Социально-культурные технологии

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Марков А.П., Бирженюк Г.М.

ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

1997
СОДЕРЖАНИЕ

Проектная сущность социально-культурных технологий________________ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ______________________________________________________ 7

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования________ 7

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования____ 18

1.4. Культура как область проектной деятельности (содержание понятия) 24

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования_________ 34

1.6. Принципы социально-культурного проектирования_______________ 40

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ 55

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа___________________________ 55

2.2. Понятие и структура ситуации__________________________________ 56

2.3. Социокультурная ситуация и ее составляющие (поля и сферы жизнедеятельности) 59

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации_______________________ 61

2.5. Типы проблем и технология ИХ анализа__________________________ 65

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений 77

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевых” проблем 103

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ__________________________ 118

ГЛАВА 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ 129

3.1. социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики__________________________________________________ 129

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ_ 137

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры 150

ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ__ 161

4.1. СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ___________________________________ 161

4.2. ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования (или ОБОСНОВАНИЯ ЗАМЫСЛА ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА)______________________________________ 168

Структура и содержание разделов проектов I типа_____________________________ 176

Структура и содержание разделов проектов II типа____________________________ 183

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ_____________________________________________________________ 186

ГЛАВА 5. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 212

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования____ 212

5.2. Проективные возможности инновационных игр__________________ 215

5.3. Принципы игрового проектирования___________________________ 217

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр 222

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской программы поддержки и развития культуры_____________________________________________________ 225

Тематика практических заданий:___________________________________________ 235

ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ____________________________________________________________ 236

6.1. УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ (ИЗ БЮДЖЕТНЫХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ) 236

6.2. БЮДЖЕТ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ__________________________________________________________ 239

6.3. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ_________ 243

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________________ 254

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Основные дидактические единицы: Понятие социокультурного проектирования (сущность, объект, цели, задачи, приоритетные области). Программа и проект как результаты проектной деятельности (особенности, условия и формы осуществления). Мировоззренческие основы проектной деятельности, целевая установка и варианты проектных стратегий. Технологические и содержательные элементы проектирования (проблематизация, целеполагание, инструментализация, развертывающаяся система действий). Специфика целевого обоснования проекта и формирования его содержательных разделов. Социально-культурная деятельность как объект проектирования (содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте проектирования). Содержание процессуальных аспектов культуры и задачи проектной деятельности. Предметно-результативный уровень культуры: содержание, приоритеты и проблемы проектирования. Ценностно-нормативный срез культуры как мировоззренческая основа проектной деятельности. Направления проектной деятельности в области развития культурной инфраструктуры. Понятие “регион” в контексте проектирования. Специфика отраслевого и территориального подхода к культуре как объекту проектирования. Принципы социокультурного проектирования. Проблемно-целевая ориентация как ведущий технологический принцип проектной деятельности[1].

ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования (или ОБОСНОВАНИЯ ЗАМЫСЛА ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА)

Локальный (или целевой) проект – это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели (более полному развитию творческого потенциала субъекта социально-культурной деятельности, выступающего в качестве аудитории проекта) путем:

– изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития;

– оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека.

Как и социально-культурная программа (федеральная, региональная), целевой проект представляет собой относительно самостоятельную, законченную, логически выстроенную последовательность акций, позволяющих разрешить реальные проблемы социальной группы, создать условия для социокультурной самодеятельности населения. Следовательно, и на уровне формирования целевых проектов проблемно-целевая ориентация сохраняется как доминирующий принцип проектирования.

Можно выделить два типа целевых проектов, которые отличаются друг от друга логикой, алгоритмом и технологией проектирования.

Первый тип условно можно обозначить как оргпроект, предполагающийсоздание тех или иных форм негосударственных общественных объединений.

В свою очередь, существует несколько вариантов оргпроектов:

– по целям и содержанию деятельности они могут быть или в границах одной проектной области (например, общественные объединения, действующие в сфере политической, экологической, исторической культуры), или в нескольких проектных областях.

