Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха
Парки относятся к такому типу социально институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.
По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.
Парк культуры и отдыха - вид городских учреждений, удовлетворяющих потребности городского населения в отдыхе на фоне природы, а также в культурных мероприятиях на открытом воздухе.
Парки культуры и отдыха располагают садово-парковыми и нередко лесными угодьями. В крупных парках имеются зелёные и эстрадные театры, лектории и кинолектории, читальни, аттракционы, танцевальные залы, базы проката спортивного и культурного инвентаря, тиры, спортивные сооружения и площадки, лодочные станции, лыжные базы, катки, игровые площадки, дома однодневного отдыха, детские городки и площадки.
Первый парк культуры и отдыха был создан в Москве на территории первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открытие парка состоялось 12 августа 1928 (ныне это крупнейший в стране Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького).
В 1973 насчитывалось около 1100 Парков культуры и отдыха. Кроме того, значительное число парков находится в ведении профсоюзов, органов просвещения и коммунального хозяйства, курортных учреждений.
Сокольники - московский парк культуры и отдыха, известен как памятник садово-паркового искусства XVIII века. Его зеленый массив в пять раз больше Центрального парка имени Горького, в четыре раза больше лондонского Гайд-парка, в два с половиной раза больше, чем площадь Центрального парка Нью-Йорка.
В XVI веке на месте Сокольников располагался огромный дворцовый заповедник-зверинец, где бродили могучие лоси, поэтому и сам лес назывался Лосиным островом. С начала XVIII века в Сокольниках стали проводиться народные гулянья.
В 1920-х годах часть территории Сокольников была огорожена и выделена в самостоятельный сад.
Сейчас Сокольники представляют собой территорию, на которой выдержана веерная планировка в виде расходящихся от центрального круга просеков, пересекаемых двумя полукольцевыми поперечными просеками. Характерное отличие Сокольников, например, от Нескучного сада - это рельеф. Для них свойственна спокойная песчаная равнина с незаметным уклоном в сторону Яузы (она протекает вдоль восточной границы парка). Здесь нет ни холмов, ни оврагов. Поэтому самим рельефом подсказана радиальная планировка Сокольников.
Когда-то основными породами парка были сосна и ель. Еще сохранились, в основном в северной части парка, "старожилы" - сосны и ели, дубы, но преобладающая часть массива - более юного возраста. Растут в парке березы и клены, липы и вязы, ясень, дуб и каштан. Знамениты Сокольники и своими розами, славятся они и замечательными многолетниками - флоксами, пионами, ирисами, лилиями...
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации. Гуманистические и нравственно - этические основы теории и практики социально-культурной реабилитации.
Российская Федерация стремиться к интеграции в международные структуры. На протяжении всего срока существования мы являемся постоянным членом Совета безопасности ООН, в этом году наша страна председательствует в «большой восьмёрке», близка к вступлению во Всемирную торговую организацию.
есть одна группа населения, государственная социальная политика в отношении к которой находится у нас на столь низком уровне, что впору говорить о продолжающейся дискриминации и ущемлении гражданских прав очень большого количества людей. По последним статистическим данным их численность превысила 12,5 миллионов. Мы говорим об инвалидах.
Прежде всего, необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует чётко обозначенная национальная государственная политика в отношении людей с инвалидностью. Точнее, формально она присутствует в Федеральном Законе № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который, по своей сути является очень прогрессивным. Этот Закон определил, что задачей российского государства является предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и возможностей. К сожалению, эти положения так и остались декларативными, и все дальнейшие практические шаги наших государственных структур свидетельствуют скорее об обратных тенденциях.
Проблемы, связанные с инвалидностью, в нашем государстве условно можно разделить на пять составляющих:
1.Обеспечение создания доступной среды для свободного передвижения инвалидов и беспрепятственной коммуникации.
2.Получение достойного образования в рамках интегрированных форм обучения.
3.Возможность трудовой деятельности без дискриминации в процессе трудоустройства и дальнейшей работы.
4.Расформирование стационарных учреждений для содержания инвалидов, и перевод финансирования на создание вспомогательных служб, позволяющих людям с инвалидностью жить без отрыва от «социума».
5.Обеспечение возможности беспрепятственного получения реабилитационных услуг и технических средств реабилитации.
Во времена Советского Союза именно ограничение в трудовых возможностях являлось единственным критерием установления инвалидности. Государство просто брало на себя обязательство материально содержать инвалида, поэтому вопросы социальной адаптации и трудоустройства даже не поднимались. Единственной государственной программой по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью было создание специализированных предприятий, где инвалиды в изолированных условиях могли заниматься неквалифицированным трудом (клеить коробки, собирать розетки и т.д.) Не слишком много изменилось и сейчас.
Вопросы образования являются ключевыми в дальнейшей жизни человека с инвалидностью. Это влияет и на возможность его дальнейшего трудоустройства, и на полноценную интеграцию в общественную жизнь. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учиться общаться с окружающими, входить в коллектив, ставить и добиваться поставленных целей. Причём значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма.
Дети с физическими ограничениями в большинстве случаев также не имеют возможности учиться в общеобразовательных школах. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата препятствием является архитектурная недоступность наших школ, причём строительство таких школ продолжается до сих пор, несмотря на нормы Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Градостроительного Кодекса РФ.
Доступ к реабилитационным услугам и техническим средствам реабилитации для людей с инвалидностью после последних нормативных изменений заметно осложнился. Если ранее получение той же инвалидной коляски, трости, костылей или путёвки в санаторий было возможно просто по назначению врача, то теперь их предоставляют исключительно в соответствии с записью в Индивидуальной программе реабилитации. Гуманистические и нравственно - этические основы теории и практики социально-культурной реабилитации.
Фестивали, мероприятия :
Гуманизм, доступность, опора на возможности, принцип добровольности, независимость, привлечение семьи имеет большое значение.