Формы культурно-досуговых программ
Будучи важной частью технологии культурно-досуговой деятельности, драматургия культурно-досуговых программ представлена во всем многообразии ее форм. Прежде всего, остановимся на классификации форм организации досуга как более широком по сравнению с формами культурно-досуговых программ понятии.
В основу классификации ученые и практики предлагают заложить следующие критерии:
ü степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);
ü широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);
ü специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых учреждений и т.п.);
ü особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, пенсионеры, самодеятельное население и т.д.);
ü полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (многофункциональные, диафункциональные, комплексные).
Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структура, образуемая на основе организации сценарного материала и аудитории с использованием разнообразных выразительных средств. Выбранная форма культурно-досуговойпрограммы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации драматургического материала, поскольку именно она должна наилучшим образом раскрыть сценарный замысел, эмоционально подготовить зрителя для восприятия происходящего.
Сегодня существует немало подходов к типологии форм досуговых программ.Так, в основу авторской классификации Л.И.Козловской заложены такие признаки как содержание и драматургическое построение культурно-досуговой программы, а также используемые средства выразительности. Исходя из этих признаков, известный белорусский исследователь выделяет следующие формы культурно-досуговых программ:
ü сюжетно-игровые программы как комплекс разнообразных игр (подвижных, интеллектуальных, игр-драматизаций, аттракционов и т.д.), объединенных сюжетом;
ü конкурсно-развлекательные программы как комплекс разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;
ü фольклорные программы, включающие в себя народные игры, песни, танцы, обряды, иные жанры устного народного творчества;
ü шоу-программы как комплекс зрелища, пластики, танцев, клоунады.
ü спортивно-развлекательные программы – комплекс подвижных игр, шуточных поединков, комбинированных эстафет и спортивных конкурсов;
ü информационно-дискуссионные программы, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению;
ü профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую и медицинскую направленность и способствует регуляции психических состояний людей.
Иной подход к классификации форм культурно-досуговых программ представлен Т.И.Гальпериной. Ограничивая свою типологию лишь формами, активно используемыми сегодня в туристской анимации, московский исследователь иллюстрирует ее в виде следующей таблицы:
Поскольку культурно-досуговые программы являются важнейшей составляющей технологии культурно-досуговой деятельности, в самом широком смысле их можно классифицировать по такому критерию как функции досуговой деятельности, объединив их до двух основных.
1. Информационно-развивающая, просветительская функция (информационный тип содержательного досуга) включает в себя организацию и направление познавательной активности личности, распространение общественно-политической информации, гуманитарных и естественнонаучных знаний. Реализации данной функции способствуют такие формы культурно-досуговых программ как беседы, лекции, встречи, информационно-дискуссионные программы (диспут, дискуссия, круглый стол), а также сравнительно новая форма – презентация.
2. Рекреационно-компенсаторная, коммуникативная функция определяется деятельностью по восстановлению физических и духовных сил, организации полноценного отдыха и активных досуговых занятий через расширение индивидуальной жизненной среды, другими словами организованное общение. Наиболее эффективно реализация данной функции возможна в таких формах культурно-досуговых программ как
ü разнообразные театрализованные формы (литературно-музыкальная композиция, театрализованный концерт, шоу-программа, театрализованное представление, капустник, карнавал, праздник, фестиваль и т.п.);
ü зрелищно-игровые досуговые программы (конкурсно-развлекательная программа, сюжетно-игровая программа, КВН, «Что? Где? Когда?»и т.д.)
Оговоримся, что представленная классификация весьма условна, поскольку каждая из перечисленных форм досуговых программ при профессиональной сценарной и режиссерской разработке всегда будет многофункциональна, что обеспечит реализацию неисчерпаемого потенциала досуга для внутреннего развития личности во всей его многовекторности.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику основных форм организации культурно-досуговой деятельности.
2. Представьте различные подходы к классификации форм культурно-досуговых программ.
3. В чем особенности театрализованных форм культурно-досуговых программ?
Литература
1. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристкой анимации: учебно-практическое пособие / Т.И.Гальперина. – М.: Советский спорт, 2008. – 292с.
2. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков . – М.: МГУК, 1998. – 469 с.
3. Козловская, Л.И. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. – с.43-51