– по социальной базе (аудитории проекта): она или четко определенная (т.е. четкая категория или социальная группа – профессиональная, статусная, этническая, проблемная и др.)[79], или аудитория проекта смешанная.

Специфика разработки оргпроектов:

1. Особенности проблемного поля и целевой ориентации.

Цели и задачи оргпроекта определяются содержанием социально-культурных проблем. Точкой отсчета в процессе его разработки является область проблематики, поэтому разработка проекта начинается с анализа социокультурной ситуации и выявления наиболее типичных проблем, характерных для тех или иных составляющих социокультурной среды и образа жизни, т.е. художественной среды и художественной культуры, социально-психологической среды и социально-психологической культуры, духовно-нравственной среды и соответствующей культуры т.д.

На втором месте по значимости – социальные проблемы (особенно в обосновании тех задач и направлений деятельности, которые адресованы вовне, ориентированы на социальные группы, не являющиеся социальной базой общественной организации[80]. Ориентация на решение социальных проблем – это способ повышения общественной значимости деятельности объединения (а, следовательно, повышение статуса, формирование имиджа, привлечение внимания СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета, так и внебюджетных источников).

Личностные проблемы могут учитываться при обосновании целевого и содержательного блока в том случае, если, во-первых, направления и виды деятельности общественной организации адресованы социально ослабленным группам населения; во-вторых, если социальный состав объединения – определенная категория людей, испытывающих жизненные трудности[81].

2. Специфика области проектирования – оргпроект, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере художественной культуры, или в сфере политической культуры и т.д.).

3. Особенности социальной базы (аудитории) – она, как правило, смешанная. Поэтому в процессе разработки проекта создания того или иного общественного объединения охарактеризовать личностные проблемы довольно трудно – они разные у представителей различных социальных групп. Гораздо эффективнее давать характеристику типичных потребностей человека, удовлетворение которых он связывает с деятельностью общественного объединения.

4. Особенности форм реализации оргпроекта (т.е. организации участников, исполнителей и аудитории проекта) – это всегда тот или иной вид негосударственной общественной организаций.

Общая логика разработки целевых проектов первого типа выглядит следующим образом:

социально-культурные технологии - student2.ru Содержание социально-культурных проблем   Приоритетная сфера социально-культурной деятельности
социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru    
социально-культурные технологии - student2.ru Аудитория проекта (характеристика потребностей, интересов, проблем)   Цели и задачи проекта
социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru    
социально-культурные технологии - student2.ru Содержание деятельности     Форма реализации проекта

Главная особенность проекта первого типа заключается в том, что определяющим его содержание и форму реализации является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и даже на этапе рождения основной идеи, замысла проекта) может быть еще не выявлена. Более того, проект, идея которого актуализирована конкретной проблемой в рамках того или иного приоритета, может быть адресован любой социальной группе, но при этом его содержание остается строго в рамках проблемной области. Например, дискуссионный политический клуб, призванный решить соответствующие проблемы в сфере политической культуры (такие как отсутствие мировоззренческой базы для политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; социально-политическая пассивность и апатия населения, падение интереса к политической жизни и др.), может иметь разный социальный состав – молодежь, подростков, пожилых и т.д., но тематика его диспутов, дискуссий и конференций в любом случае будет связана с общественно-политической проблематикой.

И тем не менее, специфика аудитории проекта весьма существенно определяет его содержательную часть, а потому необходим тщательный анализ проблем, интересов и потребностей той группы населения, которой он адресован. Если формой реализации проекта будет та или иная самодеятельная общность (например, объединение, клуб по интересам и т.д.), то необходимо учитывать, что для участников самодеятельности характерна, как правило, двойная мотивация: во-первых, на достижение инструментального результата (в зависимости от специфики объединения и содержания его деятельности) и, во-вторых, на самовыражение, признание, самореализацию личности в общности (в том числе и средствами социально-культурной деятельности). Это качество, в частности, отличает самодеятельное художественное творчество от аналогичных видов профессионального искусства. Например, в объединениях и клубах художественной или искусствоведческой направленности обращение к литературе, театру, кино, музыке не является самоцелью, а служит средством развития навыков самоанализа и самооценки, способностей понимать себя и других.

