Отклонение и модуляция
Произведения, выдержанные в одной тональности, встречаются редко, т.к. введение новых тональностей значительно обогащает тональную палитру произведения, способствует яркости музыкального развития и является важным средством музыкальной драматургии. Новые тональности обогащают развитие мелодии, расширяют функциональные связи аккордов. Совокупность всех тональностей, использованных в произведении, называется тональный план. Тональность, в которой начинается произведение, называется главной, а все остальные – побочными.
Существует 3 способа тональных сдвигов:
1) сопоставление – появление новой тональности без связного перехода, логической подготовки. Возникает обычно на гранях музыкального построения после цезуры, двойной тактовой черты и выставления новых ключевых знаков альтерации.
Пример: П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса «Вальс»
2) отклонение – временный переход в новую тональность без закрепления новой тоники с обязательным дальнейшим возвращением в основную тональность. Осуществляется отклонение через доминанту (реже субдоминанту) новой тональности, которая называется побочной доминантой (субдоминантой). Поэтому, скорей всего, в нотном тексте появятся случайные знаки альтерации, чуждые предыдущей тональности и характерные для новой.
Пример: П. И. Чайковский, «Детский альбом» - «Утреннее размышление».
3) модуляция – переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения. Наиболее распространены тональные модуляции, при которых происходит смена тоники. Но в музыке встречаются и модуляции, при которых изменяется только лад, а тоника остается прежней (например, до-минор – До-мажор). Такая модуляция в одноименную тональность называется ладовой.
Пример: П. И. Чайковский, «Детский альбом» - «Мазурка».
Переход из одной тональности в другую включает в себя следующие этапы:
1) показ исходной тональности (экспозиционный гармонический оборот);
2) общий аккорд, который можно объяснить как в первоначальной, так и в новой тональности;
3) модулирующий аккорд – чаще побочная доминанта (реже субдоминанта) из новой тональности;
4) закрепление новой тональности (каденционный гармонический оборот) при модуляции или же возвращение первоначальной тональности и ее утверждение при отклонении.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ХРОМАТИЗМ
Хрома (chromaгреческ.) – краска, цвет. Хроматизм – любое повышение или понижение на полтона диатонических ступеней лада (ступеней натуральной гаммы).
По своей роли в мелодическом движении хроматические звуки могут быть:
1) проходящими – т.е. они появляются при поступенном восходящем или нисходящем движении:
2) вспомогательными – т.е. взятыми полутоном выше или ниже между повторениями одного и того же диатонического звука. Различают верхний и нижний вспомогательные звуки.
Полутоновые сопряжения звуков в интонационном смысле всегда звучат острее целотоновых, поэтому использование хроматических звуков способствует значительному повышению напряженности общего звучания музыки.
В гармоническом отношении хроматическое изменение ступеней лада, входящих в состав аккорда, приводит к образованию более ярких и сильных тяготений в звучании аккомпанемента.
Таким образом общее значение хроматизма состоит в возможности привнести в лад дополнительные по отношению к семиступенной диатонике элементы:
1) острые полутоновые тяготения
2) новую расцветку лада (вид лада)
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
Хроматическая гамма – это последовательность звуков полутонами. Она не образует самостоятельного лада, а является усложненным видом натурального мажора или минора.
Хроматическая гамма строится посредством заполнения б.2 в натуральном звукоряде повышенными или пониженными ступенями. Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.
Правило правописания хроматической гаммы в мажоре: при движении вверх повышаются все ступени, расположенные от следующей на тон, кроме VI ступени, вместо которой понижается VII. При движении вниз понижаются все ступени, расположенные на тон от следующей, кроме V ступени, вместо которой повышается IV:
Правило правописания хроматической гаммы в миноре: при движении вверх повышаются все ступени, расположенные от следующей на тон, кроме I ступени, вместо которой понижается II (т.е. как в параллельном мажоре). При движении вниз хроматический минор записывается как одноименный хроматический минор, но с поправкой на ключевые знаки:
Алгоритм построения хроматической гаммы:
1. выписать ключевые знаки данной тональности
2. записать натуральную гамму, ноты писать подальше друг от друга, чтобы было куда вписать альтерированные ступени
3. проанализировать расстояние между соседними звуками и обозначить полутоны в гамме - при этом обязательно УЧИТЫВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ!!!
4. выполнить исключение по правилу правописания хроматической гаммы
5. заполнить все оставшиеся б.2 полутонами с учетом правила правописания хроматической гаммы
Возможные ошибки:
1. при высчитывании расстояния между звуками в гамме не учтены ключевые знаки
2. не выполнено исключение по правилу правописания хроматической гаммы
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. выучить конспект;
2. построить хроматические гаммы мажорную и минорную вверх и вниз:
3. выполнить анализ: определить, в каких тактах использована хроматическая гамма.
ЛАДОВАЯ АЛЬТЕРАЦИЯ
Ладовая альтерация – усиление тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. При этом альтерируются лишь те ступени, которые расположены на целый тон от устойчивых.