В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования

Учебно-методические материалы

по проверке выполнения заданий с развернутым ответом работ ЕГЭ биологии (экспериментальные варианты)

БИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Описание проекта экзаменационной модели для проведения
I. Типы заданий части 2, используемые в экспериментальной модели ЕГЭ по биологии
II. Система оценивания заданий со свободным ответом
III. Виды используемых шкал для оценки заданий с развернутым ответом каждого типа
IV. Инструкции для экспертов по оцениванию заданий части 2
V. Анализ экспертных оценок заданий части 2

Введение

Описание проекта экзаменационной модели для проведения

Единого государственного экзамена по БИОЛОГИИ

в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования

Экспериментальная экзаменационная модель ЕГЭ по биологии разработана с учетом требований ФГОС (2010, 2012г.г.), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (2012г.). Она направлена на решение задачи повышения качества образования, получения объективной информации об учебных достижениях учащихся.

Переориентация содержания образования со знаниевого компонента на деятельностный, предусмотренная в новых стандартах, требует внесения изменений в процедуру проведения итоговой аттестации. Ставится задача изменения подходов к контрольно-оценочной системе, ориентации деятельности учащихся на самоконтроль и самооценку, на проверку их индивидуальной, творческой деятельности, выявление уровня сформированности общеучебных умений и метапредметных результатов. В этих условиях актуальным является разработка научных основ и методических рекомендаций по применению перспективных моделей учебных и практических задач.

Новая модель экзаменационной работы учитывает особенности курса биологии на этапах основного и среднего образования: превалирование эмпирических знаний в основной школе и раскрытие сложных теоретических понятий (учение об эволюции, клеточная теория, экологические закономерности, особенности индивидуального развития, законы генетики и др.) в средней школе, ориентация на формирование УУД, овладение умениями проектно-исследовательской деятельности.

Разработка экзаменационной модели осуществляется в соответствии со следующими положениями:

– непреходящее значение изучения курса биологии в формировании научного типа мышления, социализации личности, принятии законов существования человека и общества в гармонии с природой; формирование качеств рефлексивного поведения при взаимодействии с природой, другими людьми и самим собой;

– необходимость особого внимания к учету таких характеристик психологического статуса школьника юношеского возраста как развитие самосознания, высокая мотивация старших школьников к изучению методов познания окружающего мира, глубокий интерес к процессам, происходящим в природе, в человеческом организме, в деятельности познания;

– акцент на проверке планируемых результатов, которые описывают и характеризуют способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные задачи, как теоретические, так и приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Модель экзаменационной работы включает следующие группы планируемых результатов:

- овладение методологическими умениями научного познания живой природы (проводить наблюдения, описание, измерение, эксперимент);

- освоение понятийного аппарата курса биологии средней школы и умения применять изученные биологические понятия, процессы, теории, законы, закономерности в различных ситуациях;

- применение полученных знаний для объяснения биологических процессов, в том числе и межпредметного характера;

- умение решать биологические задачи различных типов.

Для каждой группы планируемых результатов в экзаменационной работе присутствуют задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.

Задания базового и повышенного уровня проверяют освоение понятийного аппарата курса биологии, определение номенклатуры научных понятий и универсальных учебных действий. Задания повышенного и высокого уровня направлены на использование понятий, теорий, законов, закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы, в практической деятельности, новых ситуациях.

Поскольку на экзамене по биологии невозможно использовать лабораторное оборудование, то овладение методологическими умениями проверяется при помощи модельных заданий теоретического характера. Эти задания либо оценивают какой-либо прием одного из методов, либо проверяют умение самостоятельно планировать последовательность действий по проведению эксперимента, наблюдения, оказания первой помощи, установления последовательности биологических процессов, явлений, умения решать биологические задачи.

Модель ЕГЭ включает задания, оценивающие умения работать с изображением биологических объектов и процессов, с биологической информацией, а также задания практико-ориентированного характера, на составление схем, графиков, родословных, определение структуры нуклеиновых кислот, белков и т.д.

В качестве документов, регламентирующих разработку заданий новой модели, используются: кодификатор, спецификация экзаменационной работы и демонстрационный вариант.

Для апробации разработанной экспериментальной модели экзамена по биологии были разработаны следующие документы:

1) Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой аттестации по биологии в 11 классе;

2) Обобщенный план теста;

3) Кодификатор для создания экзаменационной модели по биологии для государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования;

4) Демонстрационный вариант;

5) 2 варианта тестов для апробации экзаменационной модели.

Кодификатор подготовлен в соответствии с предметными требованиями по биологии Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №413 от 17 мая 2012 г.) и с учетом содержания наиболее востребованных предметных программ и учебно-методических комплектов для ступени среднего общего образования, которые рекомендованы к использованию в образовательных организациях.

Раздел 1 кодификатора содержит планируемые результаты обучения (ПРО), которые детализируют предметные требования ФГОС СОО и операционализованные умения (ОУ), которые являются объектом контроля в рамках государственной итоговой аттестации по биологии за курс средней школы.

Раздел 2 кодификатора включает перечень элементов содержания (ЭС) по биологии, на базе которых разрабатываются задания для оценки достижения планируемых результатов обучения.

Каждый вариант экзаменационной работы включал 25 заданий и состоит из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 19 заданий, из них 10 заданий с выбором одного верного ответа, 5 – с множественным выбором, 3 – на установление соответствия и 1 – на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений. Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей.