Второй тип проектов носит ярко выраженную социальную направленность (т.е. социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер).

Проект такого типа носит социально-адаптирующий характер, т.е. он предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человек, группы. Целевой ориентацией проекта является: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности.

Задачи-средства социально-ориентированных проектов можно свести к трем группам:

– оптимизация образа жизни человека (помощь в освоении культурными технологиями (например, артерапия, система Интернет, овладение новой профессией и т.д.);

– изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности;

– оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовной реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация.

Специфика разработки такого типа проектов:

1. “Точка отсчета” здесь является аудитория. Первый шаг в общей логике формирования проекта – характеристика всей совокупности проблем (и прежде всего личностных), носителем которых является конкретная социальная группа – реальная или потенциальная аудитория проекта. Характер личностных проблем определяется тем, что они возникают в системе “человек – среда” – лишь решение такого рода проблем делает проект социально-адаптирующим.

Социально-культурные проблемы вторичны, их анализ необходим для доказательства социальной значимости проекта (особенно на этапе “упаковки” проекта в форме заявки на финансирование).

В то же время содержательная часть проекта может быть связана в самыми разными сферами и областями проектирования, что определяется, с одной стороны, содержанием социально-культурных проблем, но главное – возможностями того или иного вида социально-культурной деятельности разрешить трудности и противоречия, возникшие в процессе жизнедеятельности человека, социальной группы.

Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д.

Схема разработки целевого проекта второго типа:

социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru Аудитория проекта (социальная категория или группа населения)   Характеристика личностных (социально-психологических) проблем
социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru      
социально-культурные технологии - student2.ru Характеристика социально-культурных проблем   Цели и задачи проекта
социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru      
социально-культурные технологии - student2.ru социально-культурные технологии - student2.ru Содержание деятельности     Форма реализации проекта

В технологии разработки проектов (и особенно второго типа) весьма существенным является четкое определение аудитории проекта и ее соответствующая характеристика. Как показывает опыт, процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы не опрашиваем абстрактную “аудиторию”, а изначально знаем типичные проблемы, потребности и интересы устойчивых социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию при разработке и реализации социально-культурных программ.

В этой связи возникают две проблемы:

Во-первых, поиск критериев классификации и дифференциации социальных групп и общностей, которые позволили бы представить социальное “поле” проектирования как определенное и устойчивое множество групп и общностей (т.е. тех групп, в которые включен человек в силу ряда жизненных обстоятельств и социальных ролей).

Во-вторых, определение для каждой социальной группы круга типичных жизненных проблем, которые отличают ее от других групп, т.е. выступают в качестве дифференцирующего признака.

Критериями классификации в данном случае могут выступать различные социально-демографические и социально-культурные признаки, в частности, такие как:

– Возраст. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие группы: дети; подростки; молодежь; люди зрелого возраста; пожилые люди. Приоритетными социальными группами здесь являются дети, подростки, лица пожилого возраста.

– Семейное положение. Здесь особого внимания заслуживают три группы: многодетные семьи; неполные семьи; одинокие люди.

– Степень социальной адаптированности. По этому критерию особой остротой проблематики отличаются инвалиды, мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; бывшие военнослужащие; лица, вышедшие из мест заключения и др.

– Сходство интересов и ценностных ориентаций (различные объединения, группы, клубы по интересам).

Дополнительными критериями характеристики аудитории проекта могут служить пол, уровень доходов, психологические особенности личности и т.д.

