Особенности трассирования на крутых косогорах

Косогорные участки могут встретиться на спусках с перева­лов, при трассировании по долинам рек в местах прижимов и при отсутствии террас, на узких водоразделах по склонам возвышенности между седлами и т. д.

Практика строительства и эксплуатации железных дорог требует избегать крутых косогоров (особенно в условиях повышенной влажности грунтов и на­личия грунтовых вод) и сокращать их протяжение, относя трассу на террасы, к подошве склонов, даже в русло реки или на другой берег долины.

При необходимости проектировать железную дорогу в пределах косогоров следует:

тщательно увязывать продольный профиль и план линии с поперечными уклонами местности (трассирование по поперечникам);

быстрее выносить трассу из зоны косогоров или пересекать их по кратчай­шему направлению;

избегать врезаться в косогор выемками; предусматривать меры устойчиво­сти откосов полотна и самого склона, учитывать необходимость подпорных и поддерживающих стенок, систему водоотводов как поверхностных, так и грун­товых вод (сложные дренажи), косогорные искусственные сооружения, тоннель­ные решения, эстакады, снегозаносимость пути и т. д.;

при наличии осыпей выяснить их мощность (до устойчивой породы) электрозондированием и шурфами; в районе распространения многолетней мерзлоты учитывать, что оттаива­ние ее может нарушить устойчивость косогора и привести к подвижкам земля­ных масс.

Принципы трассирования. Укладка трассы по крутому косо­гору зависит от его геологического строения, положения косогора относительно водотока и положения трассы относительно дна долины. Во всех случаях необ­ходимо учитывать неравномерное выветривание пород, слагающих склоны, и их обманчивую внешность — совершенно разрушенные могут казаться крепкими и устойчивыми (сапролиты).

С точки зрения проектирования железных дорог следует различать:

Косогоры из обнаженных скал, имеющие глубину вывет­ривания обычно 1—2 м. Устойчивость земляного полотна на таких участках за­висит от характера напластования горных пород: при падении в сторону косо­гора последние не внушают опасений, а при падении к трассе, как правило, не­возможно обеспечить устойчивость полотна без подпорных или поддерживаю­щих стенок.

Косогоры, прикрытые рыхлой элювиально-делю­виальной толщей, постепенно переходящей в щебенистую породу, за­тем в трещиноватую и, наконец, в сплошную скалу, имеют глубину выветрива­ния обычно 15—20 м. При отсутствии грунтовых вод и крутизне склонов 20— 25° на таких участках можно проектировать как насыпи, так и выемки. При на­личии грунтовых вод или крутизны склона 1 : 2 и круче (30—35°) проектирова­ние плана и профиля линии зависит от мощности элювиально-делювиальных отложений и притока грунтовых вод. Может оказаться необходимым устройство дренажей для избежания оползней, а также подпорных стенок для уменьшения дорогих и трудоемких земляных работ и обеспечения устойчивости откосов полотна. Должна быть проверена целесообразность закрытой галереи или тоннеля. Как правило, такие косогоры следует избегать.

Косогоры, прикрытые древними стабилизиро­вавшимися мелкообломочными осыпями, не вызывают опасений, если крутизна откоса или близость нижележащей террасы позволяет запроектировать полотно насыпью. Допустимо также вскрыть стабилизировав­шуюся осыпь неглубокой выемкой порядка 1—2 м. При необходимости устрой­ства более глубокой выемки вопрос должен быть решен только на основании изучения осыпи.

Косогоры, прикрытые древними стабилизиро­вавшимися крупнообломочными осыпями. Если осыпь состоит из глыб объемом до нескольких десятков кубометров и залегает откосом, близким к 45° при значительной мощности, то местное нарушение устойчивости таких косогоров при.устройстве полотна железной дороги может привести к под­вижке огромных масс. Поэтому трассирование на таких косогорах может быть допущено в исключительных случаях и только насыпями или с распо­ложением пути на эстакаде.

Косогоры, прикрытые действующими осыпями, лишенные растительного покрова, наиболее неблагоприят­ны для проектирования железной дороги. Укладка трассы и устройство земля­ного полотна в их пределах могут быть допущены только при условии предвари­тельной очистки коренной породы от осыпи, устройства высоких предохра­нительных стенок или заключения полотна в галереи. При малых размерах осыпи возможен переход ее виадуком.

Скальнообвальные явления — результат выветривания горных пород или разрушения их взрывами при сооружении выемок требуют при трассировании учитывать возможность скатывания или падения кусков породы на путь и обеспечить возможность защитных мероприятий в виде, на­пример, рекомендуемой путевой заглубленной улавливающей тран­шеи, закладываемой между подошвой скального откоса и бровкой полотна.

При опасности массовых скальных обвалов следует обходить такие места или проходить их тоннелями и галереями.

Большое практическое значение при трассировании имеет взаимное поло­жение косогора и водотока, так как при значительном удалении русла реки от косогора последний может быть обойден по пойме насыпью.

При наличии прижимов следует учитывать, что ход по руслу реки в преде­лах затопления меженными водами может оказаться лучшим по сравнению с трассированием по неустойчивому косогору с возможными обвалами и осыпями.

Если отсыпка насыпи в воду исключается, например, в связи со значи­тельными скоростями течения или недопустимостью стеснения живого сечения водотока, следует рассмотреть вариант переноса трассы на другой более по­логий берег с постройкой моста.

В случае если оба склона водотока неблагоприятны и трассирование воз­можно только полкой, следует рассмотреть варианты поперечного профиля с устройством улавливающей траншеи, исключающей перелет падающего обломка скалы на площадку земляного полотна, и поддерживающей стенки.

Положение трассы относительно дна долины в условиях вольного хода, а также при выборе косогора для напряженного спуска с перевала имеет боль­шое значение при трассировании. Следует иметь в виду, что: мощность элю­виально-делювиального покрова и опасное действие грунтовой воды обычно в нижней части косогора больше, чем в верхней; деятельность осыпей по мере приближения к дну долины затухает; на низких отметках легче обойти опасное место хотя бы с выносом трассы в реку. Поэтому наиболее неблагоприятным является пересечение осыпей на высоких отметках невдалеке от перевала.

Наши рекомендации