений.

Цель исследования: выявить педагогические условия, эффективно влияющие на развитие творческого воображения школьников в процессе иллюстрирования литературных произведений.

Задачи исследования:
1. Охарактеризовать творческую фантазию как психический процесс.
2. Выявить особенности развития творческой фантазии школьников.
3. Проанализировать влияние изобразительного искусства на развитие творческой фантазии школьников.

Методы:

1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы;

2. Наблюдение;

3. Анализ продуктов деятельности учащихся.

Глава I. Психолого-педагогические проблемы по развитию творческой фантазии на уроках изобразительного искусства

§1.1. Сущность понятия “творческая фантазия”

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Эту творческую деятельность, основанной на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет фантазией. [5, 22]

Фантазия является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. [2, 25]

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов фантазия бывает воссоздающая и творческая. [10, 368]

Творческая фантазия — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческая фантазия заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческой фантазии людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. [3, 109]

Важнейшими составными частями творческой фантазии являются:

· Гиперболизация (Преувеличение и приуменьшение) отдельных элементов впечатления. Примером может служить: Гулливер, Мальчик с пальчик, Дюймовочка.

· Ассоциация (объединение элементов). Объединение может происходить на разной основе и принимать различные формы от субъективного объединения образов до объективно научного.

· Агглютинация. «Склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок, мифов человек-зверь, минотавр, медуза - гаргона... [18, 368]

· Комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

· Существенным способом создания творческих образов является -акцентирование-подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или приуменьшение.

· Фантазия присуща каждому человеку, а особенно это качество присуща детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию фантазии необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка. [7, 95-98], [10, 368]

Нет сомнения, что творческая фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт. [8, 45]

Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения. [16, 229-270]

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения. [25, 74-87]

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детской фантазии, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитой и богатой фантазией. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно. [24, 41 - 46] [10, 344 – 360]

Наши рекомендации