В качестве примера характеристики проблемного поля проекта рассмотрим типичные проблемы мигрантов – лиц, в силу ряда обстоятельств сменивших место жительства. Большая часть из них характеризуется невысокой профессиональной культурой, отрывом от национальных корней, отчужденностью от местных проблем, культурным и бытовым аутсайдерством, бесперспективностью социального, личного и бытового устройства. Все это вызывает потерю личностного достоинства и самоуважения, духовную деградацию, которая является следствием утраченной связи с духовными традициями, родиной. Отсутствие чувства хозяина, отчужденность от местных политических структур и форм общественной жизни порождает разрушающие личность формы проведения свободного времени, враждебность и вандализм по отношению к окружающей среде, которая чужда ценностно и недоступна материально. Организация социально-культурных программ для этой категории населения представляет особую актуальность, ибо свободное время в данном случае играет, скорее, роль отрицательного фактора – пустота субъективно-личностного пространства, экзистенциальный вакуум часто заполняется алкоголизмом, наркоманией, преступностью.

Особой поддержки и внимания заслуживают целевые проекты, формой реализации которых является та или иная форма самодеятельной общности. Дело в том, что культура становится условием формирования и самореализации личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека станет его творческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятельности человека, его “встречной” активности по усвоению общественных норм и идеалов. Лишь творческая индивидуальность гарантирует накопление культурных ценностей, их развитие и сохранение. И здесь роль самодеятельной общности трудно переоценить.

Есть и более формальный аргумент в пользу поддержки проектов социально-творческого характера – учитывая ограниченные материальные ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги в создание условий, стимулирующих образование различных самодеятельных объединений (национально-культурных центров, политических клубов, коллективов художественной самодеятельности и т.п.). В таком случае поддерживаемые социокультурные образования сами становятся инициаторами и исполнителями общественно значимых проектов и программ.

Общий порядок формирования всех типов проектов примерно следующий:

– дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или личностных, носителем которых является определенная общность, группа или категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы, жительства, в культурно-досуговом учреждении;

– формулируются цели и основные задачи проекта;

– определяются приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности;

– разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов, педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных и творческих видов деятельности);

– определяется база реализации проекта, его исполнители;

– производится оценка затрат и просчитываются возможные источники финансирования проекта.

Рассмотрим примерную структуру и содержание разделов целевых проектов первого и второго типа.

Структура и содержание разделов проектов I типа

В 1 разделепроекта содержится его название,которое должно, по возможности, отражать его основную идею. Например, ”Зеленый патруль”, Экологический вестник”, ”Экологический ринг”, ”День за городом”, Центр экологического воспитания, “Мемориал погибших деревень”, “Экологический туризм”, “Юношеский парламент” и др.

2 раздел – сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере культурной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, т.е. ответ на вопрос “почему?”.

Например, актуальность проекта “Политический клуб-кафе” может быть вызвана такими проблемами как отсутствие мировоззренческой базы для политического самоопределения различных групп населения; непредставленность в СМИ реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу.

3 раздел – аудитория проекта (ответ на вопрос “для кого?”). В нем дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории или социальной группы, которой адресована программа. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), здесь необходимо учитывать образ жизни типичного представителя данной группы, его положение в обществе, круг интересов и др.

Как правило, аудитория в первом типе проектов является неоднородной с точки зрения социального, социально-демографического и профессионального статуса, ибо точкой отсчета при разработке является проблематика в рамках той или иной области социокультурного проектирования (в художественной, исторической, социально-психологической, политической культуры и т.д.). Поэтому характеристика аудитории проекта осуществляется путем анализа общего интереса или наиболее типичных потребностей человека или социальной группы, которые могут быть реализованы в рамках проекта (в частности, в признании, самовыражении, самореализации и т.д.).

Программы, формируемые на основе доминирующего интереса (к искусству, политике, истории, спорту и т.д.), ориентируются, как правило, на уже существующие и действующие группы – по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении, культурно-досуговом учреждении.

