Выбор методов обучения на основе их классификации
Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов. Единую классификацию методов невозможно создать так же, как, скажем, и единую классификацию людей. Для оценки и выбора методов придется использовать ряд существующих классификаций, выполненных на основе разных оснований.
Предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:
по источнику знаний(выделяют словесные, наглядные и практические методы, ибо иных источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи (ориентация на методы подготовки обучаемых к изучению материала, предполагающие возбуждение интереса, познавательной потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых умений и навыков; на методы изучения нового материала; на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков, способствующих использованию познанного; на методы контроля и оценки результатов обучения);
по способу руководства учебной деятельностью — непосредственного или опосредованного (выделяют методы объяснения педагога и разнообразные методы организации самостоятельной работы студентов);
по логике учебного процесса(опора на индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы);
по дидактическим целямвыделяют методы организации деятельности обучаемых, методы стимулирования деятельности, например: конкурсы, состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и оценки (Ю. К. Бабанский).
Существует позиция, согласно которой целесообразно поэтому выделять группу методов стимулирования и релаксации, поскольку для современных методик интенсивного обучения характерен такой обязательный элемент, как релаксация (расслабление) после периода активной работы.
Остановимся чуть подробнее еще на одной классификации методов — по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важными критериями выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять общедидактических методов, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Информационно-рецептивный (или объяснительно-иллюстративный метод).Учащиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. Им можно пользоваться для изложения и усвоения фактов, подходов, оценок, выводов.
Репродуктивный метод. К нему относятся применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Это позволяет закреплять знания и вырабатывать навыки и умения.
Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей, особенно это касается развития творчества. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения.
Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как бы свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый, или эвристический, метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию.
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы, имитирующие, а иногда и реализующие научный поиск.
Рассмотрим применение этих методов на уроке.
Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др. Этот метод богат формами (педагогическими приёмами) — словесными и наглядными.
К словесным можно отнести рассказ, беседу, лекции, словесные указания. Объяснение, рассказ, любое слово педагога обращенное к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов; Вместе с тем нужно так повести беседу, разговор с детьми о создании изображения, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь данной темы с тем, что они изображали раньше, вспомнили способы изображения, которыми они овладели.
Словесные приемы обучения используются и в процессе работы над изображением на уроке: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. И в ходе занятия может быть применено образное сравнение, художественное слово («деревья пухом зеленеют», «как молоком облитые, стоят сады вишневые» и др.). Это позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной задачи.
К наглядным обратимся более подробно учитывая особенности предмета «Изобразительное искусство».
- наблюдение,демонстрация или рассматривание разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания учитель должен хорошо подготовиться: выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на форму, цвет, детали и т.п.)
- образец – заранее изготовленный педагогом объект, требующий тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный учителем (а не художником) образец, не имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания. С другой стороны образец помогает быстро усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед глазами образца трудно даже для взрослого. Готовый образец также применяется в обучении конструированию.
В начале работы учитель организует тщательное , целенаправленное рассматривание образца - анализ, обращая внимание на существенные элементы, затем дети приступают к работе – образец остаётся перед глазами. Возможно применение нескольких образцов на одном уроке – если дети уже владеют какими-то умениями, если можно выполнить работу (тот же орнамент) по-разному. Сравнение образцов (так же организованное учителем) помогает выявить особенности разных изобразительных решений.
- показ способов действия (показ приёма работы) играет важную роль в обучении рисованию, лепке, аппликации. Учащиеся должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши, стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Дети не знают способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке. Они ещё плохо владеют изобразительными, техническими приёмами. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами создания изображения, техническими приёмами им эти способы нужно показать и объяснить.
Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом уроке. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в акварели, декоративный мазок в русой кистевой росписи ит.д.)
В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком детям, показывать его не следует.
-показ порядка действий так же важен на начальных этапах обучения. Учитель сначала последовательно создаёт изображение выделяя этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса, на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям приступить к работе (например можно показать всю последовательность выполнения фигурки дымковского коня, последовательность выполнения рисунка натюрморта с натуры и т.п.).
- поэтапный показ- это выполнение всей работы, но учитель создаёт не всё изображение сразу, а выполняет какой-то этап работы, затем предлагает ученикам выполнить этот этап. Пока дети работают - у учителя есть возможность помочь тем, у кого возникают затруднения. Далее учитель продолжает работу, затем опять предлагает детям выполнить следующую часть работы и т.д. В таком показе важно не «мельчить», не показывать отдельно каждое действие и приём, а выделить важные существенные этапы в создании работы (например - поэтапно выполнить с детьми пейзаж акварелью: этап заливки фона, который хорошо просохнет пока дети тоже выполняют фон; и этап прорисовки деревьев). Такая работа на уроке занимает много времени, но позволяет хорошо усвоить технологические приёмы и этапы работы. Поэтому поэтапный показ часто применяется на начальном этапе освоения технологии применения изобразительных материалов, рациональных способов изображения, сложных декоративных работ.
Нужно отметить, что в отличие от образца рисунок или изделие выполненные учителем в процессе показа обязательно убираются, чтобы учащиеся не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя технический приём или этап, а не композицию.
Так же важно обратить внимание на обязательное использование наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано. Невозможно выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно рассказать о чём-либо на уроке изобразительного искусства, не демонстрируя наглядный материал.
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы (приёмы) многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся. Методы обучения, направленные на самостоятельное решение школьниками творческих задач – это метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод и исследовательски метод. В ходе решения каждой задачи они предполагают проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика.
Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.
Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на уроках изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания.
Избранные методы должны соответствовать цели и задачам конкретного урока, этапу обучения и степени подготовленности учащихся, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.(Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и неуместное их применение).
Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Такими условиями могут быть :
— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
— сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;
— воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
— последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся;
— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;
— целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
— отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
— использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
— введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;
— применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
— смена видов изобразительной деятельности в течении учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
— введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.