С детьми средней группы
Тема: «Я-человек»
Программное содержание:
1. Обогащение социальных представлений о людях и о себе:
- особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями (цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность);
- органы чувств и их назначение: глаза - чтобы видеть, различать цвет, форму предметов, уши – слышать, нос – дышать, различать запахи, язык – различать вкус, помощь в произнесении звуков и т.п.;
- люди – живые, они питаются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, им нужна пища, чистая вода и свежий воздух, тепло, свет; особенности, присущие только человеку: люди общаются с другими людьми, думают, разговаривают, видят красоту природы, трудятся, заботятся о других людях, растениях, животных, условиях среды, проявляют доброту.
- одежда и деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.
Непосредственно организованная образовательная деятельность по образовательным областям
«Коммуникация»/«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Беседа по теме «Я – человек». Формирование и развитие средств общения: рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта, использовать в речи сложноподчиненные предложения; передавая свое отношение к героям и событиям; чисто произносить звуки родного языка.
«Познание» - развитие кругозора /«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Изготовление кукол из кусочков ткани. Формировать умения работать с нитью: наматывать на кусочек ткани отделяя голову куколки. ручки, завязывать узелки,
«Художественное творчество» - рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Сказочный человечек - гномик». Учить изображать фигурку гномика в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение: рисовать кистью и красками; накладывать одну краску на другую по высыхании при украшении шубки, чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Девочка в платье». Учить передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями, лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживать места скрепления. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательное отношение к работам товарищей.
«Художественное творчество» – аппликация
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
аппликация «Красная Шапочка». Учить передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
- произведения для слушания: «Попрошайка» А. Гречанинов, «Плакса», «Весельчак» О. Ананьев; для пения: «Кто у нас хороший», р.н.п., обр. А. Александрова; для развития музыкального движения: упражнение «Мальчики и девочки» англ. н. м. обр. Л. Вишкарева,
В содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной образовательной деятельности целесообразно внести:
- дидактические игры: «Опасно - неопасно», «Сходства и отличия», «Зачем человеку руки?», «Хорошо - плохо», «Угадай настроение».
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница», «Семья», «Дом» - кроватки, постельные принадлежности, посуда ,машины, одежда для кукол
- книги :«Уроки Мойдодыра», Г.В.Зайцев, «Познай себя сам», К.А. Пармз, «Все обо всём» (Детская энциклопедия, « Где растет? Что едят?» О.Нейлл .
- модели поведения в окружающем мире, схемы с изображением скелета, картинки человека и животного.
- настольный театр, театр на фланелеграфе: « Красная шапочка».
- мнемотаблицы к сказке « Федорино горе».
- семейные альбомы детей.
- в книжном уголке книги и иллюстрации, изображающие мальчиков и девочек в разных ситуациях:
- иллюстрации на тему «Мода для мужчин и для женщин» и «Уроки этикета», журналы мод, иллюстрации, альбомы о людях разных профессий (женских и мужских).
- атрибуты для режиссерских игр: чайный сервиз, салфетки, приглашения на день рождение, скатерть и др.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро
- беседы: «Мы мальчики и девочки»;
- беседа «Как порадовать друга»;
- рассматривание картин В.Васнецов «Аленушка», «Три богатыря»;
- составление рассказов на тему «Если бы у меня была волшебная палочка»;
- составление описательных рассказов по аксессуарам мужской и женской одежды;
- чтение художественной литературы Калинина Н. «Помощники», Ю. Дмириев «Дети разные бывают», сказка «Царевна Несмеяна», К.Чуковский «Федорино горе», В.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья»
- подвижные игры: «Ловишки»,«Большие ноги идут по дороге»
- познавательно-исследовательскую деятельность: «Как нам помогают наши ноги», «Как много дел делают наши руки», «Чтобы глаза видели», знакомство детей со строением глаз, «Воспитание бережного отношения к глазам», «А уши, чтобы слышали?», познакомить с методами профилактики нарушений слуха, «Гигиена слуха»,
- физкультминутки во время занятий «Вот какие мы большие», «Наши ручки, наши ножки»
- игры на ориентировку в пространстве, на внимание «Kто ушел?», «Прятки».
- рассматривание и беседы по картинкам «Дети моют руки», «Дети кушают»
- игровые упражнения «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».
- дидактические игры «Волшебные слова», «Правильно - неправильно», «Азбука настроения»
- обучение умению следить за своим внешним видом.
- учить договариваться, распределять обязанности во время дежурства
- приёмы обучения доброжелательному общению со сверстниками.
- привлечь внимание детей к рассматриванию фотографий, иллюстраций с изображением людей в разной одежде. Инсценировать включение готовых поделок в игру.
- закреплять знание детьми своих имён, фамилии и возраста; имён родителей.
- развивать представления детей о своём внешнем облике.
Гигиенические процедуры
- использование потешек «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто»
- использовать приёмы формирования навыков личной гигиены
Завтрак, обед, полдник, ужин
- использовать приёмы формирования культуры поведения за столом
- ситуативные разговоры о назначении предметов столовой посуды
- ситуативные разговоры по правилам этикета
Прогулка
Наблюдение: наблюдение за человеком (деятельность, одежда)
Труд: трудовые поручения на прогулке «Поможем дворнику, соберем веточки, листья »
Подвижные игры:
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер
- беседы на темы: «Любимое занятие нашей семьи»
- рассказы воспитателя «Когда я был маленьким»
- сюжетно-ролевую игру «Семья»
- игровое упражнение "Обратись друг к другу по имени"
- экскурсию в группу раннего возраста,
- рассматривание альбома «Детские годы наших родителей»
- музыкальную игру «Кто у нас хороший»
- дидактические игры «Волшебное слово»; «Одень правильно»; «Весело-грустно»; «Уроки этикета»;«Кто чем играет»
- ручной труд – плетение салфеток (девочки); чеканка (мальчики)
- изготовление подарка для друзей
- знакомство с трудом дворника. Помочь детям выделить результат труда в каждом из трудовых процессов дворника
- беседа о чувствах
- игровое занятие «Культура поведения в общественных местах»
- рассматривание картинок, на которых изображены мальчики и девочки, со сравнением их лиц, причёсок, одежды, любимых игрушек, событий.
- рассматривание картинок о труде людей;
- проблемные ситуации «Чья это вещь?»
- образные игры имитации, организацияигровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра
Примерный план