Между вторым и третьим разделом проекта существует не только прямая, но и обратная связь. В частности, специфические социально-культурные проблемы аудитории могут уточнить приоритетные области проектирования и существенно скорректировать содержательную часть проекта.

Возьмем, например, наиболее существенные социально-культурные проблемы лиц некоренной национальности.Исследования показывают, что одним из факторов, формирующих у данной категории населения миграционные намерения, оказалась неудовлетворенность социально-культурными условиями жизни, а уже потом – материальные и бытовые аспекты. В частности, из 13 тыс. опрошенных крымских татар, проживающих в других регионах, 69% отметили неудовлетворенность именно этими условиями и выразили надежду удовлетворить их, вернувшись в Крым. У 18,5% этнокультурные ориентации оказались доминирующими: сохранение патриархальных традиций, общение в собственной национальной среде, отправление мусульманских обрядов[82]. Из этого следует, что предоставление условий и гарантий для национально-культурного самоопределения в рамках “другой” культуры может оказаться удерживающим фактором, сглаживающим социальные, национальные и демографические противоречия[83]. Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о том, что проектная область для данной категории концентрируется вокруг двух сфер проектирования – художественной и исторической культуры.

4 раздел – цели и задачи проекта (ответ на вопрос “зачем?”). Как уже отмечалось, цели – это, как правило, “перевернутые” проблемы, которые получены в процессе анализа ситуации, – они фиксируют ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи – более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями.

Рассмотрим в качестве примера типичные цели и задачи проектов, разрабатываемых в наиболее актуальных областях проектирования:

Цели и задачи проектов в сфере художественной культуры: создание условий для воспитания и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и подростков путем включения их в различные виды художественной деятельности, приобщения к духовным ценностям; художественно-эстетическое развитие различных категорий и групп населения; пропаганда лучших образцов отечественной и зарубежной классики, сохранение и обогащение традиций музыкальной жизни (района, города); создание условий для полноценного художественного развития детей, проживающих в отдаленных от центра поселениях; реализация возможностей искусства в оптимизации семейных отношений, возрождение культуры семейного художественного творчества; выявление одаренных в художественном отношении детей и подростков и содействие их дальнейшему профессиональному самоопределению; использование художественной самодеятельности в качестве средства реабилитации детей, страдающих различными нарушениями; возрождение и сохранение народных традиций, технологий и ремесел путем воспитания интереса и приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству; обеспечение преемственности традиционных художественных ценностей, знаний, умений, технологий; художественное развитие личности на основе изучения и овладения традиционными видами художественной деятельности; помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков, имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства; создание условий для продуктивного творчества, общественного признания и востребованности мастеров народных промыслов и ремесел – носителей художественных ценностей и уникальных технологий; создание новых рабочих мест и расширение социальной базы традиционных художественных ремесел и промыслов за счет приобщения к ним детей, подростков, инвалидов, пожилых, безработных.

Цели и задачи проектов, разрабатываемых в сфере исторической культуры: возрождение историко-культурной самобытности и своеобразия (района, города); восстановление преемственности культурных и духовно-нравственных традиций; воспитание интереса, любви и уважения к истории края, его традициям, к национальной культуре, родному языку; поддержка инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности; стимулирование осознанного участия жителей в пропаганде исторического наследия, сохранении памятников истории и культуры; воспитание доброжелательного отношения между представителями различных национальных, религиозных и культурных групп, способности понимать и ценить культурное разнообразие, осознавать общность всех народов, признавать универсальность человеческого опыта и взаимозависимость всех людей; реабилитация в общественном сознании ценности служения Родине, Отечеству, патриотическое воспитание детей и подростков; формирование личности на примере героев и защитников Отечества, биографий местных жителей и других известных людей, составивших славу города, региона.

