Методическая служба в условиях реформ
Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные дворцы, к примеру, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Томская, Кировская, Пермская области. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).
В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (Республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области).[3]В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, Научно-методические центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.Кроме региональных Домов народного творчества изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения, такие как районные и сельские методические центры, центры народной традиционной культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом социально значимые формы и методы работы учреждений культуры. Наблюдается тенденция к созданию интегрированных моделей учреждений культуры.За последние пять лет заметно активизировалась творческая инициатива населения. Культурная жизнь насыщена локальными фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями.В предыдущие годы мы стремились осмыслить место и роль методической службы народного творчества в процессе сохранения культурного разнообразия, подтвердить ее значимость в общем русле культурной политики государства, обеспечить методические службы современными информационными ресурсами, поднять престиж уникального явления художественной самодеятельности и любительского искусства, как средства творческого развития и самовыражения личности. В связи с чем была развернута работа по информатизации деятельности, результатом которой стали уникальные информационные проекты, отмеченные по итогам Всероссийского конкурса информационных программ дипломами Министерства культуры Российской Федерации.Обеспечивая методическую базу преобразовательных процессов в связи с реформами, ГРДНТ и региональные Д(Ц)НТ (Республики Карелия, Чувашия, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Ростовская и Свердловская области) провели мониторинг досуговых предпочтений населения. По результатам мониторинга, а также исходя из требований реформ местного самоуправления и бюджетного сектора, предполагающих широкомасштабную реструктуризацию сети и оптимизацию деятельности клубных учреждений, специалистами ГРДНТ были проведены проектные семинары в 15 территориях РФ, а также подготовлены предложения по внесению дополнений в Федеральный закон N 131-ФЗ в части расширения полномочий муниципальных районов по вопросам обеспечения населения услугами культуры и представлены для рассмотрения в соответствующие комиссии Государственной Думы иФедерального Собрания.Концептуальной основой нашей стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущих работу по сохранению нематериального культурного наследия. В указанных целях ГРДНТ подготовил издания по правоприменительной практике, аналитические издания по проблемам культуры села, сборник «Досуговые предпочтения: практика регионов» по итогам Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры. Ведет активную работу по повышению квалификации. Принимает участие в экспертной оценке программы реструктуризации сети в субъектах федерации и концептуальном обеспечении преобразовательных процессов. Готовит методические рекомендации о критериях преобразования и показателях деятельности сети КДУ в контексте реформ.Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации Д(Ц)НТ должны направить свои усилия на создания методики конструирования муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности: - оптимального; - недостаточного; - кризисного бюджета.Методика должна предусматривать функциональные особенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности предоставляемых услуг, возможности доступа населения к культурным благам. Создание своевременной методики, позволяющей соблюсти балансинтересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения является приоритетной задачей методических служб. Далее необходимо:[4] 1. проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и описать технологию их создания; 2. создать методику преобразования учреждений в новые типы иформы; 3. создать оптимальный перечень услуг организаций культуры; 4. создать критерии эффективности деятельности; 5. создать методику определения штатной численности, согласно типу организации по функциям и по группам по оплате труда; 6. создать методики планирования работы на основе выводов социологических исследований; 7. создать методики социального партнерства; 8. продолжить социсследования, в т.ч. о влиянии участия в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности; 9. создать систему мониторинга фестивального движения с целью отслеживания эффективности бюджетных затрат. Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности. Совершенствование условий для привлечения инвестиций и расширение спектра предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и приумножить культурное достояние народов России.В целях обеспечения вертикали управления процессами сохранения иразвития народного творчества и социокультурной деятельности наша совместная работа по продвижению информационных и методологических проектов должна стать основой преобразований в сфере народного творчества.Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества Методическое обеспечение и межрегиональная координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развития народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов.Организационное обеспечение региональных, межмуниципальных государственных проектов и программ в сфере традиционной народнойкультуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания.Информационное обеспечение субъектов культурной политики по предмету деятельности.Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания.Осуществление общественных связей по вопросам организации и участия в фестивалях, конкурсах и смотрах национальных культур народов России и мира.Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы.Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций.Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества.Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений в субъектах Российской Федерации. Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов.Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.Обеспечение аналитических, социологических и маркетинговых исследований по предмету деятельности.Разработка методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой практики.Повышение квалификации руководителей и специалистов по предмету деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов, семинаров.Издание методических, рекламных и других материалов по предмету деятельности.Разработка критериев и Положения о присвоении звания «народный коллектив», обеспечение работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах субъектов Российской Федерации.Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров)народного творчестваРазработка и методическая помощь в реализации комплексныхсоциокультурных программ, разработка программ и проведениесоциологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельностис формулированием итоговых практических рекомендаций.Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкойсобранных материалов. Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений.Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ,студий, классов.Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции.Разработка методических материалов и учебных программ.В настоящее время важнейшим условием эффективности социально-культурной деятельности является информационно-методическое обеспечение принимаемых решений и контроля их реализации, анализа итогов деятельности. Речь идет не просто о сборе материалов и данных учета и отчетности, а о серьезном аналитическом представлении состояния и развития сферы культуры.Система методического обеспечения социально-культурной деятельности и народного творчества не имеет застывших форм деятельности, она постоянно развивается, совершенствуется с учетом изменяющихся условий, новых установок и требований времени.
В последнее десятилетие в России быстрыми темпами происходит структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на устранение монополии в предоставлении культурных услуг, развитие конкуренции. Среди других организационных преобразований эта структурная перестройка, в частности, осуществляется путем: муниципализации государственных учреждений культуры, расположенных в городах, районных центрах и на селе, передачи в государственную и муниципальную собственность объектов культуры, находившихся в ведении предприятий и других структур, и обеспечения финансирования их содержания и деятельности за счет соответствующих бюджетов.
При этом обеспечивается координация федеральных и региональных культурных программ, единство культурного пространства страны. Особо подчеркнем, что одним из важнейших направлений культурной политики является осуществление комплекса мер по созданию и использованию новых технологий распространения культуры, в том числе правовое и методическое обеспечение деятельности всей сферы культуры, подготовка творческих кадров высшей квалификации.
В этих условиях возрастают роль и значение региональных и низовых органов методического обеспечения социально-культурной деятельности, ибо только они могут помочь успешному внедрению новых технологий распространения культуры.