Синий всадник /Der Blaue Reiter
от /нем./ - Der Blaue Reiter (1911-1914)
Творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии. Объединение "Синий всадник" было основано в декабре 1911 года, в Мюнхене, Василием Кандинским и Францем Марком. Наименование "Синий всадник" повторяло название картины Кандинского (1903г.), и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников. Выбор названия заявлял некую претензию на духовность: небесного цвета рыцарь - традиционная фигура христианских приданий. Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха "Синий всадник" (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства - ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России, искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Право художника на субъективное восприятие реальности, в случае Кандинского вылившееся в полный отказ от фигуративности и переход к абстракции, устанавливало особые соотношения между эмоциональным переживанием, формой и цветом. Эта проблема стала основой формальных исканий, так же, как постоянное обращение к музыке, которую считали эквивалентом живописи. Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Франц Марк (Franz Marc), Пауль Клее (Paul Klee), Август Макке (August Macke), Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky), Марианна Веревкина (Marianne von Werefkin), Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin), Габриель Мюнтер (Gabriele Münter).
Выставки: 1911, Мюнхен, Галерея Тангейзер; 1912, Берлин, Галерея дер Штурм, "Немецкие экспрессионисты".
Тексты: Альманах "Синий всадник", 1912; В.Кандинский "О духовном в искусстве", 1912.
См. также статьи: Баухауз, Экспрессионизм, Абстрактное искусство.
Описание некоторых произведений:
Василий Кандинский "Композиция II. Этюд", 1910. Картон, масло. Частная коллекция.В эскизе ясно виден процесс угасания натурализма и появление живописи, построенной на вибрирующих массах цвета. Использование слова композиция в названии, отражает заимствование музыкальной терминологии живописью (Впечатление, Импровизация, Композиция), начавшееся с 1909 года. Художник размещает фигуры в пейзаже. Их формы построены цветом, элементарны и лишены ассоциативности. Переплетаясь друг с другом, они напрвляют наш взгляд к центру. Общее движение соединяют и замыкают вверху силуэты деревьев. Контуры ясно очерчивают фигуры и предметы, тем не менее выразительность композиции основывается на вибрации мазков, покрывающих пунктиром поверхность картины и распостраняющихся на раму. Цвет насыщенный и плотный.
Франц Марк "Большие синие лошади", 1911. Холст, масло. Миннеаполис, Институт искусств и Центр Уокера. "Как все воспринимают лошадь? Сравнивают с орлом или собакой?" - спрашивал Марк. Глубокая эмоциональная связь с миром природы, лежит в основе поисков, цель которых, как писал сам художник, "пантеистическое воссоединение с током крови, пульсирующим в живой природе, деревьях, животных и самой атмосфере". Композиция картины подчинена движению плавной упругой линии. Она монументальна, пластична и своей геометрией близка раннему кубизму Пикассо. Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой - цвет духовный, суровый и мужской; красный - торжественный и тяжелый; желтый - чувственный и женский.
Новая вещественность
Новая вещественность, также новая предметность, новая вещность (нем. Neue Sachlichkeit) — художественное течение в Германии 1920-х годов, охватившееживопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку.
Программа
Противостояло позднему романтизму и экспрессионизму. Исчерпалось к 1933 году, с приходом нацизма к власти и установлением единой государственной политики в сфере искусства. Название новая вещественность ввёл в обиход в 1923 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить новый реализм в живописи. Хартлауб характеризовал этот реализм так:
«Он был связан с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (они-то и нашли себе отдушину в экспрессионизме). Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону „новой вещественности“. Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, безо всяких идеализирующих или романтических фильтров».
Течение подразделялось на два крыла:
· правое (Мюнхен, Карлсруэ), неоклассическое или магический реализм, избравший в качестве образцов творчество Кирико и Валлотона, и
· левое (Берлин, Дрезден). Последнее, нередко прибегавшее к социальной критике и карикатуре (к нему обычно относят Жоржа Гроса, Отто Дикса, Макса Бекмана), было в тридцатых годах заклеймлено официальной пропагандой как дегенеративное искусство, подлежало символическому поруганию и уничтожению.
Участники
В живописи и графике к новой вещественности принадлежали, кроме уже перечисленных, Жанна Маммен, Кристиан Шад, Даврингхаузен, Рудольф Дешингер, Карл Барт, в архитектуре Эрих Мендельзон и Бруно Таут, в литературе — Ханс Фаллада, Макс Геррманн-Найссе и Альфред Дёблин, в музыке — Пауль Хиндемит, Курт Вайль, в фотографии — Август Зандер, Карл Блосфельдт, Альберт Ренгер-Патч. Последний, альбом которого носил характерное название Жизнь прекрасна (1926), в обоснование своего подхода писал:
«Оставим искусство художникам и попытаемся с помощью фотографических средств создавать изображения, которые могли бы защитить свое достоинство чисто фотографическими качествами, не одолжаясь у искусства».
C течением новая вещественность сближают творчество российского художника Николая Загрекова, работавшего за рубежом и несколько раз выставленного в России[1].