Цели и задачи проектов в сфере социально-психологической и духовно-нравственной культуры: воспитание коммуникативной культуры личности, развитие качеств и способностей к переживанию, состраданию, сочувствию; формирование в человеческой общности (в семье, неформальной группе, самодеятельном объединении) гуманного, доброжелательного социально-психологического микроклимата, психологической безопасности; воспитание интереса и навыков совместной деятельности; создание в общности (в семье, классе, неформальной группе) условий, способствующих развитию индивидуальности, удовлетворению потребностей в признании, самовыражении, общении, уважении окружающих, в психологической поддержке.

5 раздел – форма реализации проекта. В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта может быть: социально-культурный центр, Дом ремесел, общественное объединение, фонд, клуб, отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (политических, экологических и т.д.), конкурсная программа (например, на лучшее озеленение улиц, дворов, балконов, программы по педагогическому, экологическому просвещению семьи и др.).

Наиболее распространенным вариантом формы реализации проекта первого типа является общественное объединение[84], которое отвечает наиболее сущностным потребностям человека в общении, принадлежности, признании. Оно формирует своеобразную “среду обитания” – со своим укладом, духовной атмосферой, обрядами, ритуалами, где участники проводят значительную часть своей жизни, многие из них как бы заново обретают смысл существования. При соответствующих условиях и квалифицированной социально-психологической помощи объединение способствует национально-культурному самоопределению, формируют чувство коллективизма, пробуждают человеческую потребность в принадлежности, закрепляют социально-психологическую и духовно нравственную общность людей. Незаменимую роль самодеятельная общность играет для лиц, сменивших место жительства – мигрантов, которые обретают здесь личностно значимую человеческую среду, где их принимают как “своих”; для “маргинальных” личностей, утерявших социальную и психологическую самоотождествленность, находящихся “на границе” двух или более “миров”, систем ценностей и не способных принять ни одну из них как “свою”. Как правило, эта “раздвоенность” сознания сопровождается высокой тревожностью, чувством вины, стремлением компенсировать потерю общности асоциальными формами поведения. Самодеятельный коллектив для такого человека – это возможность восстановить социальную или даже национально культурную идентичность, это способ выстроить систему ценностей, не утрачивая своего “Я”.

Если реализация основного замысла проекта требует создания общественного объединения со статусом юридического лица, то необходимо предварительно определить его организационно-правовую форму. Закон РФ “Об общественных объединениях” регламентирует пять таких форм[85]:

1. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное гражданами для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Собственностью имущества является общественное объединение, обладающее правами юридического лица, отдельные члены общественной организации права собственности не имеют.

2. Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социально-политические и иные общественно полезные цели, разделяемые его участниками.

3. Общественный фонд – вид некоммерческих Фондов, представляющий собой не имеющий членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать его в собственных интересах. Руководящий орган фонда формируется учредителями (решением учредителей фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений) или участниками – путем избрания на съезде, конференции или общем собрании. Субъекты права собственности в общественных Фондах – постоянно действующие руководящие органы, которые осуществляют права собственности на имущество от имени общественных Фондов и в соответствии с уставом.

4. Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям. Управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), которые получают имущество на правах оперативного управления. Доходы, полученные от самостоятельной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

5. Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является удовлетворение потребностей лиц, интересы которых связаны с достижением уставных целей и совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

В частности, одной из перспективных форм разрешения проблем национальных меньшинств (обозначенных в третьем разделе структуры проекта) является национально-культурный центр, который представляет собой разновидность общественного объединения. Именно эта организационная структура может обеспечить культурное саморазвитие и самоопределение национальных меньшинств и лиц некоренной национальности, сохранение и развитие этнической группы как целостного социокультурного образования, включая значимые для данной общности ценности, образ жизни, традиционные виды труда, ремесла; создает условия для взаимопонимания и взаимопроникновения культур различных национально-этнических групп.

6 раздел проекта – содержание проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос “как” может быть представлен в виде следующей таблицы:

Направления деятельности Содержание деятельности База реализации Исполнители и соисполнители Сроки реализации
    &n

Наши рекомендации