Антивоенная тема в литературе Франции. Анализ повести Веркора «Молчание моря»
Литература антифашистского Сопротивления - это многочисленные произведения, прежде всего поэзия и публицистика как самые мобильные и быстрореагирующие на события, созданные в оккупированных гитлеровской Германией и фашистской Италией странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции в годы второй мировой войны (1939-1945). Наиболее классическая форма лит-ры сопротивления обнаруживает себя во Франции. Сопротивление во Франции, к которому примкнули Поль Элюар и Робер Деснос, объединило сюрреалиста Филлипа Супо и дадаиста Тристана Тзару, и экзистенциалиста А. Камю. Это лит-ра запрещенная, она должна лаконична, действенна, понятна. Осн жанры: очерк, лирика, поэзия малых форм, рассказ, новелла, небольшая повесть.
Веркор (наст. имя Жан Марсель Брюллер ) -26.02.1902 -10.06.1991 — французский писатель, художник-иллюстратор. С началом Второй мировой войны, в 1939 году, Брюллера призвали в резервный батальон, демобилизован он был после перемирия в 1940 году. В период оккупации Франции, летом 1941 года, Брюллер написал посвященную погибшему поэту Сен-Поль-Ру повесть «Молчание моря». «Молчание моря» было первой книгой, выпущенной подпольно, тиражом 350 экземпляров, в издательстве «Минюи» – центральном издательском доме Сопротивления, основанном самим Веркором и Пьером де Лескюром в 1941 году. Повесть «Молчание моря» создана по следам истории, произошедшей во время войны с самим автором. Сюжет простой, приобретает форму причты, параболы: в 1940 году немецкий офицер поселяется во французской деревне, в оккупированной зоне; каждый вечер он разговаривает по-французски с хозяевами дома, которые ему не отвечают. Пожилой француз(рассказчик) повествует о происходящих событиях , наблюдает за др. персонажами- молодой франц-кой- его племянницей и молодым офицером, немцем Вернером фон Эбреннаком. Точка зрения рассказчика выполняет фун-ю ангажированности, а система персонажей задана целью. Старик и его племянница своим молчанием выражают сопротивление оккупанту. Этот человек пришел как завоеватель в этот дом. Понятно, что метафора эта не слишком тонка, но, поскольку нацисты также не блистали утонченностью, книга должна была разить напрямую. Безмолвие этих французов ярко символизирует тот ужасный период одиночества, ту армию теней, невидимок, смиренников, которые не могли сказать «нет» во весь голос, потому что для этого следовало эмигрировать в Англию или рисковать своей жизнью, но которые прошептали «нет», прожили в этом «нет». Монолог немца (он пытается объяснить свое поведение и поведение товарищей) наталкивается на молчание старика и его племянницы. Ущербность такого диалога имеет свои причины, ведь речь построена на фальши. С течение времени немецкий офицер, Вернер фон Эбреннак, начинает уважать своих безмолвствующих хозяев, почти восхищаться ими, а под конец старик и его племянница также проникаются к нему чувством, близким к восхищению. В основе «Молчания моря» лежит история – про то, как цивилизованные люди –здесь это солдата вермахта, образованный и обаятельный, рассуждающий перед своими противниками о Моцарте и правах человека - развязывают друг против друга самую страшную из всех войн на земле. Сила «Молчания моря» заключается также в его строгом, сдержанном стиле: «Молчание длилось и длилось. Оно становилось все плотнее, как утренний туман. Плотное, застывшее безмолвие. Неподвижность моей племянницы и, конечно, моя собственная усугубляли это молчание, делали его свинцово тяжелым. Даже сам офицер, растерявшись, стоял неподвижно, и лишь спустя несколько минут я увидел, как его губы дрогнули в улыбке». В конце повести офицер все-таки решается уехать на восточный фронт, что равносильно смерти. И здесь фран-ка реагирует и проявляет какой-то интерес. На этом повесть заканчивается. Повесть направлена на то, чтобы читатель почувствовал дух сопротивления, которое воплощено в образах этих французов.
Сюжет достаточно прост. Это произведение притчевого характера. Цель – призвать французов к переосмыслению сложившейся ситуации. Название расширяет хронотопные рамки. В нем может таиться сила, может возникнуть буря.
3-4.Творчетсво Сартра. Эволюция его философии. + Роман «Тошнота»
Литературные произведения Сартра тесно связаны сего философской системой. В своих романах он занят не столько воспроизведением действительности и созданием характеров, сколько воплощением философских положений экзистенциализма.
