Полигональный метод трассирования
Трассирование по плану или карте в горизонталях по полигональному методу производится следующим образом:
1) заданные точки или направление трассы соединяются прямой и вдоль нее просматривается ситуация и рельеф, при этом отмечаются участки, где положение трассы не целесообразно (пересечение населенного пункта, водоема, болота, крутых склонов, оврагов и др.);
2) намечаются варианты обхода препятствия (препятствие должно быть внутри угла) и выбирается оптимальный вариант, имеющий минимальную длину, меньшее количество углов поворота и т.д.;
3) при этом трасса принимает вид ломаной линии. Изломы дороги смягчают, вписывая в их углы кривые возможно больших радиусов (3000м и более), но всегда сумма тангенсов двух смежных кривых не должна быть больше расстояния между вершинами углов.
Удлинениедороги, вызванное введением углов поворота, характеризуют коэффициентом развития, равным отношению фактической длины дороги к длине прямой (воздушной) линии.
Каждое изменение направления трассы определяется углом поворота, который измеряют между продолжением направления трассы и новым направлением. Углы поворота последовательно нумеруют вдоль дороги - по ходу трассы. Чтобы запроектированную трассу можно было точно воспроизвести на местности, ее ориентируют относительно сторон света. Для этого вычисляют румбы прямых участков трассы.
Различают следующие геометрические элементы закругления (рис.3.1): угол- , радиус R, кривую К, тангенс Т, биссектрису Б, домер Д.
Т - тангенс - расстояние от вершины угла до начала кривой,
(3.1)
К- кривая - расстояние от начала кривой до конца кривой,
(3.2)
Б - биссектриса - расстояние от вершины угла поворота до середины кривой,
(3.3)
Д- домер ,
(3.4)
При назначении радиусов кривых 2000м и менее для обеспечения безопасного движения автомобилей с наибольшими скоростями необходимо проектировать виражи с односкатным поперечным профилем. Отгон виража, т.е. переход" от двухскатного профиля к односкатному осуществляется на протяжении переходной кривой.
Переходная кривая - это кривая переменного радиуса с постоянным уменьшением от бесконечности (на прямой) до радиуса круговой кривой.
Рис. 3.1 – Схема круговой кривой
После окончательного выбора направления трассы на карте разбивают пикетаж и одновременно составляют ведомость углов поворота, прямых, переходных и круговых кривых (см.прил.2).
Порядок разбивки на карте такой же, как и на местности. От начала трассы (ПК0) раствором циркуля или по линейке откладывают пикеты (пикет равен 100м) до вершины угла №1. Получив пикетаж вершины угла № 1, заносят его в ведомость, измеряют транспортиром величину угла поворота , (влево, вправо) и заносят в ведомость. По углу и местным условиям назначают радиус круговой кривой R и по табл. [3] соответствующие им Т, К, Б, Д и заносят их в ведомость. Если радиус кривой 2000м и менее, необходимо проектировать переходные кривые. Длина переходных кривых зависит от R и принимается по СНиП 2.05.02 - 85 (табл.II) или может быть определена по формуле:
(3.5)
где - величина нарастания центробежного ускорения, =0,3 - 1,0 м/с2, в расчете принимается = 0,5 м/с2.
Элементы переходной кривой L, ∆Т, ∆Б, ∆Д вычисляются по таблицам [3] и заносятся в ведомость (см, прил. 2). Вычисление элементов полного закругления (Тп, Кп, Бп, Дп) вытекает из самой формы и не вызывает затруднений. Главные точки закругления определяются следующим образом: начало кривой НК=ПК(ВУ №1)-Тп; середина кривой СК = НК+Кп/2; конец кривой КК = НК+Кп
Расстояние между вершинами углов S1 можно измерить сразу по линейке, для первой линии S1 будет равно пикетажному положению вершины угла №1 м. Длина прямой вставки S2 определится как расстояние от начала трассы (ПК0) до начала закругления (НК), м. Румб первой линии измеряется транспортиром и равен острому углу между северным или южным направлением ветки карты или компаса и направлением трассы и записывается в последнюю графу с соответствующим названием (СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ).