Часть 2 включает 6 заданий со свободным развёрнутым ответом: 1 – на два элемента ответа и 5 заданий на три и более элемента, контролирующих знания и умения по всем разделам курса биологии. К каждому заданию этой части прилагаются критерии ответа. Проведенная апробация, анализ ответов учащихся и анкетирование учителей, участвующих в эксперименте, позволили получить следующие результаты.

Значимость проверяемых умений (комплекса умений) для целей итоговой аттестации отметили 83% учителей, нецелесообразность проверки умений в рамках данного предмета 17%. Значимость проверяемого элемента содержания для целей итоговой аттестации отметили 77%, указали на нецелесообразность проверки элементов содержания в рамках государственной итоговой аттестации - 23%. Сложность заданий оценена учителями следующим образом: базовый уровень – 59%, повышенный – 30%, высокий – 11%.

Большинство респондентов (98%) высказали мнение, что задания соответствуют учебной программе, остальные 2% указали на не соответствие действующим программам. 66% респондентов отметили, что для целей итоговой аттестации проверка умений должна проверяться в предложенных заданий вариантов КИМ. 17% анкетируемых считают, что умение может проверяться только в рамках текущей проверки и 17% указали на ее нецелесообразность.

I. Типы заданий части 2, используемые в экспериментальном варианте ЕГЭ по биологии

В экзаменационной работе особое внимание уделяется требованиям к независимой экспертизе оценки заданий с развернутым ответом, что имеет большое значение для получения объективных результатов при проведении итоговой аттестации. Задания этого типа предусматривают проверку знаний учащихся о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого. Они дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. При выполнении этих заданий экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, распределить время для осмысления предложенных заданий и грамотного изложения своих мыслей, продемонстрировать глубину знаний по предмету.

Кроме того, задания со свободным ответом исключают подсказки или угадывания правильного ответа. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Эти задания дают возможность дифференцировать выпускников по уровню их подготовки, установить сформированность умений, характеризующих познавательную деятельность высокого уровня, этапы мыслительного процесса, выявить типичные ошибки.

Каждый экспериментальный вариант в часть 2 включает 6 заданий практико-ориентированного характера со свободным развёрнутым ответом: 1 – на два элемента ответа и 5 заданий на три и более элементов, контролирующих знания и умения по всем разделам курса биологии. К каждому заданию этой части прилагаются критерии ответа. Эти задания оцениваются соответственно максимальными 2 или 3 баллами.

Задания с двумя элементами ответа (№20)контролируют умение выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, аргументировать и обосновывать меры профилактики заболеваний у человека, деятельность человека в природе, необходимость сохранения биоразнообразия;объяснять результаты биологических экспериментов;приводить примеры, демонстрирующие роль и место методов и форм в научном познании.

Задания с тремя и более элементами ответа (№ 21 – 25)контролируют умения владеть методами биологического исследования, составлением графиков, схем скрещивания организмов, родословных при решении задач по генетике, круговорота веществ в биосфере; умения распознавать по описанию биологические объекты и процессы, выявлять их особенности; анализировать и обосновыватьинформацию о биологических системах и процессах; ориентироваться в системе познавательных ценностей; решать биологические задачи по генетике, применять законы и биологические теории, закономерности при анализе и объяснении биологических процессов и явлений.

II. Система оценивания заданий со свободным ответом

Задания части 2 оцениваются экспертной комиссией и являются наиболее сложными для выполнения учащимися и оценивания их экспертами. Это связано с тем, что учащиеся часто дают расплывчатые ответы, не конкретизируют их, отвечают не на поставленный вопрос. Вычленить в таких ответах правильные элементы достаточно сложно. Поэтому для проверки результатов выполнения заданий со свободным ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания. К заданиям прилагается инструкция с эталонами ответов. Она позволяет эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном.

При оценивании задания со свободным ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснения в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.

В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с развернутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований. В первом случае в эталоне предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла».В этом случае правильный ответ может быть дан иными словами.

В случае закрытого ряда требований в эталоне предлагается единственный правильный вариант ответа, не допускаются иные интерпретации и указано: «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В ответах на такие задания должны обязательно присутствовать все позиции, указанные в эталоне ответа.

Оценка письменного ответа проводится путем сопоставления работы ученика с эталоном ответа, при этом эксперт должен ориентироваться на элементы и критерии оценки ответов, которые требуется раскрыть в задании, выявить биологические ошибки и неточности.

Следует отметить, что эталоны ответов носят примерный характер, определяют самое существенное содержание ответа, сформулированы кратко. Эксперты не должны воспринимать формулировку критериев как единственно правильную, за исключением тех случаев, когда в критериях представлена схема решения задачи. Поэтому при оценке ответов испытуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания целесообразно спроектировать следующие позиции: характер информации, полнота отражения в эталоне элементов ответа, возможная вариативность ответа. Ответ выпускника может отличаться от эталона по форме, последовательности изложения элементов содержания. Учащиеся вправе изложить свой ответ другими словами, привести дополнительные сведения, которые не содержатся в эталоне. В этом случае допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла и не влияющая на оценку.

Если в ответе выпускника наряду с элементами знаний, предложенными в эталоне, содержатся сведения, превышающие требования к ответу и не включенные в эталон, то это не позволяет повысить число баллов за ответ, поскольку максимальное число баллов указано в эталоне. В каждом случае эксперт должен объективно установить степень полноты и правильности ответа и оценить его.

Каждый ответ ученика оценивается независимо двумя экспертами. При расхождении экспертных оценок в один балл выставляется более высокая оценка. При расхождении оценок в 2 и более баллов назначается третий эксперт.

Наши рекомендации