На Сартра оказывали влияние Маркс, Гегель, Гюго, Флобер, Бодлер, Фолкнер. Он закончил университет, потом преподавал философию. В 33-34 – стажировка в Берлине. В 30-е г. «Воображение», «Трансцендентность», «Эго», «Набросок теории эмоций», «Бытие и ничто». Параллельно в 27 г он пишет роман Поражение, а в 38 – Тошноту. Затем он был призван на войну. Сартр попадает в лагерь, но сбегает. Создает кружок «Социализм и свобода». В конце войны издает журнал «Лютан Модерн». После войны он сотрудничает с левыми силами, но отвергает идею партийности. Здесь ангажированность зависит от философских идей. В 40-50-е гг создает несколько драматических произведений: Грязные руки, Дьявол и Господь Бог, Мертвые без погребения.
Герои Сартра мечутся по жизни в поисках своей мифической «свободы», угнетаемые чувством всеобщей «ответственности». Каждый такой герой выступает как «потерянное», одинокое и беспомощное создание перед лицом трагического и абсурдного мира, полного враждебных выпадов, неожиданных ловушек и испытаний. Он разъедаем постоянной рефлексией и обуреваем чувством метафизической тоски или тревоги.
Первым литературным произведением Сартра была «Тошнота» (La nausee, 1938) — философская повесть или небольшой роман, созданный в виде отрывистых записей некоего Антуана Рокентэна. Именно в этом произведении Сартр особенно выразительно , воплощает экзистенциалистский тезис о тошноте или головокружении, якобы охватывающих человека от сознания своего одиночества –в неприкаянности в вечно чуждом ему мире. Но если в произведении Сартра нет ни подлинных событий, ни сюжета, ни интриги, то в равной степени в нем нет и характеров, ибо как сможем мы определить лицо и характер такого персонажа, как Рокентэн, воплощающего, по Сартру, общее понятие человека и его горестное положение в мире. Смысл существования никому не доступен. Абсурдность бытия – главный итог романа. Город превращается в символ всего человеческого существования в целом. Люди смирились с бессмысленным существованием, а герой озадачен вопросом – как быть? Роман философский. Все персонажи в нем – персонажи-идеи. Рокантен преодолел отчуждение от сущности. Он познал, чего он хочет.
Послевоенный роман Сартра представлен его трилогией — «Дороги свободы»: Зрелый возраст, Отсрочка, Смерть в душе.
Роман Зрелый возраст: немногим отличается от Тошноты, ибо постоянные злоключения личности в абсурдном мире проявляются здесь пока еще все в той же интимной сфере, в тесном и замкнутом кругу, где бьются в тоске и безысходном одиночестве несколько неприкаянных французских интеллигентов.
Особенности специфической манеры Сартра – романиста:
сосредоточенность на внутреннем мире человека, на особенностях его субъективного мышления. Независимость сознания, разрыв между человеческим сознанием и окружающим его миром. Другой характерной чертой сартровского романа является постоянное и упорное снятие романтики со всех жизненных явлений. Даже в любовных отношениях Сартр подчеркивает только низменные, абсурдные проявления, унижающие человека.
В результате манера Сартра представляет собой своеобразное сплетение грубого натурализма с сильнейшим субъективным моментом, т. е. с потрясенным и разорванным сознанием, которое привносит в этот предметный мир горький вкус разложения, обезображивания и снятия всех жизненных идеалов.
Кроме того, в романе Сартра находит отражение еще одно немаловажное для концепции экзистенциалистов положение о невозможности переступить барьер, отделяющий одного человека от другого. Проблема «другого» занимает особое мести в сугубо-индивидуалистической философии Сартра.
«Отсрочка» - сартр не даёт объективного описания событий войны, а изображает субъективные реакции на эти события самых разных персонажей. Война как безумие и болезнь. Человек бессилен перед происходящим.
Смерть в душе – поражение Франции в 1940, бессилие человека перед войной, беспомощность и одиночество человека в период национальной катастрофы.
Сборник рассказов "Стена". Все это пишется в годы войны, он создает цикл "Дороги свободы". Но с точки зрения литературы это не очень удачные произведения, потому что они насыщены философскими отступлениями. Потом он опять возвращается к философскому эссе. Уже в начале 40-х годов становятся популярными его философские трактаты.
Пьеса Альтонские узники: война раскрывает самые низменные стороны души человека. Сартр атакует империалим в целом, современную ему Западную Германию и её хояев.