Закончив заполнение всех граф ведомости для угла №1, переходят к дальнейшей разбивке пикетажа. Откладывая от вершины угла №1 по направлению к вершине угла №2 полный тангенс Тп, находят точку и пикетажное положение КК, от которой продолжают разбивку пикетажа до вершины угла поворота №2. Так как длина трассы по кривым будет короче длины трассы по прямым на величину домеров, то пикетажное положение вершины угла поворота №2 и всех последующих, а также конца трассы, будет:
ПКВУ №2=S11+S12-Д1п;
ПКВУ №n=S11+S12+…+S1n-Дп1-Дп2-…-Дпn-1;
ПК Ктр=ΣS-ΣД (3.6)
где S11, S12, S1n - расстояние между вершинами углов;
Дп1, Дп2, Дпn- 1 домеры углов поворота.
Длина прямой вставки S2 для всех последующих линий определяется как разница между пикетажными положениями конца следующей кривой (КК) и началом (НК) предыдущей кривой, м. Румб последующих направлений вычисляется в зависимости от углов поворота.
После заполнения ведомости всех углов поворота подводят итоги по графам 15,16,17, 27 и 28 и проверяют правильность составления ведомости (см.прил. 2) по следующим формулам.
Проверка расстояния:
1) ΣS1-ΣДП=LТР,
т.е. сумма расстояний между вершинами углов S1 (гр.27) минус сумма всех домеров Дп (гр.17) должна равняться длине трассы;
2) ΣS2+ΣKП=LТР,
т.е. сумма всех прямых вставок S2 (гр.28) плюс сумма всех кривых КП (гр.16) должна равняться длине трассы. После разбивки пикетажа, увязки и проверки ведомости кривьх и прямых переходят к окончательному оформлению плана трассы. Образец оформления плана трассы дан в приложении 1.
В пояснительной записке, «План трассы», должно быть приведено обоснование проложения трассы в зависимости от рельефа и ситуации местности. Необходимо обосновать каждый поворот трассы, величину угла, цель следующего направления, а также величину принятого радиуса.
Показатели запроектированной трассы сводят в табл.3.1.
Таблица 3.1
Технические показатели трассы.
Показатель | Ед. измерения | Количество |
Длина трассы | км. | |
Коэффициент развития трассы | - | |
Количество углов поворота | шт. | |
Средний радиус кривых | м. | |
Минимальный радиус | м. |
Примечание. Средний радиус кривых находят по формуле:
(3.7)
где ΣК- сумма всех кривых, м;
Σ - сумма углов поворота.
Основной недостаток метода полигонального трассирования состоит в том, что магистральный ход, укладываемый в рельеф и ситуацию, определяет положение самой трассы дороги в плане. Это обстоятельство определяет негибкую пространственную линию дороги, которая характеризуется наличием длинных прямых и коротких круговых кривых минимального радиуса, повышенными, объемами земляных работ, повышенной аварийностью.
3.2. Искусственные сооружения
Расчет искусственных сооружений (труб, мостов) в данном проекте не предусматривается. Отверстия искусственных сооружений назначают конструктивно.
Малые искусственные сооружения - это трубы и мосты длиной до 30м.
Мосты длиной от 30 и до 100м являются средними искусственными сооружениями.
Большими называют искусственные сооружения протяженностью более 100м.
Трубы устраиваются в пониженных местах, при пересечении с ручьями. Отверстия круглых труб бывают 0,5м; 075м; 1,0м; 1,25м; 1,5м; 1,75м; 2,0м. Отверстия труб из полуколец бывают 0,75м; 1,0м; 1,25м. Трубы d=0,5м устраивают на съездах и переездах, d=0,75м. - на дорогах при длине до 15м, d=1,0м - при длине до 20м.
Длина труб подсчитывается по формуле
LТР=В+2m(H-d)+M (3.8)
где В - ширина земляного полотна, м;
m- крутизна заложения откосов, принимается в месте устройства труб m= 1,5 ;
H - высота насыпи в месте устройства трубы, м;
d- отверстие трубы, м;
М - толщина портала оголовков, М=0,35 м.
Продольный профиль