Аргументируйте необходимость обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС
В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
• расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
• плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
• резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
• ограниченности общения со сверстниками;
• неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
• экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
• разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
• нарастания межнациональных, межконфессиональных и иного рода межгрупповых напряжений
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
2. Раскройте сущность, цели и задачи внеурочной работы художественно- направления эстетического.
Требования Стандарта к организации внеурочной деятельности школьников включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных результатов- удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Реализация программ внеурочной деятельности способствует:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями видами художественной деятельности;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических норм и чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
3. Охарактеризуйте структуру примерной программы внеурочной работы по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. ( Программа «Смотрю на мир глазами художника»)
Примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы.
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Программы составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта.
Программа имеют определенную структуру и включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).
Пояснительная записка к программам раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.
Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития декоративно-прикладного или изобразительного искусства, показать роль мастеров, исследователей в формировании современных представлений о декоративно-прикладном искусстве.
Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.